Советские фарфоровые статуэтки


Фарфоровые статуэтки советского периода (СССР)

Принято считать, что во времена СССР мы были впереди планеты всей в области космоса и балета. Это так, но можно с уверенностью сюда добавить множество других пунктов, одним из которых будет советский фарфор. Тарелки, чашки, сахарницы, вазы были в каждом доме. И, конечно же, советские фарфоровые статуэтки, которые, несмотря на массовое производство, отнюдь не уступали знаменитым розентальским фигуркам.

Советский фарфор: антиквариат или нет?

Многие сегодня задаются вопросом: является ли советский фарфор антиквариатом или нет? Большинство специалистов сходятся во мнении, что нет, ибо для признания вещь антикварной должно пройти не меньше 100 лет. Между тем изделия тех лет пользуются большим спросом, и коллекционеры готовы вложить в них внушительные инвестиции. Особенно дорого стоят фигурки рабочих, красноармейцев, колхозниц, спортсменов, пионеров, а также статуэтки, изображающие героев сказок и басен.

Широкое разнообразие, искусная роспись, необыкновенная теплота привлекали людей в статуэтках из фарфора.

Этого бы не было, если бы работа художников и скульпторов того времени была халтурой. Они старались и работали на славу, отражая в своих произведениях образы и характеры того времени.

На заре Советской власти многие заводы были разрушены, а фигурки слоников и бабочек на комодах считались признаком дурного тона. Но уже совсем скоро большевики поняли, что с помощью статуэток можно нести в массу новую зарождающуюся культуру. Именно широкое разнообразие, искусная роспись, необыкновенная теплота привлекали людей в статуэтках из фарфора. Каждый потребитель мог найти что-то свое в огромном ассортименте, который представляли фарфоровые заводы, которых на территории СССР было около двадцати. Бюсты, животные, литературные персонажи, фигурки передовиков производства и детей, сюжетные композиции, сказочные герои – все эти и многие другие направления были широко представлены в сувенирных отделах всех без исключения универмагов страны. Вот где дефицита не было никогда!

Больше статуэток, хороших и разных!

Надо отметить, что фарфоровые статуэтки времен СССР отличались не только разнообразием сюжетов, но и качественным обжигом и великолепной техникой росписи. Характерно, что практически каждый завод, выпуская весь спектр разнообразных фигурок, имел какую-то свою изюминку в плане тематики или художественной обработки изделий. Так, знаменитый Ломоносовский фарфоровый завод специализировался на изготовлении образов простых людей той эпохи.

Cтатуэтки могли быть как абстрактные, так и могли посвящаться кому-то конкретно: многие помнят знаменитую статуэтку ЛФЗ, которая запечатлела великую балерину Галину Уланову в образе умирающего лебедя.

Известные на весь мир фарфоровые заводы в Дулево и Гжели как никакие другие умели потрясающе точно изображать мельчайшие детали композиции и красочно расписывать фигурки. Недаром сюжетные композиции Дулевского фарфорового завода до сих пор считаются образцом мельчайшей проработки линий, а сказочные персонажи гжельских мастеров по сей день являются эталоном художественной росписи.

Можно по-разному относиться к фарфоровым статуэткам советского периода. Но они являются отражением той эпохи, и при всей своей простоте и наивности всегда несли людям хорошее настроение и позитивные эмоции.

Советские фарфоровые статуэтки

Ушедшая в прошлое советская эпоха была богата своим культурным наследием.

Одним из типичных украшений того времени были чайные сервизы и вазочки, тарелки и фарфоровые статуэтки, которые занимали видные места на полках сервантов.

По большей части эти сервизы, вазочки и статуэтки выполняли декоративную роль. Пользовались ими редко, потому что предназначались они именно для того, чтобы стоять в серванте и радовать глаз. Помимо того, во второй половине ХХ века фарфоровый сервиз был ещё и символом достатка в обычной советской семье.

Редко в каком серванте по соседству с праздничной посудой не стояла ещё и пара-тройка фарфоровых статуэток. Это было модно и красиво.

Целая отрасль промышленности — более 20 заводов в разных уголках Советского Союза — занималась изготовлением разнообразных предметов из фаянса и фарфора. Десятки художников трудились над эскизами. Изготавливались серии фарфоровых фигурок различной тематики, от персонажей русских народных сказок до фигурок рабочих, колхозниц, моряков, солдат, танцовщиц и многих других.

Сегодня по коллекциям таких статуэток можно изучать историю.


Эрдельтерьер

Эрдельтерьер (ЕГМЗ КП № 12762)

Описание: Статуэтка фарфоровая в форме фигурки собаки — эрдельтерьер белого цвета с рыжей мордочкой. На груди круглое отверстие. На передних лапах надпись зеленого цвета: «ЦБ–5С», «ЛФЗ», «3с».

Дата создания: 1970-е годы.

Материал: глазурь, фарфор, заводское производство. Размеры: 19х17,5х6,5 см.

Сохранность: потёртости, небольшой скол на спине. Легенда: закупка 2013 года.

ЕГМЗ КП № 12762


Скочтерьер

Скочтерьер (ЕГМЗ КП № 11804)

Описание: статуэтка в виде фигурки сидящей собаки тёмно-серого цвета. На дне надпись: «ЛФЗ». Автор — Павел Павлович Веселов, роспись — Николай Иванович Жбанов.

Дата создания: 1970-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство. Размеры: 13х10,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11804


Овчарка малая

Овчарка малая (ЕГМЗ КП № 11803)

Описание: статуэтка в виде фигурки лежащей собаки серого цвета. На дне надпись: «ЛФЗ». Автор — Борис Яковлевич Воробьёв, роспись — Иван Иванович Ризнич.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 21,5х10,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11803


Сеттер

Сеттер (ЕГМЗ КП № 11802)

Описание: статуэтка в виде фигурки собаки коричневого цвета на основании белого цвета. Автор — Иван Иванович Ризнич.

Дата создания: 1980-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 22,2х9,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11802


Медвежонок

Медвежонок (ЕГМЗ КП № 11801)

Описание: статуэтка в виде фигурки бурого медведя, стоящего на задних лапах на основании округлой формы белого цвета. Автор — Борис Яковлевич Воробьев.

Дата создания: 1957 год.

Материал: фарфор, заводское производство. Размеры: 14,5х6 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11801


Карпик

Карпик (ЕГМЗ КП № 11800)

Описание: статуэтка на овальном основании в виде фигурки рыбы белого цвета с золотистыми плавниками и хвостом. На дне надпись: «ДЗ Дулево 2с – 55 г».

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 11,2х15,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11800


Белый медвежонок

Белый медвежонок (ЕГМЗ КП № 11799)

Описание: статуэтка в виде фигурки сидящего белого медведя с открытым ртом. Автор — Борис Яковлевич Воробьев.

Дата создания: 1980-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 11х11,2 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11799


Ёж

Ёж (ЕГМЗ КП № 11798)

Описание: статуэтка в виде фигурки ежа серого цвета. Автор — Корзов.

Дата создания: 1970-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: h — 8 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11798


Тюлень малый

Тюлень малый (ЕГМЗ КП № 11797)

Описание: статуэтка в виде фигурки тюленя чёрного цвета, грудка белого цвета. На дне надпись: «Ц. 1-85 ЛФЗ». Модель Кольцова.

Дата создания: 1960-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 12х12,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11797


На водопое

На водопое (ЕГМЗ КП № 11792)

Описание: статуэтка в виде двух фигурок оленей белого цвета с пятнами золотисто-коричневого цвета, на прямоугольном основании.

Автор — Николай Андреевич Моцак.

Дата создания: 1970-е годы.

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 26,5х18х10 см.

Сохранность: потёртости, царапины.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11792


Дон Кихот

Дон Кихот (ЕГМЗ КП № 11791/1)

Описание: статуэтка в виде фигуры мужчины с бородой, со шпагой в правой руке, плащом коричневого цвета и открытой книгой в левой руке.

Надписи: на дне «Nao hand made porcelain. Valencia – Spain. Daisa».

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 38х13,5 см.

Сохранность: потёртости.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11791/1


Дульсинея

Дульсинея (ЕГМЗ КП № 11791/2)

Описание: статуэтка в виде фигуры девушки с длинными распущенными волосами, в платье до пола белого цвета. В руках букет цветов, на руках платок светло-сиреневого цвета.

Надписи: на дне «Nao hand made porcelain. Valencia – Spain. Daisa 1999».

Материал: фарфор, заводское производство.

Размеры: 35х9,5 см.

Сохранность: потёртости, загрязнение основания.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11791/2


Маслёнка «Гриб с гномом»

Маслёнка «Гриб с гномом» (ЕГМЗ КП № 11790 (а,б))

Описание: маслёнка в виде большого гриба. Ножка внутри полая, с серой рельефной ящеркой на тулове. Крышка — шляпка гриба коричневого цвета. На шляпке фигурка лежащего гнома.

Дата создания: начало XX века.

Материал: фаянс, заводское производство.

Размеры: 14,5х12,5 см.

Сохранность: потёртости, загрязнения, трещина на ножке гриба.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11790 (а,б)


Маслёнка «Голубь»

Маслёнка «Голубь» (ЕГМЗ КП № 11748 (а,б))

Описание: маслёнка цветная в виде фигурки голубя. Крышка — голова и верхняя часть туловища голубя. Завод Кузнецова.

Дата создания: конец XIX – начало XX века.

Материал: фарфор, заводское производство. Размеры: 23х12,5 см.

Сохранность: потёртости, загрязнения.

Легенда: закупка 2012 года.

ЕГМЗ КП № 11748 (а,б)

Советский фарфор - Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Советский фарфор​— руководство для коллекционеров

    Специалист по русским произведениям искусства Марго Оганесян предлагает исчерпывающий справочник по советскому фарфору, от статуэток и тарелок до ваз, чайных и кофейных сервизов, а также дизайнеров от Данко до Чехонина и Комашки

    Советские фарфоровые статуэтки как портреты новой породы граждан

    После революции 1917 года фарфор стал экспериментальным материалом для пропаганды спорта и образа нового человека в Советском Союзе.

    Советская пропагандистская фарфоровая фигурка футболиста производства Государственного фарфорового завода, Петроград, конец 1920-х гг. 6 дюймов (15,2 см) в высоту. Продано за 100 000 фунтов стерлингов 26 ноября 2018 года на аукционе Christie's в Лондоне.

    Фигурка футболиста Натальи Данко конца 1920-х годов, проданная 26 ноября 2018 года на распродаже «Русское искусство» за 100 000 фунтов стерлингов, является замечательным примером. Скульптурные образы футболистов вновь созданных клубов, таких как «Динамо» (Москва) и «Спартак» (Москва), вдохновляли подрастающее поколение, и Наталья Данько, ключевой художник Государственного фарфорового завода, была выдающимся создателем этих персонажей.

    Данко, который с 1919 года возглавлял скульптурную мастерскую завода, создал множество фигурок, изображающих новых советских граждан, в том числе спортсменов, рабочих, чиновников и солдат.

    Статуэтки Данко часто раскрашивала ее младшая сестра Елена, которая также работала на Государственном фарфоровом заводе. Ее тонкая фарфоровая роспись дополняла совершенную скульптуру ее сестры. Сегодня имя Данко находит отклик у серьезных коллекционеров советского фарфора.

    Агитационные изображения и фарфоровые клейма на советских тарелках

    После революции 1917 года большевистское правительство взяло под свой контроль Императорский фарфоровый завод. Было обнаружено большое количество некрашеных тарелок, впоследствии украшенных пропагандистскими лозунгами и революционными изображениями.

    Советская пропагандистская фарфоровая тарелка производства Императорского фарфорового завода, Санкт-Петербург и Государственного фарфорового завода, Петроград, 1921. Написано по проекту Сергея Чехонина. Диаметр 9½ дюйма (24,2 см). Продано за 27 500 фунтов стерлингов 3 июня 2013 года на аукционе Christie’s в Лондоне

    .

    Царские бланки часто маркировались царствующим вензелем под основанием, что побуждало большевиков покрывать их заплатой зеленой или черной краской. Тогда художники использовали фарфоровые тарелки как холсты для своих новых советских образов.

    Часто предметом украшения служило праздничное событие, например, Первомай, праздник трудящихся; годовщины Октябрьской революции 1917; или Съезд Советов.

    Советская фарфоровая тарелка, Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, период Николая II, и Государственный фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 1921 год. Вероятно, по проекту Рудольфа Вильде. Диаметр 9⅜ дюйма (23,8 см). Продано за 23 750 фунтов стерлингов 8 июня 2010 года на аукционе Christie's в Лондоне

    .

    На многочисленных табличках был изображен символ новой советской власти — серп и молот, часто сопровождаемый пропагандистским лозунгом. Рудольф Вильде, Михаил Адамович и Александра Щекотихина-Потоцкая были одними из самых знаменитых художников.

    Советская фарфоровая тарелка «Гармонист», производства Императорского фарфорового завода, 1896 г. , и Государственного фарфорового завода, Петроград, 1923-1924 гг. По проекту Александры Щекотихиной-Потоцкой. Диаметр 11 дюймов (28 см). Продано за 53 750 фунтов стерлингов 28 ноября 2016 года на аукционе Christie’s в Лондоне

    .

    Советская пропагандистская фарфоровая тарелка производства Императорского фарфорового завода периода Николая II, 1897 г., с более поздним голубым надглазурным юбилейным клеймом ГФЗ в виде шестеренки, V, серпа и молота, датированной 1922 г., номером 215/15. По проекту Михаила Адамовича. Диаметр 9½ дюйма (24,3 см). Продано за 50 400 фунтов стерлингов 30 ноября 2005 г. на аукционе Christie's в Лондоне

    .

    Щекотихина-Потоцкая особенно тяготела к русскому фольклору и иконописи. На ее красочных тарелках часто изображены советские персонажи, такие как комиссары и матросы, а также сюжеты из русского фольклора, такие как аккордеонисты или рыбаки.

    Советский фарфор на каждый день.

    Советский фарфоровый завод также производил ряд практичных чайных и кофейных сервизов, которые часто распространялись среди недавно созданных советских посольств за границей.

    Несколько фарфоровых сервизов украсил Сергей Чехонин, график, пришедший на завод в 1918 году. Его картины и надписи были одними из самых изящных произведений завода.

    Чайный сервиз из фарфоровой детали из Сервиза "Рог изобилия" Императорского фарфорового завода, Санкт-Петербург, период Николая II и Александра III, и Государственного фарфорового завода, Петроград, 1921-1922 гг. По проекту Сергея Чехонина. Чайник шириной 9¾ дюйма (24,8 см). Продано за 40 000 фунтов стерлингов 1 июня 2015 года на аукционе Christie’s в Лондоне

    .

    В творчестве Чехонина блестяще сочетаются традиционные неоклассические образы с его собственным энтузиазмом и волнением по поводу будущего. Это можно наблюдать на представленном выше фарфоровом сервизе «Рог изобилия», который был продан на аукционе Christie’s в Лондоне в 2015 году за 40 000 фунтов стерлингов. Золотой серп, символ нового режима, мастерски сочетается с нежными полевыми цветами и пшеницей, взятыми из русского народного творчества.

    Сергей Чехонин (1878-1936), Фронтиспис с букетом цветов . 2¾ х 8½ дюйма (7 х 22 см). Продано за 30 000 фунтов стерлингов 26 ноября 2012 года на Christie's в Лондоне

    .

    Увлечение Чехонина народным искусством также можно увидеть в серии рисунков, проданных на аукционе Christie’s в 2012 году, на которых изображены стилизованные птицы, звери и цветы.

    Международная привлекательность советской пропаганды

    После того, как советское правительство наладило внешнюю торговлю, фарфоровые изделия, украшенные революционными лозунгами и пропагандой, активно рекламировались и выставлялись в европейских городах, таких как Амстердам, Берлин, Таллинн, Стокгольм, Лион и Париж.

    Большая и редкая советская фарфоровая пропагандистская тарелка производства Императорского фарфорового завода, Санкт-Петербург, период Николая II, 1906 г., и Государственного фарфорового завода, Петроград, 1923. По эскизу Антона Комашки. Диаметр 14⅛ дюйма (36 см). Продано за 106 250 фунтов стерлингов 4 июня 2018 года на аукционе Christie’s в Лондоне

    .

    Большое блюдо, украшенное рисунком Антона Комашки (вверху), проданное на Christie’s в июне 2018 года, имеет выставочную этикетку из Советского павильона на Международной выставке декоративного и декоративного искусства в Париже в 1925 году .

    Это яркий пример того, что советское правительство стремилось продвигать за границей: рабочий человек, держащий молот и с оптимизмом и уверенностью шагающий вперед.

    Советская пропагандистская фарфоровая тарелка, изготовленная Императорским фарфоровым заводом, Санкт-Петербург, период правления Николая II, и Государственным фарфоровым заводом, Петроград, 1921 год. Диаметр 9⅜ дюйма (23,7 см). Эстимейт: 10 000–15 000 фунтов стерлингов. Предложено в разделе «Русское искусство» 23 ноября 2020 г. на аукционе Christie’s в Лондоне

    Редкое советское агитационное фарфоровое блюдо, производство Императорского фарфорового завода, Санкт-Петербург, период Александра III, 189 г.3 и Государственный фарфоровый завод, Петроград, 1921 г. Диаметр 14⅛ дюйма (35,8 см). Эстимейт: 20 000–30 000 фунтов стерлингов. Предложено в разделе «Русское искусство» 23 ноября 2020 г. на аукционе Christie’s в Лондоне

    История коллекционирования советского фарфора — и подражания

    Интерес коллекционеров к советскому фарфору начал формироваться в 1970-х — начале 1980-х годов. С тех пор он стал неотъемлемой частью почти каждого аукциона русского искусства на Christie’s.

    Музеи России стремились пополнить свои коллекции произведениями этого периода, и, как это часто бывает, этот спрос привел к производству большого количества подделок. Копии легко распространялись по Европе через Восточную Германию и продавались нетерпеливым коллекционерам и музеям.

    Редкая большая советская фарфоровая ваза, Государственный фарфоровый завод, Санкт-Петербург, 1930 год. Высота 18 дюймов (45,8 см). Продано за 422 500 фунтов стерлингов 25 ноября 2013 года на Christie's в Лондоне

    .

    При покупке советского фарфора всегда важно осматривать качество росписи и позолоты, которую трудно имитировать. Манера нанесения знаков и цифр под основанием и их общий дизайн также очень показательны. Крайне важно изучить форму и вид фарфоровой посуды, поскольку для изготовления копий часто использовалась оригинальная посуда с небольших частных заводов.

    Редкое советское пропагандистское фарфоровое блюдо, изготовленное Императорским фарфоровым заводом, Санкт-Петербург, период правления Александра III, 1893 г.


    Learn more