Танцоры балета уехавшие из советского союза


"Невозвращенцы" сцены: артисты балета, сбежавшие из СССР

https://ria.ru/20180128/1513416418.html

"Невозвращенцы" сцены: артисты балета, сбежавшие из СССР

"Невозвращенцы" сцены: артисты балета, сбежавшие из СССР - РИА Новости, 28.01.2018

"Невозвращенцы" сцены: артисты балета, сбежавшие из СССР

Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает... РИА Новости, 28.01.2018

2018-01-28T08:00

2018-01-28T08:00

2018-01-28T16:46

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151306/50/1513065018_0:136:3000:1824_1920x0_80_0_0_c530f7c8d64c0ab0db95eba0e84f9d9d.jpg

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/151306/50/1513065018_0:0:3000:2250_1920x0_80_0_0_5a78b4d50fbf53139ea9915ae33526b0.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

михаил барышников, рудольф нуреев, наталья макарова, мариинский театр, большой театр, американский театр балета

Культура, Михаил Барышников, Рудольф Нуреев, Наталья Макарова, Мариинский театр, Большой театр, Американский театр балета

МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.

Рудольф Нуреев

© AFP 2023Рудольф Нуреев в Театре Елисейских полей в Париже

Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году.   Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.

В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.

9 декабря 2017, 08:00

Скандал, которого не было: долгожданный балет "Нуреев" в Большом

Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.

Наталья Макарова

© AP PhotoНаталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке

© AP Photo

В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.

3 июля 2017, 09:00

Кровь, пот и станок: один день из жизни балерины Большого театра

Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.

Михаил Барышников

© AP Photo / Marty LederhandlerМихаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"

© AP Photo / Marty Lederhandler

Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.

29 апреля 2017, 09:00

Коварство и любовь: драматичные судьбы великих русских балерин

Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.

Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").

Александр Годунов

© AP Photo / Randy RasmussenАлександр Годунов

© AP Photo / Randy Rasmussen

Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.

30 ноября 2017, 19:28

Премьер Большого Владислав Лантратов: "Драма Ромео мне близка"

Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.

В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.

Как сложилась жизнь звёзд советского балета, сбежавших из СССР: Барышников, Годунов и другие

Артисты балета, не вернувшиеся с гастролей.

Время от времени Страну Советов потрясали сообщения о том, что тот или иной актёр или спортсмен решил остаться за рубежом, отказываясь возвращаться с гастролей. Далеко не у всех, кто бежал из СССР в поисках признания, профессионального роста и высоких доходов, жизнь складывалась удачно. Многим талант позволил достичь успехов, а кто-то так и не смог справиться с одиночеством и депрессией.

Наталия Макарова

Наталия Макарова. / Фото: www.portal-kultura.ru

30-летняя ведущая балерина Ленинградского театра оперы и балета категорически отказывалась ехать на гастроли в Лондон. Она как раз разучивала сложную партию и меньше всего хотела отвлекаться от процесса. Однако руководство театра было непреклонно, ещё не зная, какими неприятностями для них обернётся эта вынужденная поездка Наталии Макаровой.

Наталия Макарова. / Фото: www.marefa.org

4 сентября после встречи с другом балерина вызвала полицию и попросила политическое убежище в Великобритании. Убежище было предоставлено, а вот надежды Наталии Макаровой на принятие в труппу королевского Ковент-Гардена не оправдались. Но уже в октябре она вместе с Рудольфом Нуреевым записывала две миниатюры для Би-би-си, а в декабре стала примой Американского театра балета. В Америке она встретила своего супруга Эдварда Каркара.

Наталия Макарова. / Фото: www.tunes.zone

Она танцевала на лучших сценах мира, в том числе в Ковент-Гардене, пользовалась огромной популярностью. Впервые после побега оказалась в России в 1989 году. Наталье Макаровой скоро исполнится 78 лет, она по-прежнему живет в Америке. В 2018 году была удостоена приза балетного фестиваля Benois de la Danse «За жизнь в искусстве».

Наталия Макарова. / Фото: www.ytimg.com

После того, как Наталия Макарова решила остаться за границей, главного балетмейстера театра Константина Сергеева уволили с работы.

Михаил Барышников

Михаил Барышников. / Фото: www.mktravelclub.ru

Танцор в 1974 году был на гастролях в Канаде в составе труппы Ленинградского театра оперы и балета. При этом у органов КГБ не было ни малейшего повода подозревать молодого и успешного Барышникова в желании остаться на Западе. У него было всё, о чём только мог мечтать 24-летний талантливый артист балета: квартира, машина, весьма приличное жалование. Но ему не хватало самого главного: свободы творчества. Он хотел сам выбирать себе репертуар, не ограничиваясь только тем, что предлагало к постановке партийное руководство.

Михаил Барышников. / Фото: www.cameralabs.org

Из Канады Барышников перебрался в США. Тут же был зачислен в Американский театр балета, став его премьером. Уже через 4 года Михаил Николаевич возглавил труппу. Отслужив на посту руководителя 11 лет, решил заняться современным танцем, в чём преуспел не меньше, чем в балете. Снимается в кино, играет в драматическом театре.

Михаил Барышников. / Фото: www.musicseasons.org

Михаил Барышников получил столь желанную для него свободу и признается, что никогда не испытывал тоски по своей исторической родине. Скучал и продолжает скучать по близким и дорогим людям, но отнюдь не по географическим местам.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Сбежавший из СССР: как сложилась судьба русского танцора в США >>

Александр Годунов

Александр Годунов. / Фото: www.mycdn.me

Талантливый артист балета долго вынашивал планы своего побега. И когда, в конце концов, он смог во время американских гастролей уйти из-под надзора агентов безопасности, Александр Годунов так и не смог достичь тех карьерных высот, о которых мечтал.

Александр Годунов. / Фото: www.24smi.org

У него всё сложилось не так. Супруга артиста Людмила Власова отказалась остаться с ним в Америке из-за престарелой мамы, оставшейся в России. В труппу Американского театра балета его приняли лишь через полгода из-за забастовки артистов, не желавших мириться с поступлением нового солиста. Проработав в театре всего год, он попытался построить собственный проект «Годунов и звёзды», но особых успехов не достиг. Переквалифицировавшись в артиста драмы, тоже потерпел фиаско.

Людмила Власова и Александр Годунов. / Фото: www.choiz.me

В результате одиночество и депрессия привели к хроническому алкоголизму и смерти от осложнений гепатита. Александр Годунов скончался на 46-м году жизни.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Трагическая судьба Александра Годунова: скандальный побег из СССР и загадочная смерть знаменитого танцовщика >>

Суламифь и Михаил Мессерер

Суламифь Мессерер. / Фото: www.pomnipro.ru

Легендарная артистка балета, блиставшая на сцене Большого театра, воспитавшая, в прямом смысле Майю Плисецкую после расстрела её отца и ссылки матери, была настоящей примой с мировым именем. Она прожила на родине долгие годы, выступала на фронте во время Великой отечественной войны, оставив сцену, занималась преподаванием.

Суламифь Мессерер. / Фото: www.iknigi.net

Но в феврале 1980 года во время гастролей большого театра в Японии вместе с сыном Михаилом, тоже артистом балета, обратилась в английское посольство с просьбой предоставить ей и сыну политическое убежище.

18-летний Михаил Мессерер. / Фото: www.iknigi.net

Суламифь Михайловна стала преподавателем Королевского театра Ковент-Гарден, помимо этого вела преподавание в Америке, Франции, Японии. Всюду с ней рядом был сын, помогавший во всем матери, самостоятельно занимался преподаванием. Суламифь Мессерер никогда не жалела о принятом решении, считая, что тогда, в 1980-м, поступила абсолютно правильно.

Михаил Мессерер. / Фото: www.rg.ru

Михаил Мессерер с 2007 года руководит балетом Михайловского театра, поначалу в должности главного балетмейстера, с 2018 года – художественный руководитель театра.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Непростая судьба Суламифи Мессерер: как тетя Майи Плисецкой покорила мировую балетную сцену >>

Термин «невозвращенец» появился в Советском Союзе с легкой руки одного из офицеров Госбезопасности и вошел в обиход, как саркастическое клеймо для людей, навсегда покинувших страну расцвета социализма ради жизни в загнивающем капитализме. В те времена это слово было сродни анафеме, причём гонениям подвергались и родственники «невозвращенцев», оставшиеся в счастливом социалистическом социуме. Причины, подтолкнувшие людей прорываться за «железный занавес» были разными, и судьбы у них тоже складывались по-разному.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

иностранных артистов балета покидают Россию из-за войны с Украиной. лучше всего в стране, где люди живут и дышат балетом.

Но через несколько дней после того, как Россия вторглась в Украину, пара бросила свою жизнь с корнем и оставила ценную работу в престижной Михайловской балетной труппе в Санкт-Петербурге.

Митчелл, американка, и Лассакова, родом из Словакии, входят в число десятков иностранных танцовщиц, покинувших Россию после начала войны в феврале. Сейчас они находятся в США, готовятся к выступлению в Южной Калифорнии.

Говорят, война обязательно вернет русский балет в изоляцию советских времен.

«Большинство наших друзей иностранцы. Они ушли, и я не думаю, что они скоро вернутся», — сказала Ласакова.

Эми Брандт, главный редактор Pointe, американского интернет-журнала о мире балета, сказала, что, вероятно, на момент начала войны в России работало менее 100 иностранных танцоров. Но, судя по сообщениям в социальных сетях и объявлениям о найме в танцевальных компаниях за пределами России, большинство уехало, сказала она.

ADVERTISEMENT

More from AP

  • New year brings a grim wave of mass killings across America

  • In reversal, US poised to approve Abrams tanks for Ukraine

  • Classified documents в доме Пенса тоже, говорит его адвокат

  • Министерство юстиции подает в суд на Google из-за доминирования цифровой рекламы

  • Россия открыла Западу свой балетный мир спустя десятилетия после распада Советского Союза. В 2011 году американский артист балета Дэвид Холберг стал первым иностранцем, которого назначили солисткой легендарного балета Большого театра.

    Но в последние недели российские балетные труппы столкнулись с негативной реакцией на войну. Театры Большого театра и Мариинского театра, самые известные балетные учреждения России, ежегодно выступали в США в рамках своего международного турне, но запланированные на этот год выступления уже отменены.

    «Кажется, что во многих отношениях мы движемся назад во времени, — сказал Брандт.

    Митчелл и Лассакова прожили в России семь лет, но решили покинуть страну в начале марта после того, как российские войска вторглись на Украину и когда появились слухи о военном положении, финансовом крахе и лишении свобод. Они наняли такси и поспешно уехали с собакой в ​​Эстонию.

    Находясь в России, пара не вмешивалась в политику, несмотря на то, что видела множество продемократических демонстрантов, марширующих возле их дома. Но когда-то через границу, а теперь и в США, партнеры по танцам открыто заявляли о своем неприятии войны.

    «У нас была сложная ситуация. Но то, что происходит с народом Украины, — это самое трагичное, ужасное, что я мог себе представить», — сказал Митчелл во время интервью в студии Westside Ballet в Санта-Монике, Калифорния, где он когда-то учился и где пара выступит в следующем месяце. для сбора средств на школу.

    Митчелл считает, что танцоры, как русские, так и немногие оставшиеся иностранцы, могут выступать против войны, но опасаются последствий протеста.

    РЕКЛАМА

    «Очень мало русских танцоров говорят, но многие из них хотят уйти, потому что хотят иметь возможность высказаться», — сказал он.

    Русская балерина Ольга Смирнова в прошлом месяце покинула Большой балет в знак протеста против российского вторжения. Сейчас она танцует в Национальном балете Нидерландов.

    С момента прибытия в США Митчелл и Лассакова путешествовали по стране, давали благотворительные концерты и выступали в поддержку Украины.

    Сейчас они репетируют в Westside Ballet в Санта-Монике спектакль «Адажио цирюльника» в постановке российского хореографа Олега Виноградова.

    Балет Митчелла и Лассаковой в Санкт-Петербурге. Теперь они опасаются, что больше никогда не смогут танцевать в России.

    «Русский балет определенно будет полностью изолирован», — сказал Митчелл. «Изолирован от Запада».

    ___

    Автор Associated Press Ольга Р. Родригес из Сан-Франциско внесла свой вклад в подготовку этого отчета.

    Танцоры и диссиденты: как балет стал политическим футболом между Востоком и Западом | Stage

    Когда независимый российский телеканал «Дождь» был закрыт правительством в начале этого месяца, его заключительным актом стали кадры из балета «Лебединое озеро». «Это был эпический троллинг, — говорит историк культуры Саймон Моррисон, автор книги «Секреты Большого театра». Это были те самые кадры, которые крутили по всем российским телеканалам, когда танки въезжали в Москву во время попытки государственного переворота 19 августа.91.

    «Когда в эпоху Горбачева случился путч, экраны переключились на «Лебединое озеро», потому что они не хотели, чтобы люди знали, что происходит», — объясняет Моррисон. «Так [Дождь] троллил их за массовую цензуру. «Вы не хотите, чтобы люди знали, что происходит в Украине, — вот вам Лебединое озеро!». как кураторский список наших еженедельных основных моментов.

    После того, как Россия вторглась в Украину, британские гастроли Российского государственного балета Сибири и московского Большого театра были отменены, что является последним примером роли балета как политического футбола и дипломатического инструмента за многие десятилетия.

    Как бессловесное искусство, танец хорошо путешествует. Имея тесные связи с Кремлем, Большой был провозглашен «секретным оружием» России бывшим премьер-министром Дмитрием Медведевым, посланным за границу для «достижения наших целей», сказал он, не стесняясь использовать балетную студию в качестве арсенала мягкой силы.

    Балет занимает почетное место в русской культуре во всех слоях общества. Русский, которого я когда-то знал в основном из-за его любви к футболу, оказался столь же хорошо разбирается в балете. Меня удивил его интерес. «Почему бы и нет, — сказал он, — если ты лучший в мире?»

    Балет родился не в России (его корни уходят в Италию и Францию), но именно в Императорском русском балете в Санкт-Петербурге в конце 19 века большинство людей согласны с тем, что классический балет достиг своего апогея, с Мариусом Петипа и Львом Ивановым. создание балетов – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», которые остаются основой репертуара. Артисты Мариинского театра (бывшего Императорского, затем Кировского) славятся своими стройными телосложениями, кордебалет милитаристски вымуштрован в волшебном унисоне; Большой за их гигантские прыжки и яркую виртуозность.

    В балетах и ​​труппах отражалась политическая идеология. «Иерархия двора представлена ​​в рядах компании», — говорит Моррисон. «Петипа представил на сцене модель поведения и приличия в строго контролируемом пространстве — ультрацивилизованном, но в то же время ультрарепрессивном». Затем балеты были переосмыслены для советской эпохи, массовое движение кордебалета «легко преобразовать в советский опыт», говорит он, «где индивидуальное желание и стремление определяются через коллектив». Под руководством Юрия Григоровича с 19С 64 по 1995 год такие балеты Большого театра, как «Спартак» и «Иван Грозный», демонстрировали советскую мощь и мораль. Цензоры сказали свое слово, и сюжеты были изменены, что, как известно, привело к счастливому концу великой трагедии «Лебединое озеро».

    Советский союз… Британская балерина Берил Грей (здесь с Рудольфом Нуреевым в 1976 году) была в гостях у Большого. Фотография: Джимми Джарретт/ANL/Rex/Shutterstock

    Первые гастроли Большого театра в Лондоне, состоявшиеся в 1956 году, были направлены не только на пропаганду, но и на получение финансовой выгоды. Это был горячий билет: очередь за местами выстраивалась за три дня до открытия касс (когда Большой гастролировал по США в 1919 г.).59, рекламщики, как сообщается, продавали билеты на сумму до 1200 долларов в сегодняшних деньгах). Все это было почти поставлено под угрозу из-за инцидента с участием советского метателя диска, которого обвинили в краже пяти шляп из магазина на Оксфорд-стрит, но после некоторых дипломатических пререканий дело продолжилось, и отзывы были в основном восторженными. (Что было к лучшему: в 1959 году советские власти заявили о своем недовольстве умеренной критикой в ​​прессе США, и всего несколько лет назад представитель прессы Большого поставил под сомнение мою вялую рецензию в этой газете.)

    Через год после визита Большого театра в Великобританию британская балерина Берил Грей стала первой западной балериной, посетившей труппу (конечно, в «Лебедином озере»). В своей автобиографии она вспоминает женщину, сидевшую в конце коридора отеля и наблюдавшую за каждым движением, а также очень теплый прием звездных танцоров труппы, которые присоединились к ней за ужином с послом Великобритании. В 2018 году она сказала мне: «Это был первый раз, когда кто-либо из Большого был в британском посольстве, так что это был хороший прорыв. Я чувствовал, что сделал что-то хорошее». Полной оттепели в отношениях не было: Грей снова посетила театр на следующий год, и охрана даже не пустила ее на сцену.

    Такого рода кампания «отменить Россию» играет на руку режиму: понимаете, они хотят нас достать

    Американский театр балета посетил СССР в 1960 году, а New York City Ballet был в Москве в 1962 году, когда кубинский начался ракетный кризис; им сказали, что посольство США не имеет права вмешиваться, если танцоры будут там интернированы. Танцоры NYCB вспомнили прохладную реакцию на премьере — публика не хотела казаться слишком благодарной чему-либо американскому — но аплодисменты становились все более восторженными, даже когда политическая напряженность росла. Тем временем Большой был в Америке. «Пока они продолжают танцевать, а дипломаты продолжают говорить, у нас не будет войны», — сказал тогда продюсер Сол Юрок. Сразу после того, как кризис был разрешен, New York Times сообщила, что первым светским мероприятием президента Кеннеди был «Лебединое озеро» в Большом театре. Сообщается, что он хлопал громче и дольше, чем кто-либо в его секции.

    Действительно ли эти туры способствовали культурному пониманию? Моррисон так думает. «В советский период, когда наши знания о людях в Советском Союзе были очень далекими, и они представлялись как империя и угроза, вы действительно видели танцоров на сцене, и они казались настоящими. Им действительно было не все равно, они танцевали до упаду, и это было здорово. Это их очеловечило», — говорит он.

    Эти гастроли давали шанс для культурного обмена, но также и возможности для советских танцоров бежать на Запад, что нанесло политический удар по СССР, когда Рудольф Нуриев сказал французскому полицейскому в аэропорту Ле Бурже в Париже в 1919 г.61: «Я хочу остаться и быть свободным». Яростно харизматичный, дикий вихрь танцора принес огромный всплеск популярности и известности балету в этой стране, когда он поселился в Лондоне. За ним последовали Наталья Макарова, дезертировавшая в Лондоне в 1970 году, и Михаил Барышников, дезертировавший в Торонто в 1974 году. Примечательно, что все они приехали из Санкт-Петербурга. Москвичи находились под более пристальным контролем, учителям платили за то, чтобы они отчитывались о своих подопечных, а семьи, находившиеся дома, фактически удерживались в качестве залога. «Большой какое-то время был сталинским придворным балетом, — говорит Моррисон.

    Танцуй прочь… перебежчики Михаил Барышников и Наталья Макарова. Фотография: Hulton Deutsch/Corbis/Getty

    Барышников стал частью голливудской пропаганды в фильме 1985 года «Белые ночи», когда он и великий чечеточник Грегори Хайнс (чей персонаж невероятным образом дезертировал в противоположном направлении, в Россию) рискуют всем ради Американская свобода. В том же году Советы совершили рейс 222, инсценировав дезертирство в 1979 году артиста Большого театра Александра Годунова, чья жена решила вернуться в Россию. Годунов остался в США и начал актерскую карьеру с ролей в фильмах «Свидетель» и «Крепкий орешек», но умер от алкоголизма в возрасте 45 лет.0003

    В настоящее время две крупные российские компании регулярно посещают Лондон. Когда они гастролируют, отмечает Моррисон, они танцуют более консервативно, чем дома, давая людям ту «экзотику», которую они хотят. Если раньше это были ориенталистские фантазии типа «Баядерки», то «теперь хотят советского, это новая экзотика». Танцоры более свободно перемещаются между странами и художественными стилями, но теперь снова вовлечены в политику. Уроженец Йоркшира Ксандер Пэриш, перешедший из Королевского балета в Мариинский в 2010 году, заявил на этой неделе, что уезжает из России. Между тем, украинская балерина Леся Воротник запечатлена с автоматом в руке.

    Бывший директор Большого театра Алексей Ратманский оставил незаконченный балет в Москве и вернулся в США, где с 2009 года является резидентом Американского театра балета. У него есть семья в Киеве, и он собирает зарубежных артистов, чтобы они выступали за мир на своей странице в Facebook, в том числе россияне Наталья Осипова и Владимир Шкляров. Солист Королевского балета Вадим Мунтагиров посвятил премьеру балета «Лебединое озеро» 1 марта народу Украины, а Королевский оперный театр каждый вечер перед спектаклями исполняет национальный гимн Украины.

    Некоторые танцоры со связями в России считают, что слишком рискованно говорить откровенно – и в музыкальном мире дирижер Большого театра Туган Сохиев скорее подал в отставку, чем публично встал на чью-то сторону – но одна из звездных танцовщиц Большого театра Ольга Смирнова покинула страну и присоединилась к Dutch National Балет после публикации в Telegram своего стыда за действия России, сказав: «Я против войны всеми фибрами души… Мы можем не быть в эпицентре военного конфликта, но мы не можем оставаться равнодушными к этой глобальной катастрофе».

    Некоторые утверждают, что отмена спектаклей больше влияет на артистов, чем на режим.


    Learn more