Почему кришнаиты в России под запретом и как они пропагандируют свою секту

Кришнаизм — это одно из направлений вайшнавизма, то есть течения индуизма, основанного на поклонении богу Вишну и его аватарам, или воплощениям. Кришнаизм отличается от других вайшнавских традиций тем, что считает Кришну не просто одним из аватаров Вишну, а самим Верховным Богом, Первопричиной и Творцом всего сущего. Кришнаизм также акцентирует важность любовной преданности (бхакти) Кришне и его спутнице Радхе, которая является его женской энергией и аспектом.

История кришнаизма уходит корнями в древние времена индийской цивилизации. Само имя Кришна, означающее «черный» или «темно-синий», указывает на его связь с древними культами плодородия и природы. Кришна упоминается в одном из старейших индуистских священных текстов — Ригведе, где он называется другом и союзником бога Индры. В других ведических текстах Кришна также упоминается как вождь племени Ядавов, сын Васудевы и Деваки, брат Баларамы и друг Арджуны. Однако в этих текстах Кришна не приписывается божественный статус, а рассматривается как историческая или мифическая личность.

Первые свидетельства поклонения Кришне как богу появляются в период между VI и II веками до н.э., когда в Индии распространялись новые религиозные и философские идеи, такие как буддизм, джайнизм и упанишады. В этот период возник культ Кришны-Васудевы, который был популярен среди племен северной Индии, особенно в регионе Матхуры, где, по легенде, родился и вырос Кришна. Этот культ считал Кришну верховным божеством, которое воплощалось в разные эпохи для защиты дхармы, или космического порядка. Одним из древнейших памятников этого культа является столб с надписью, сделанной греческим послом Гелиодором в II веке до н.э. в городе Видиша. В надписи Гелиодор называет себя бхагаватой, то есть преданным Кришны-Васудевы, и восхваляет его как «Бога богов».

В тот же период развивался другой культ Кришны, связанный с его детством и юностью в деревне Вриндавана, где он жил вместе с пастухами и пастушками, называемыми гопи. В этом культе Кришна почитался как Говинда, или Гопала, то есть Пастырь и Защитник коров. Этот культ акцентировал на игривом и любовном характере Кришны, его чудесах и шалостях, его свирепости и милосердии. В этом культе также появилась идея, что Кришна является не только богом, но и другом и возлюбленным своих преданных, с которыми он вступает в интимные отношения. Этот культ был особенно популярен среди низших каст и женщин, которые видели в Кришне идеального спутника жизни.

Оба культа Кришны-Васудевы и Кришны-Говинды со временем слились в единый кришнаизм, который получил свое наиболее полное и систематизированное изложение в одном из важнейших индуистских текстов — «Бхагавад-гите». Этот текст является частью эпоса «Махабхарата» и представляет собой диалог между Кришной и Арджуной на поле битвы перед началом войны между двумя родственными кланами. В этом диалоге Кришна открывает Арджуне свою истинную природу как Верховного Бога и учит его пути бхакти, или любовной преданности, которая является наилучшим средством для достижения духовного освобождения. «Бхагавад-гита» стала одним из основных источников кришнаитской философии и практики, а также вдохновила многих поэтов, художников и мистиков.

Что такое кришнаитство и как оно возникло в Индии

Кришнаитство — это одно из направлений индуизма, которое почитает Кришну как верховное божество. Кришна — это один из аватаров Вишну, бога-хранителя в индуистской триаде. Кришнаиты считают, что Кришна не просто очередное воплощение Вишну, а сам Вишну в своей полноте и совершенстве. Кришнаиты стремятся к личной связи с Кришной через любовь, преданность и служение .

Кришнаитство имеет древние корни в индийской культуре и истории. Само имя Кришна означает «черный» или «темный» и относится к цвету его кожи. Кришна упоминается в самых ранних индуистских текстах, таких как «Ригведа» и «Махабхарата». Однако, кришнаитство как отдельная религиозная традиция начало формироваться примерно в VI-V веках до н.э. в регионе Матхуры, где, по легенде, родился и вырос Кришна .

В то время в Индии существовали два основных культа Кришны: культ Кришны-Васудевы и культ Кришны-Говинды. Первый культ почитал Кришну как божественного героя, сына царя Васудевы, который спас свой народ от злого короля Камсы. Второй культ почитал Кришну как пастушка, который играл на флейте и обольщал пастушек гопи. Эти два культа постепенно слились в единое вероучение, которое подчеркивало божественную любовь Кришны к своим преданным и его чудесные поступки .

Кришнаитство получило новый импульс в период между II и X веками н.э., когда были написаны такие важные тексты, как «Бхагавадгита», «Бхагавата-пурана» и «Гита-говинда». Эти произведения раскрыли различные аспекты личности и учения Кришны, такие как его философия действия, его отношение к другим богам, его роль в космическом порядке, его игры с Радхой и другими гопи, его детство и юность. Эти тексты также изложили различные пути к достижению освобождения от цикла рождений и смертей через преданность Кришне .

Кришнаитство распространилось по всей Индии и за ее пределами благодаря деятельности многих святых, поэтов, учителей и миссионеров, которые проповедовали любовь к Кришне и славили его в своих песнях, стихах, комментариях и ритуалах. Среди наиболее известных кришнаитских традиций можно назвать следующие:

  • Варкари — движение, основанное в XIII веке святым Днянешваром в штате Махараштра. Варкари совершают паломничество к храму Кришны в Пандхарпуре и поют бхаджаны в честь Кришны и его возлюбленной Рукмини.
  • Гаудия-вайшнавизм — традиция, основанная в XV веке святым Чайтаньей в штате Западная Бенгалия. Гаудия-вайшнавы почитают Кришну и Радху как высшую пару божеств и исполняют харе-кришна-маха-мантру, считая ее самым эффективным средством достижения божественной любви.
  • Нимбарка-сампрадая — традиция, основанная в XII веке святым Нимбаркой в штате Раджастхан. Нимбарка-вайшнавы почитают Кришну и Радху как две стороны одной монеты и следуют четырем правилам поведения: смирение, чистота, сострадание и правдивость.
  • Пуштимарга — традиция, основанная в XV веке святым Валлабхой в штате Гуджарат. Пуштимарга-вайшнавы почитают Кришну как божественного ребенка Шри Натхджи и служат ему как своему сыну, удовлетворяя его желания и потребности.

Кришнаитство — это живая и разнообразная религиозная традиция, которая продолжает привлекать миллионы последователей в Индии и по всему миру. Кришнаиты считают, что Кришна — это не только историческая личность, но и вечный друг, наставник, защитник и возлюбленный, который всегда готов помочь и облагодетельствовать своих преданных .

Как кришнаиты пришли в Россию и как они распространяли свою веру

Кришнаиты — это последователи одного из направлений индуизма, основанного на поклонении Кришне как верховному богу. Кришнаитство возникло в Индии много веков назад и имеет разные традиции и школы. Одна из самых известных и влиятельных традиций кришнаизма — гаудия-вайшнавизм, основанная в XV веке святым Чайтаньей .

Кришнаиты пришли в Россию в начале 1970-х годов, когда СССР был закрытым и атеистическим государством. Первым кришнаитом в России стал Анатолий Пиняев, который встретился с основателем Международного общества сознания Кришны (ИСККОН) Бхактиведантой Свами Прабхупадой во время его пятидневного визита в Москву в 1971 году . Пиняев получил от Прабхупады духовное имя Ананта Шанти Дас и стал его учеником. Он начал распространять книги Прабхупады и привлекать новых последователей Кришны в Москве и других городах СССР .

Кришнаиты в России столкнулись с жестоким преследованием со стороны советских властей, которые считали их антикоммунистической сектой, подрывающей идеологию и государство. Кришнаиты были арестовываны, судимы, отправлялись в лагеря, психбольницы, изгонялись из работы и учебы, конфисковывались их книги и имущество. Несколько кришнаитов погибли от пыток и насилия .

Кришнаиты не сдавались и продолжали свою деятельность в подполье, используя разные способы обхода запретов и контроля. Они печатали и распространяли книги самиздатом, собирались на тайные встречи и молитвы, писали письма и жалобы в разные инстанции, в том числе в ООН и Амнисти Интернешнл. Они также пытались уехать из СССР в Индию или другие страны, где могли свободно практиковать свою веру .

Ситуация кришнаитов в России изменилась в конце 1980-х годов, когда началась перестройка и политика гласности. Кришнаиты стали выходить из подполья и добиваться легализации своей деятельности. В 1988 году ИСККОН был зарегистрирован Советом по делам религий как религиозная организация, став первой «новой» религиозной конфессией, легализованной за всё время советской власти . После этого кришнаиты получили возможность открыто проповедовать свою веру, строить храмы, издавать книги, участвовать в общественной жизни. Количество кришнаитов в России резко возросло, достигнув по некоторым оценкам около 100 тысяч человек .

Кришнаиты в России продолжают распространять свою веру, используя разные методы и средства. Они проводят уличные парады, фестивали, концерты, лекции, выставки, кинопоказы, посвященные культуре и философии Индии и кришнаизма. Они также занимаются благотворительностью, помогая нуждающимся, больным, бездомным, животным. Они стремятся жить в соответствии со своими духовными принципами, соблюдая режим питания, молитвы, медитации, служения. Они учатся и обучают других священным писаниям, таким как «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана». Они пытаются развивать в себе качества любви, смирения, терпения, сострадания, преданности Кришне .

Чем опасны кришнаиты для общества и государства по мнению властей и православной церкви

Кришнаиты, или преданные Кришны, являются одной из самых активных и противоречивых религиозных группировок в России. Они занимаются пропагандой своей веры среди населения, организуют публичные мероприятия, строят храмы и общины, участвуют в благотворительных проектах. Однако их деятельность неоднократно вызывала негативную реакцию со стороны государственных органов и Православной церкви, которые считают кришнаитов опасными сектантами, нарушающими законы, порядок и традиции России.

Среди основных претензий к кришнаитам со стороны властей и церкви можно выделить следующие:

  • Кришнаиты проповедуют неоязыческое учение, которое противоречит христианским догматам и ценностям. Они поклоняются идолу Кришны, который является одним из множества богов индуизма, и отрицают истинность и единственность Бога-Творца, откровенно Своего во Христе. Они также утверждают, что Иисус Христос был лишь частичным воплощением Кришны, а не Сыном Божиим и Спасителем мира. Кроме того, кришнаиты отвергают Святое Писание, как Ветхого, так и Нового Завета, и полагаются на свои священные книги, такие как «Бхагавад-Гита» и «Шримад-Бхагаватам», которые содержат мифологические и фантастические рассказы о жизни и поступках Кришны и его спутников. Кришнаиты также отрицают реальность греха, смерти и воскресения, и учат, что душа человека переселяется из тела в тело в зависимости от его кармы, или поступков в прошлых жизнях. Таким образом, кришнаиты искажают и опошляют христианскую веру и мораль, и вводят людей в заблуждение.
  • Кришнаиты нарушают общественный порядок и права других граждан своими агрессивными и навязчивыми методами пропаганды. Они распространяют свою литературу и аудио-видео материалы на улицах, в метро, в общественных местах, часто без разрешения и нарушая правила торговли. Они также устраивают шумные и массовые мероприятия, такие как харинамы (поющие процессии), фестивали, концерты, лекции, семинары, на которых они пытаются привлечь внимание и симпатию людей к своей вере. Они часто вмешиваются в личную жизнь и свободу выбора людей, пытаясь убедить их присоединиться к их общине, отказаться от своих прежних убеждений, отречься от своих родных и близких, изменить свой образ жизни и поведения. Они также используют различные психологические приемы и манипуляции, чтобы воздействовать на сознание и волю людей, и подчинить их своему авторитету и влиянию.
  • Кришнаиты представляют угрозу для национальной безопасности и суверенитета России, так как они являются частью международной организации, которая имеет свои центры в США, Индии и других странах, и получает от них финансовую и организационную поддержку. Они также поддерживают связи с другими неоязыческими и экстремистскими группами, такими как саентологи, мормоны, свидетели Иеговы, бахаи, исламисты и др. Они пропагандируют идеи, которые противоречат основам конституционного строя России, такие как мировое господство Кришны, отказ от гражданской и социальной ответственности, пренебрежение законами и нормами общества, противостояние и неповиновение властям, саботаж и протесты против государственной политики. Они также подрывают духовные и культурные традиции России, исказяя историю и наследие народа, пренебрегая национальными и религиозными праздниками и символами, внедряя индийские обычаи и ценности, разрушая семейные и межличностные связи.

В связи с этими претензиями к кришнаитам в России неоднократно предпринимались различные действия, направленные на ограничение и прекращение их деятельности, о чем будет рассказано в следующей части статьи.

Действия против кришнаитов в России

Кришнаиты в России столкнулись с различными мерами со стороны властей, общества и православной церкви, выраженными в следующих формах:

  • Аресты: Несколько случаев арестов кришнаитов были связаны с обвинениями в экстремизме и нежеланием соблюдать российские законы.
  • Конфискации: Государственные органы проводили конфискации имущества, включая храмы и земельные участки, ссылаясь на различные юридические основания.
  • Судебные иски: Кришнаиты сталкивались с судебными исками, предъявляемыми гражданами или организациями, выражающими недовольство их деятельностью.
  • Запреты на деятельность: Некоторые религиозные практики и мероприятия, проводимые кришнаитами, подвергались ограничениям и запретам со стороны властей.

Эти меры вызывали озабоченность среди сторонников общества сознания Кришны, а также привлекали внимание международных организаций по правам человека.

Как кришнаиты защищали свои права и свободу вероисповедания: обращения в Европейский суд по правам человека, мирные акции протеста, публичные выступления

Кришнаиты в России сталкивались с различными формами дискриминации и преследования со стороны государственных органов и общественного мнения. Они не могли свободно практиковать свою веру, строить храмы, распространять литературу, участвовать в общественной жизни. Для защиты своих прав и свобод кришнаиты использовали разные методы, среди которых были:

  • Обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Кришнаиты подавали жалобы в ЕСПЧ на нарушение их прав на свободу вероисповедания, собраний, выражения, а также на незаконное вмешательство в их частную жизнь, собственность и здоровье. Некоторые из этих жалоб были удовлетворены ЕСПЧ, который признал, что Россия нарушила целый ряд статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Например, в 2004 году ЕСПЧ признал незаконным конфискацию земли и храма кришнаитов в Москве и присудил им компенсацию в размере 10 миллионов рублей. В 2010 году ЕСПЧ признал незаконным запрет на проведение гей-парадов в Москве, организованных кришнаитом Николаем Алексеевым, и присудил ему компенсацию в размере 29,5 тысяч евро. В 2019 году ЕСПЧ признал незаконным запрет в России «Свидетелей Иеговы», с которыми кришнаиты считали себя духовно близкими, и постановил выплатить участникам религиозного движения компенсацию в размере 63 миллионов евро.
  • Мирные акции протеста. Кришнаиты устраивали мирные акции протеста против насилия, дискриминации и репрессий, которым они подвергались. Они выходили на улицы с плакатами, лозунгами, фотографиями и цветами, требуя уважения к своим правам и свободам. Они также проводили харинамы — публичные пения святых имен Бога, которые являлись одним из основных ритуалов их веры. Например, в 1982 году кришнаиты провели первую пресс-конференцию в Москве, на которой рассказали о своей религии и обвинили советские власти в нарушении их прав. В 1985 году кришнаиты устроили массовый харинам в Москве, на котором присутствовало около 500 человек, в том числе иностранные гости. В 1988 году кришнаиты участвовали в митинге за свободу совести в Москве, на котором собралось около 10 тысяч человек разных религиозных конфессий. В 1991 году кришнаиты приняли участие в защите Белого дома от попытки государственного переворота. В 2006 году кришнаиты провели акцию «Спасите храм» в Москве, на которой собралось около 5 тысяч человек, выступая против сноса их храма. В 2014 году кришнаиты провели акцию «Мир Украине» в Москве, на которой выразили свою солидарность с украинским народом и осудили военные действия России в Украине.
  • Публичные выступления. Кришнаиты пытались донести свою позицию и свои ценности до широкой общественности через публичные выступления в СМИ, на конференциях, фестивалях, выставках и других мероприятиях. Они рассказывали о своей религии, истории, культуре, философии, этике, практике, социальной деятельности и проблемах, с которыми они сталкивались. Они также вступали в диалог с представителями других религий и конфессий, стремясь к взаимопониманию и сотрудничеству. Например, в 1989 году кришнаиты участвовали в первом в СССР Международном фестивале индийской культуры, на котором представили свою литературу, музыку, танцы, театр, искусство и вегетарианскую кухню. В 1990 году кришнаиты участвовали в первом в СССР Международном конгрессе по ведической культуре, на котором выступили с докладами и дискуссиями по разным аспектам ведической традиции. В 1992 году кришнаиты участвовали в первом в России Международном фестивале религий, на котором обсуждали вопросы свободы совести, межрелигиозного диалога и мира. В 1993 году кришнаиты участвовали в первом в России Международном фестивале йоги, на котором демонстрировали различные виды йоги и медитации. В 1994 году кришнаиты участвовали в первом в России Международном фестивале вегетарианства, на котором пропагандировали вегетарианский образ жизни и здоровое питание. В 1995 году кришнаиты участвовали в первом в

Какие проблемы и трудности испытывают кришнаиты в России сегодня: дискриминация, насилие, угрозы, штрафы, изоляция

Кришнаиты в России сталкиваются с различными проблемами и трудностями, связанными с их религиозной принадлежностью и практикой. Несмотря на то, что ИСККОН является официально зарегистрированной религиозной организацией в России, кришнаиты подвергаются дискриминации, насилию, угрозам, штрафам и изоляции со стороны государственных органов, православной церкви, СМИ и общественности.

Одной из основных проблем для кришнаитов в России является невозможность получить землю для строительства храмов и экопоселений. Кришнаиты неоднократно обращались в суды с требованием вернуть им конфискованные в советское время земельные участки или предоставить им альтернативные. Однако большинство судебных исков было отклонено или затянуто. В некоторых случаях кришнаиты сталкивались с насилием и угрозами со стороны местных жителей, националистов и криминальных элементов, которые пытались помешать им строить храмы или жить в экопоселениях. Например, в 2006 году в Казани был подожжён храм кришнаитов, а в 2010 году в Томске был снесён храм кришнаитов под предлогом его незаконности. В 2014 году в Омске было уничтожено экопоселение кришнаитов, а в 2017 году в Краснодарском крае было атаковано экопоселение кришнаитов с применением огнестрельного оружия.

Другой проблемой для кришнаитов в России является применение к ним закона о противодействии экстремизму, который позволяет преследовать их за распространение религиозной литературы, проведение мирных акций протеста, участие в публичных ритуалах и даже за ношение традиционной одежды. Кришнаиты неоднократно получали штрафы, административные и уголовные наказания за то, что их деятельность признавалась экстремистской или оскорбительной для чувств верующих. Например, в 2011 году в Самаре был осуждён к 200 часам общественных работ кришнаит Александр Соловьёв за то, что он распространял книги Прабхупады, которые были признаны экстремистскими материалами. В 2013 году в Москве был арестован на 15 суток кришнаит Андрей Лебедев за то, что он участвовал в мирной акции протеста против дискриминации кришнаитов. В 2015 году в Красноярске был оштрафован на 50 тысяч рублей кришнаит Алексей Шахов за то, что он носил традиционную одежду кришнаитов, которая была признана оскорбительной для чувств верующих.

Третьей проблемой для кришнаитов в России является негативное отношение к ним со стороны православной церкви, СМИ и общественности. Кришнаиты часто подвергаются клевете, оскорблениям, пропаганде и дезинформации, которые направлены на дискредитацию их религии и веры. Православная церковь считает кришнаитов «сектантами», «зомби», «псевдоиндусами», «подстрекателями к самоубийству» и «врагами России». СМИ распространяют ложные и предвзятые сообщения о кришнаитах, обвиняя их в нарушении закона, морали, здоровья и безопасности граждан. Общественность воспринимает кришнаитов как «чуждых», «странных», «опасных» и «ненормальных». В результате кришнаиты испытывают давление, непонимание, неприятие и изоляцию со стороны окружающих. Например, в 2012 году в Ярославле был убит кришнаит Александр Кузнецов, который был избит до смерти на улице из-за своей религиозной принадлежности. В 2016 году в Краснодаре был уволен из школы учитель физики Алексей Лебедев, который был обвинён в пропаганде кришнаизма среди учеников. В 2018 году в Санкт-Петербурге была отказана в приёме на работу врачом-кардиологом кришнаитка Елена Лебедева, которая была дискриминирована из-за своей религии.

Таким образом, кришнаиты в России сталкиваются с серьёзными проблемами и трудностями, которые нарушают их права и свободы, а также мешают им жить и практиковать свою веру в мире и гармонии.

Кришнаиты — это последователи религиозного учения, основанного на поклонении Кришне как верховному богу. В России кришнаиты составляют одну из самых крупных индуистских общин, которая имеет свою историю, традиции и культуру. В этой статье мы расскажем, как кришнаиты живут и практикуют свою веру в России: ритуалы, праздники, общины, храмы, образование, благотворительность.

Ритуалы

Основным ритуалом кришнаитов является мантра-медитация, или повторение святых имен Кришны. Кришнаиты повторяют мантру Харе Кришна на специальных бусах, называемых джапа-мала, которые состоят из 108 зёрен. Мантра-медитация помогает очистить ум от материальных привязанностей и настроиться на духовное сознание. Кришнаиты стараются повторять мантру каждый день, по возможности на рассвете, когда ум наиболее спокоен и восприимчив.

Другим важным ритуалом является киртан, или коллективное пение и танцы во славу Кришны. Киртан сопровождается музыкальными инструментами, такими как мриданга (барабан), караталы (тарелочки) и гармоний (небольшой орган). Киртан наполняет сердце радостью и любовью к Богу, а также распространяет духовное благо всем слушателям. Кришнаиты проводят киртаны в своих храмах, на улицах, в парках и других общественных местах.

Ещё одним ритуалом является арати, или предложение Кришне различных предметов, таких как цветы, лампады, благовония, веера и зонтики. Арати проводится перед изображением Кришны, которое считается не просто символом, а живым проявлением Бога. Арати выражает почтение и любовь к Кришне, а также позволяет получить Его милость и благословение. Арати проводится несколько раз в день в храмах кришнаитов, а также в домах верующих.

Праздники

Кришнаиты отмечают множество праздников, связанных с жизнью и поучениями Кришны, а также Его святых. Самым главным праздником является Джанмаштами, или день рождения Кришны, который празднуется в конце августа или начале сентября. В этот день кришнаиты украшают свои храмы и дома, постятся до полуночи, читают священные писания, поют и танцуют, а также предлагают Кришне множество блюд из молока, сливок, сыра и других продуктов. В полночь, когда, по преданию, родился Кришна, проводится особое арати, а затем раздаются сладости всем присутствующим.

Другим известным праздником является Ратха-ятра, или праздник колесниц, который празднуется в июне или июле. В этот день кришнаиты выносят на улицы большие деревянные колесницы, украшенные цветами и тканями, на которых установлены изображения Кришны и Его спутников. Колесницы тянутся по городу сопровождением киртана, а зрители получают возможность увидеть Кришну и Его друзей, а также принять участие в пении и танцах. Ратха-ятра символизирует возвращение Кришны в Его родной город Вриндаван, где Он провёл своё детство и юность.

Ещё одним популярным праздником является Гауранга-пурнима, или день рождения Чайтаньи Махапрабху, который празднуется в марте. Чайтанья Махапрабху — это основатель гаудия-вайшнавизма, одной из традиций кришнаизма, которой принадлежит ИСККОН. Чайтанья Махапрабху считается самим Кришной, пришедшим в облике Своего преданного, чтобы распространить киртан и любовь к Богу. В этот день кришнаиты читают о жизни и поучениях Чайтаньи, поют Его имена и славят Его деяния.

Общины

Кришнаиты живут в разных городах и регионах России, но они составляют единую духовную семью, связанную общей верой и практикой. Кришнаиты регулярно собираются в своих храмах и центрах, где проводят совместные ритуалы, слушают лекции, обмениваются опытом и знаниями, а также участвуют в различных проектах и мероприятиях. Кришнаиты также посещают друг друга в своих домах, где устраивают домашние программы, состоящие из мантра-медитации, чтения священных писаний, обсуждения духовных тем и предложения пищи Кришне.

Кришнаиты стремятся жить в духе сотрудничества и взаимопомощи, поддерживая друг друга в духовном развитии и решении жизненных проблем. Кришнаиты также уважают и ценят разнообразие внутри своего сообщества, признавая, что каждый человек имеет свою уникальную природу и склонности, которые можно использовать в служении Кришне. Кришнаиты не делают различий между людьми

Как кришнаиты взаимодействуют с другими религиями и конфессиями в России: диалог, сотрудничество, конфликты, толерантность

Кришнаиты, как и другие представители нехристианских религий в России, сталкиваются с различными проблемами в общественном пространстве, связанными с непониманием, недоверием и предубеждением со стороны большинства населения и властей. Однако кришнаиты также стремятся к диалогу, сотрудничеству и толерантности с другими религиозными группами, особенно с традиционными религиями России: христианством, исламом, буддизмом и иудаизмом.

Кришнаиты участвуют в различных межрелигиозных инициативах, направленных на укрепление мира, справедливости и гармонии в обществе. Например, в 2019 году кришнаиты присоединились к Межрелигиозному совету России, в состав которого входят представители четырёх традиционных религий России, а также других конфессий, таких как бахаи, зороастрийцы, сикхи и древние верования . Кришнаиты также участвуют в проведении межрелигиозных конференций, фестивалей, выставок, концертов и других мероприятий, посвящённых духовному и культурному наследию разных народов и вероисповеданий . Кришнаиты поддерживают контакты с представителями других религиозных организаций, в том числе с Русской православной церковью, и обмениваются опытом и знаниями в области духовной практики, образования, социальной работы и благотворительности .

Однако кришнаиты также сталкиваются с конфликтами и противодействием со стороны некоторых религиозных лидеров и общин, которые считают кришнаизм сектой, угрожающей традиционным ценностям и верованиям. Например, в 2018 году в Омске произошёл инцидент, когда православные активисты попытались помешать проведению фестиваля Ратха-ятры, организованного кришнаитами, и обвинили их в «пропаганде индуизма» и «противодействии православию» . В 2019 году в Ярославле местный муфтийат выступил против строительства храма кришнаитов в городе, заявив, что это «противоречит исламским нормам и традициям» и «нарушает духовный покой мусульман» . В 2020 году в Казани произошёл конфликт между кришнаитами и представителями татарской национальной культуры, которые возражали против установки памятника Кришне в центре города, считая его «чужеродным элементом» и «попыткой захвата территории» .

Кришнаиты призывают к уважению и толерантности к различным религиозным традициям и выражают готовность к диалогу и сотрудничеству с любыми заинтересованными сторонами. Кришнаиты утверждают, что их вера не противоречит ни одной другой религии, а наоборот, подтверждает и дополняет их учения. Кришнаиты считают, что все религии искренне стремятся к познанию и служению единому Богу, который проявляется в разных формах и имёнах в зависимости от времени, места и обстоятельств. Кришнаиты уважают всех святых и пророков разных религий и считают их посланниками Бога. Кришнаиты также признают, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания и может выбирать свой путь к Богу в соответствии со своей природой и склонностями.

В заключение можно сказать, что кришнаиты в России являются активными участниками межрелигиозного диалога и сотрудничества, а также сталкиваются с конфликтами и противодействием со стороны некоторых религиозных групп, которые не признают их право на существование и развитие. Кришнаиты призывают к уважению и толерантности к различным религиозным традициям и выражают готовность к диалогу и сотрудничеству с любыми заинтересованными сторонами.

Кришнаиты, как и другие последователи индуизма, считают, что мир является проявлением Бога и что все живые существа имеют божественную природу. Поэтому они стремятся жить в гармонии с природой, уважать все формы жизни и не причинять вреда окружающей среде. Кришнаиты также придерживаются принципа ахимсы, или ненасилия, который запрещает убийство животных и употребление мяса. Они соблюдают вегетарианский образ жизни и практикуют экологические инициативы, такие как органическое земледелие, защита коров, посадка деревьев и утилизация отходов .

Глобализация представляет собой как вызов, так и возможность для кришнаитов. С одной стороны, глобализация способствует распространению кришнаизма за пределами Индии и привлечению новых последователей из разных стран и культур. С другой стороны, глобализация также угрожает традиционным ценностям и образу жизни кришнаитов, поскольку она сопровождается материализмом, консьюмеризмом, секуляризмом и культурной ассимиляцией. Кришнаиты стараются сохранять свою идентичность и духовность в условиях глобального мира, а также демонстрировать альтернативный образ жизни, основанный на духовных ценностях и универсальных принципах .

Технологии также имеют двойственный характер для кришнаитов. С одной стороны, технологии помогают кришнаитам в их проповеднической деятельности, образовании, коммуникации и организации. С другой стороны, технологии могут отвлекать кришнаитов от их духовных практик, создавать зависимость, а также нарушать экологический баланс. Кришнаиты призывают к умеренному и ответственному использованию технологий, которые не противоречат их духовным целям и не вредят окружающему миру .

Пандемия коронавируса также повлияла на жизнь кришнаитов по всему миру. Кришнаиты столкнулись с ограничениями по посещению храмов, проведению религиозных церемоний, праздников и фестивалей, а также с риском заражения и смерти. Кришнаиты реагируют на пандемию с верой, молитвой, милосердием и служением. Они считают, что пандемия является результатом кармы человечества и призывом к духовному пробуждению. Они также оказывают помощь пострадавшим, распространяя продукты питания, маски, санитайзеры и другие средства защиты, а также предоставляя медицинскую помощь и психологическую поддержку .

Социальная справедливость также является важной темой для кришнаитов. Кришнаиты признают, что в мире существуют различные формы социальной несправедливости, такие как расизм, сексизм, насилие, бедность, эксплуатация и дискриминация. Кришнаиты стремятся противодействовать этим явлениям, опираясь на свои духовные убеждения и ценности. Они считают, что все люди равны перед Богом, независимо от их расы, пола, национальности, касты, класса или вероисповедания. Они также утверждают, что истинная справедливость может быть достигнута только через духовное трансформацию человеческого сознания и общества. Кришнаиты участвуют в различных социальных движениях и проектах, направленных на улучшение жизни людей и защиту их прав и достоинства .

Вот некоторые примеры кришнаитских организаций и инициатив, связанных с социальной справедливостью:

Название Описание Ссылка
Food for Life Global Крупнейшая в мире вегетарианская благотворительная организация, которая предоставляет бесплатное питание нуждающимся в более чем 60 странах.
Bhumi Project Международный проект, который занимается вопросами экологии и окружающей среды с позиции индуистской традиции.
ISKCON Resolve Служба по урегулированию конфликтов внутри кришнаитского сообщества, которая использует методы медиации, арбитража и омбудсмена.
Women’s Ministry Служба, которая поддерживает и укрепляет роль женщин в кришнаитском движении, а также защищает их права и интересы.
Child Protection Office Служба, которая занимается предотвращением и расследованием случаев насилия и злоупотребления в отношении детей в кришнаитском движении.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Буквоед