Чувство важности


Чувство собственной важности | timey

  «Пока человек чувствует, что наиболее важное и значительное явление в мире – это его персона, он никогда не сможет по-настоящему ощутить окружающий мир. Точно зашоренная лошадь, он не видит в нем ничего, кроме самого себя.
  Чувство собственной важности делает человека безнадежным: тяжелым, неуклюжим и пустым.

К. Кастанеда.

  Чувство собственной важности (ЧСВ) – иллюзия возвышенности или униженности по сравнению с кем-либо или чем-либо, выделение значимости или ничтожности себя и своих поступков.

  Практически всех нас волнует, нравимся ли мы окружающим, признают ли нас, будут ли нами восхищаться или осуждать? ЧСВ заставляет нас чувствовать превосходство или неполноценность, гениальность или бездарность, собственное величие или ничтожество. И часто  полярные состояния сменяют доуг друга. Часто ЧСВ принимает форму страха: действовать, ошибиться, потерпеть поражение, а еще: обида, ненависть, ревность, неприятие и огромное количество других негативных состояний и переживаний.

  Отсюда внутренний и внешний дисбаланс, постоянный конфликт с миром, которые приводят к стрессам, болезням, безысходности, одиночеству. На поддержание чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии, которая необходима для реализации истинных Намерений и счастливой жизни. Неосознанное ЧСВ – причина старости, независимо от возраста.

 

Тренинг посвящен глубокому исследованию и трансформации ЧСВ.

Формат: два тренинга по 2 часа.

 

В первой части:

  • Вхождение в тему, как обычно, через сказку, которая помогает видеть глубину происходящего с нами.

  • Мы узнаем что лежит в основе ЧСВ и “разберем по косточкам” его проявления. Это основы сталкинга - выслеживания, умения распознавать и действовать в повседневной жизни.

  • Анализ полярных проявлений ЧСВ (с наглядными примерами).

  • Творческое домашнее задание и предварительные практики.

 

Во второй части:

  • Подлинная природа и истоки ЧСВ. Вполне сенсационная информация.

  • Основные практики и дополнительные инструменты для трансформации ЧСВ.

  • Ответы на вопросы.

 

Что вы получите на тренинге?

  • Необычные и неожиданые знания

  • Открытие причин внутренних и внешних конфликтов

  • Пересмотр старых жизненных тезисов и установок

  • Эффективные работающие практики

  • Технологию гармонизации жизни, отношений с людьми

  • Доступ к своему природному ресурсу, заблокированному ЧСВ

  • Инсайты и открытия, радость и вдохновение.

 

Важно помнить, что трансформация чувства собственной важности делает нас поистине неуязвимыми.

Чувство собственной важности — борьба и поражение – Психология без соплей

Проблема глубокой хронической напряженности, от которой страдает каждый человек (не льстите себе!), очень важная и интересная. Но ничего особо таинственного в ней нет и где-то две трети или даже три четверти того, что надо о ней знать, здесь уже обсуждалось и прояснялось. Оставался только один элемент мозаики, который до недавнего времени пощупать не получалось и поэтому все рассуждения о нем оставались лишь на уровне гипотез.

Далее в этом тексте наравне и примерно в одном и том же смысле будут использоваться три понятия: «гордыня», в библейском понимании, «чувство собственной важности», каким его ввел в оборот тов. Кастанеда, и «комплекс неполноценности» — примерно в том смысле, в котором это понятие использовал известный невротик психолог Адлер, и в котором это понятие уже неоднократно звучало в статьях на этом сайте.

А чтобы не возвращаться к старым статьям, еще раз кратко пробежимся по самой сути данной проблемы.

Итак, мы говорим здесь о том психологическом надломе, который закладывается в нас в самом раннем детстве. И происходит это не потому, что родители делают что-то не так, а именно потому, что они все делают правильно и детское сознание правильно на это реагирует.

В процессе воспитания с самых первых лет жизни нас постепенно вводят в общепринятую в человеческом мире систему координат, начиная с правильных названий для всех вещей вокруг — мама, папа, погремушка — и заканчивая сложными понятиями о добре и зле — что такое хорошо и что такое плохо.

Даже если мы не берем в рассмотрение ситуации, когда родители, не разрешив своих внутренних противоречий, втягивают ребенка в свои психологические конфликты, его сознание все равно оказывается в состоянии раскола. Невозможно воспитать ребенка, не создав при этом основы для внутренних конфликтов. Как только ребенок впервые говорит про себя «Я», дело уже сделано.

Система координат, заложником которой становится каждый ребенок, требует от него соответствия установленным стандартам. А вся жизненная ситуация требует обеспечения себе выживания в социальном мире, где лучшее место получает тот, кто лучше воплощает в себе общепринятые идеалы.

Попытка подстроиться под эти идеалы и невозможность достичь полного с ними совпадения приводят человека в состояние вечного психологического раздрая, когда он вынужден констатировать свое несоответствие стандартам и свое бессилие в том, чтобы себя под них переделать.

[[Продолжение — схватка с драконом]]

На субъективном уровне это выражается, как вечные непреодолимые сомнения в себе и страх перед жизнью, что компенсируется попытками каким-либо образом себя искусственно возвысить в глазах общества и в своих собственных. Фактически, достижение состояния счастья ошибочно связывается с достижением всеобщего социального признания, из-за чего человек вступает в безнадежную битву с самим собой — делает себе хуже, в ложной надежде, что в итоге от этого ему станет лучше.

Но «лучше» никогда не наступает. Попытки переделать себя терпят неудачу, и если человек не успевает одуматься и выработать иную стратегию выживания, то нарастающий конфликт с собой приводит к болезням и трагедиям.

Именно это чувство внутреннего надлома толкает нас в отношения, в которых мы надеемся заслужить и получить принятие хотя бы одного человека. И оно же толкает нас на большинство прочих социальных подвигов, полностью подменяя собой все прочие интересы, которые вышли бы на поверхность, если бы их не перебивал более громкий мотив.

Жизнь человека в рамках комплекса неполноценности беспросветно несчастна даже в те моменты, когда удается вскарабкаться на ту или иную социальную вершину. Эйфорическое чувство победы или растворение в ярких любовных переживаниях, никогда не приносят окончательного расслабления. А вслед за полученной дозой теперь хочется все новых и новых вливаний того же самого или еще более сильного наркотика.

Внутри человека при этом происходит раскачивание между двумя полюсами. С одной стороны, он сомневается в себе или даже прямо себя стыдится, с другой, приписывает себе некую уникальность и особенность. И чем больше сомневается в одном, тем больше раздувает свою значимость в другом. А чем больше раздувается, тем больше сомневается и боится разоблачения. Этот маятник гордости и ничтожества у нас уже давно описан.

Из всего из этого возникает закономерный вопрос — как прекратить это безобразие? И сама такая постановка вопроса приводит к тому, что мы окончательно заходим в тупик, а по пути в него создаем себе ворох новых и еще более сложных проблем. Вот об этом и поговорим.

Как победить дракона?

Кастанеда предлагает бороться с чувством собственной важности разговаривая с растениями и совершая всякие другие дурацкие поступки.

В какой-то мере это работает — проверено на себе! — но работает плохо. Подобные эксперименты шатают трон самомнения и при сильных раскачиваниях дают возможность обнаружить ложность своих притязаний. Но снижает собственную важность не раскачивание трона, а именно обнаружение и осознание правды на свой счет.

Чудить и совершать заведомо глупые поступки можно сколько угодно. Возможно это научит преодолевать страх перед асоциальным поведением, возможно, это расширит границы дозволенного, возможно, это снимет часть напряженности, но в конечном счете в зачет идет только то, осознал ли человек ложность своих амбиций или нет.

В духовной и религиозной традиции предлагается другой способ, который тоже дает определенный эффект, и тоже слишком уж поверхностный, чтобы на него рассчитывать. Разного рода идеи о прямом культивировании смирения через помощь страждущим, добровольный отказ от некоторых благ и волевое подавление гордыни, если попытаться их всерьез воплотить на практике, обостряют конфликт между важностью и требованием от нее добровольно отказаться, а это то же самое, что происходит при разговоре с унитазом растениями.

То есть подход предлагается, в сущности, один и тот же — справиться с гордыней волевым усилием. И именно поэтому ни у кого ничего не получается. Даже если удается подавить гордыню в одном месте, она в том же объеме или даже сильнее вспухает в другом. Получается оно так потому, что единственно возможный мотив к усмирению гордыни — это гордыня и есть.

Понятно, почему так? Гордыня — это ведь не просто хвастовство, самолюбование и презрение к другим. Все эти социальные проявления раздутого самомнения — ерунда, по сравнению с тем, чем гордыня является в своей глубине. Говоря библейским языком, гордыня — это уравнивание себя с Богом в способности отличить правильное от неправильного, доброе от злого.

Не упустите этот момент, если он вам до сих пор не ясен! Гордыня — это не социальное чувство превосходства, а глубокая вера в то, что я — как и Бог — могу объективно судить о правильном и неправильном.

Но, чтобы судить о том, правильно убивать младенцев или нет, недостаточно поверхностных рассуждений о морали, недостаточно знания обычаев, недостаточно псевдодуховных рассуждений о священности жизни. Ничего недостаточно! Чтобы судить о чем бы то ни было, нужно знать ВСЕ ОДНОВРЕМЕННО — прошлое, настоящее и будущее в полном, от начала времен и до конца света, объеме. Это и значит быть равным Богу. А может ли человеческий ум, выносящий всякие суждения, вместить в себя Вселенную?

Именно за это Адама и Еву из рая и выперли — съев яблоко они возомнили, что могут теперь отличить правильное от неправильного. И именно с этого момента заканчивается рай и начинается земной ад. И продолжается он до тех пор, пока человек не осознает всей шкурой, что судить он ни о чем не может… потому что даже сам Бог ни о чем не судит. То есть судить — значит, ставить себя даже выше Бога! Такая вот петрушка.

Так вот, идея о том, что нужно сразиться и победить гордыню заведомо обречена на провал, поскольку опирается на суждение. Суждение о том, что чувство собственной важности — это не правильно. Поэтому и получается, что подавляя гордыню в одном месте, мы ее тут же питаем в другом — в самом осуждении гордыни и в гордости за достигнутый результат.

Как тогда быть?

Достаточно ли мрачная картина получилась? Добавим теперь сюда щепотку оптимизма. Победить гордыню в прямой конфронтации невозможно, но факт есть факт — в жизни отдельного человека вполне можно проследить динамику, когда чувство собственной важности и зеркальное ему чувство неполноценности заметно снижаются, причем во вполне обозримые сроки.

Происходит это в те самые моменты, когда после долгих лет лжи человек оказывается вынужден признать правду о самом себе. Хотя бы даже самую маленькую.

Например, низкорослый мужчина, стесняющийся своих габаритов, будет терзаться чувством неполноценности и избегать столкновения с правдой о своем росте. Он будет покупать неудобную обувь на высоком каблуке, носить тесную одежду, которая его стройнит, и всячески сторониться любых ситуаций, где его росту будет дана объективная оценка. Это и есть убегание от правды.

И даже если кто-то насильно заставит его измерить свой рост, к правде это его не приблизит, поскольку психика выдаст такую интенсивную эмоциональную защитную реакцию, перед которой померкнет даже самый объективный факт. То есть самого по себе факта еще недостаточно.

Чувство неполноценности субъективно и иррационально. С тем же самым ростом ситуация может быть такова, что он вполне вписывается в общую норму, но при этом на субъективном уровне страдает, словно он последний из недомерков. И никакие статистические данные его в этом не разубедят и напряжение не снимут.

С мертвой точки дело сдвигается только, когда человек делает шаг навстречу своему субъективному факту и честно признается себе в своих сомнениях. «Я жутко боюсь оказаться коротышкой!» — может сказать он себе, и это становится началом решения проблемы. Стоит набраться смелости посмотреть своим страхам и сомнениям в лицо, открывается следующая возможность — разобраться, как все обстоит на самом деле и закрыть вопрос раз и навсегда.

Для этого нужно всего лишь пойти и выяснить правду — коротышка я или нет, и быть готовым к любому ответу. Это значит, что нужно определить свою субъективную шкалу роста, по которой происходит замер, и не пытаясь больше выкручиваться, честно найти себя на этой шкале. Один раз по-хорошему оплакать результаты измерений и теперь уже навсегда успокоиться.

Когда этот процесс прояснения ситуации ДЛЯ САМОГО СЕБЯ проходит до конца, ранее болезненное и пугающее сомнение уходит, и остается только ноющая голая правда о фактическом положении дел. И это именно та правда, от которой больше не убежишь и потому нет больше смысла бежать.

Достигнув этой точки, человек, скорее всего, обнаружит, что ему вовсе не обязательно носить неудобные башмаки и одежду, и что прекращение мероприятий по маскировке своего малого роста высвобождает кучу энергии, которую теперь можно направить в более конструктивное русло.

А в контексте нашей проблемы гордыни он обнаружит, что вместе с прекращением этой внутренней нервной беготни, пришло общее расслабление — теперь можно меньше стесняется себя перед другими людьми и меньше перед ними выделываться, пытаясь скомпенсировать свой низкий рост грозным видом или видом богатого человека, или умного, или еще какого-то необыкновенного.

Как только человек прекращает бегать от себя, так сразу снижается общий психологический объем проблемы гордости-ничтожества. Гордыня здесь уменьшается сама собой, без каких-либо направленных конкретно против нее усилий.

Только так это и работает. Гордыня, чувство собственной важности и связанное с ними чувство неполноценности уменьшаются только от достижения правды. Признай правду — покайся — исцелись! Это, кстати, действительно хорошо озвучено в христианской традиции, но вряд ли кто-то внятно объясняет прихожанам, что это конкретно значит — признаться и покаяться. Ну да ладно.

Итак, мы пришли к тому, что в прямом противостоянии гордыню не одолеть — сила действия здесь равна силе противодействия. Но если мы не ставим своей целью справиться с драконом, а спокойно занимаемся своим делом — исследуем себя, идем навстречу своим страхам, искореняем всякую ложь и открываемся горькой правде, то периферийным зрением мы обнаружим, что дракон со смешным свистом сдувается, как проколотый воздушный шарик.

Гордость и ничтожество могут существовать и процветать лишь на плодородной почве лжи. Правда действует на них, как сильнейший яд.

Другими словами, единственная возможность одолеть проблему гордыни и комплекса неполноценности — перестать с ними воевать, оставить их в покое и заняться другими делами. Внимательное изучение себя — вот ответ на сакраментальный вопрос об избавлении от чувства собственной важности. Чем лучше вы себя узнаете, тем меньше остается поводов себя в каком-либо смысле возвеличивать. И в конце концов, следуя этому пути, вы дойдете до самого дна — до ясного осознания, что у вас нет абсолютно никаких ориентиров, от которых можно было бы оттолкнуться, в своих суждениях о себе и обо всей жизни вокруг.

Что теперь?

Здесь мы подходим к тому, о чем пока напрямую нигде не говорилось. Если внимательное исследование темных уголков своей души приводит к постепенному снижению психологической напряженности, то как далеко можно зайти, следуя этому пути?

Где оказывается человек, который долгие годы планомерно слой за слоем вскрывал свои иллюзии и сталкивался с новыми пластами правды на свой собственный счет?

Если описывать его со стороны, то мы увидим человека очень спокойного и уравновешенного, включенного в социальные процессы ровно настолько, насколько это требуется для выживания и удовлетворения своих личных интересов. Его практически невозможно будет задеть, обидеть или вывести из себя, поскольку ему нечего защищать и у него нет никаких ожиданий в отношении других людей.

Он будет честен, прост и искренен. Не имея больше необходимости кому-то что-то доказывать, он теперь будет направлять свое внимание не на социальное одобрение, а на то, чем ему интересно заниматься для самого себя. Причем внимание его будет больше сосредоточено на процессе, чем на результате.

Он будет естественным образом соблюдать свои границы и с таким же уважением относиться к границам других людей. Не имея претензий и ложных ожиданий, он ко всем окружающим людям будет относиться ровно и лояльно, не стремясь однако раскрываться перед каждым встречным, а сохраняя комфортную для себя дистанцию.

В моральном плане он, если для этого нет каких-либо веских оснований, будет вполне вписываться в обычные человеческие нормы. Причем происходить это будет не из страха перед осуждением и не из желания получить чье-либо одобрение, а из естественного чувства гармонии, которое в своей сущности абсолютно никак не связано моральными условностями, но часто с ними совпадает.

В общем, это будет уверенный в себе человек, уважающий себя и других, занятый своим делом, не конфликтный, но готовый за себя при необходимости постоять. Это не гарантирует ему вершин социального и финансового успеха, но обеспечивает тот уровень довольства собственной жизнью и уровень внутреннего комфорта, о котором все вокруг только мечтают.

Более того, в нем будет проявляться такое внутреннее состояние, которое обычно приписывается святым и мудрецам. Вместе с принятием себя приходит и принятие всего вокруг. Утратив способность судить себя, он больше не может судить и других. И это делает его абсолютно невозмутимым, как если бы ничто в этой жизни его больше не затрагивало.

И все же при этом он остается в границах своего привычного «Я», остается «собой» — отдельным человеком с вычищенным до самого дна сознанием, но… все-таки самым обычным человеком, в том смысле, что в глубине души его все еще будут раздирать противоречия и сомнения. Не такие уже напряженные, как раньше, но все же.

Со стороны этого будет не видно, но изнутри он будет ясно осознавать, что ему, как и раньше, чего-то не хватает. Жизнь стала проще и спокойнее, но кошки на душе все еще скребут, сомнения все еще одолевают, оценки и суждения, хоть и не особо напряженные, все еще происходят. Темных углов уже вроде бы не осталось, но напряжение и страх так и не ушли окончательно.

Это и есть предел обычной психологической работы — уравновешенное, свободное от большинства страхов и иллюзий сознание. Для большинства людей это состояние — предел мечтаний.

Но все-таки гордыня здесь не побеждена окончательно, потому что незатронутым оказывается еще один — самый глубокий — ее слой, о котором вслух говорят очень редко. Слишком уж мутные здесь воды начинаются. По аналогии с ложной верой в то, что мы можем отделить правильное от неправильного, в нас прошита еще более глубокая и такая же ложная вера в то, что мы можем отделить друг от друга отдельные объекты и сущности, и прежде всего — себя от всего остального.

И эта проблема обычными средствами уже не решается, поскольку даже самое серьезное психологическое самоисследование само опирается и отталкивается от предположения, что я — отдельный человек в мире других людей, ведущий самостоятельное автономное существование, в рамках которого и проходит изучение себя… и его же рамками оно ограничено.

Однако и этот заслон тоже может быть преодолен, и вот здесь начинается самое интересное…

А теперь что?

Психологическая работа с собой и другими людьми совершенно ясно показала, что окончательного избавления от гордыни и связанных с нею проблем не происходит. Значительное облегчение наступает, да, но не полное и не окончательное. Из жизни уходит драма, все становится проще и естественнее, но все-таки чего-то все время не хватает. Счастье не наступает.

Теоретические представления о том, что происходит за пределами психологии, рисовали картину, в которой вместе с освобождением сознания от пут личности, произойдет наконец-то и окончательное освобождение от чувства собственной важности и всех его негативных последствий. Но не тут-то было!

Когда взят последний барьер и становится очевидно, что в действительности не существует никакого отдельного «Я», которое могло бы гордиться собой или себя стесняться, очевидным становится и то, что все социальные процессы, которые ранее приписывались отдельному «Я», абсолютно закономерны и естественны, в том же самом смысле, в котором закономерны потребность в пище и все переживания связанные с необходимостью добывать пропитание. Между выживанием физическим и выживанием социальным нет никакой разницы — это один и тот же цельный процесс бытия. Есть потребности, есть среда обитания, есть их удовлетворение.

С абсолютной точки зрения все это вообще пустая видимость, но сейчас мы говорим на более простом уровне, дабы закрыть уже наконец эту тему с комплексом неполноценности во всех его проявлениях.

Таким образом, личностное функционирование со всеми его спецэффектами в виде гордости и ничтожества, не прекращается даже когда сознание освобождается от иллюзии собственной отдельности и автономности. Чувство собственной важности не исчезает! Просто теперь этот процесс опознается, как безличностный и абсолютно естественный.

Можно предположить, что в дальнейшем будет происходить постепенное угасание личностных реакций и, в конце концов, все придет к состоянию тотальной и абсолютной безличности, в котором не останется уже никаких даже следов гордости и ничтожества. Но это пока столь мутная и неопределенная перспектива, что говорить об этом нет смысла.

На практическом же уровне остается признать, что гордыня, чувство собственной важности, комплекс неполноценности — называйте, как хотите — непреодолимы, поскольку заложены в саму структуру человеческого сознания. И даже с выходом за пределы личности, ничего не меняется — личностные реакции остаются на месте, будучи в то же время абсолютно безличностными на более глубоком уровне.

То есть для стороннего наблюдателя не будет никакой существенной разницы, смотрит ли он на человека живущего в рамках иллюзии собственной отдельности или же на того, в ком эта иллюзия рухнула и полностью растворилась. При прочих равных, оба они будут демонстрировать одинаковые личностные реакции.

Более того, человек потративший много времени на избавление от комплексов на обычном психологическом уровне, будет выглядеть более уравновешенно и «просветленно», чем тот, кто только что прорвался через иллюзию отдельного «Я», не пройдя при этом долгого процесса расчищения своих психологических завалов. Здоровое иллюзорное «Я» в этом случае будет выглядеть более раслабленно и уравновешенно, чем невротичное, напряженное и противоречивое «Не-Я».

Это весьма забавный парадокс, что вместе с освобождением от «Я» не происходит освобождение от чувства собственной важности и всех свойственных ему поведенческих паттернов. Даже наоборот — поскольку становится очевидным, что нет никакой важности в том, чтобы быть не-важным, не остается ни малейшего мотива, чтобы эту важность в дальнейшем как-либо сдерживать. В первое время вспышки личностных реакций могут стать даже более отчетливыми и резкими, чем раньше. И если есть здесь какая-то разница, то только в том, что прогорают эти вспышки гораздо быстрее, а тот личностный материал, который их порождает, отыгрывается теперь безо всякого сопротивления, и потому тоже отмирает заметно быстрее.

Все это приводит нас к тому, что чувство собственной важности — это не враг и не точка приложения усилий в психологической работе и духовных поисках. Бороться с ним напрямую нет никакого смысла, как нет смысла и в том, чтобы ему потакать. Сомнения в себе совершенно естественны для сознания, и совершенно естественны попытки человека эти сомнения преодолеть, выставляя себя в лучшем свете.

Проблему гордыни и комплекса неполноценности скорее стоит рассматривать как индикатор того, где человек находится в плане психологического развития. Излишне напряженные комплексы конечно же не позволят человеку подступиться к более тонким проблемам сознания. Но в то же время для осознания природы реальности и иллюзорности собственного «Я» не требуется полной победы над чувством собственной важности. Снижение внутренней напряженности часто предшествует прорыву через фундаментальные иллюзии, но вовсе не гарантирует его.

Поэтому основные усилия должны быть направлены не на борьбу с самомнением как таковым, а на борьбу с иллюзиями и самообманом в любой форме. Бунт против всего ложного и надуманного — вот, что последовательно уничтожает гордыню, подводит человека к последней черте и выбрасывает его в открытый космос.

Нет смысла бороться с собой —
бороться надо со своей с ложью.

Чувство собственной важности

Эта статья расскажет об ещё одном термине, подаренном миру К. Кастанедой – о чувстве собственно важности (ЧСВ). Наряду с такими терминами как «нагваль», «тональ», «точка сборки», «контролируемая глупость» и «сталкинг», ЧСВ часто понимается неофитами превратно, что приводит к примерно следующему: «Ой, та знаю я его – у него ЧСВ раздутое, не то что у меня!». Разумеется, в данном случае говорящий как раз и обладает огромным ЧСВ, которое он не замечает, как слона из известной поговорки. Те же, кто действительно осознал своё ЧСВ, как правило, ведут себя тихо, занимаясь освобождением из-под власти чувства собственной важности.

Что такое ЧСВ и откуда оно берётся?

Чувство собственной важности растёт и матереет вместе с нами. Пожилые люди, как правило, обладают более цепким ЧСВ, чем молодые, впрочем, бывают и приятные исключения. Многие эзотерики называют ЧСВ другим словом – «эго». В терминологии кастанедовцев ЧСВ является частью личного тоналя и формируется у ребёнка постепенно, вместе с другими частями тоналя, с помощью которых мы интерпретируем данный мир и взаимодействуем с ним. Основной корень ЧСВ лежит в отождествлённости человека со своим телом и мыслями. Что мешает парню познакомиться с девушкой, которая ему нравится? Боязнь отказа, которая может ранить его эго. Точно так же претендент на работу боится занести своё резюме в компанию своей мечты. ЧСВ весьма чувствительно к обидам и ударам по самооценке.

К тому же, ЧСВ невероятно хитро. Например, человек может достаточно философски относиться к обидам, которые касаются его внешности, но в то же время прийти в неистовство, если кто-то усомнится в его духовности или истинности Бога, которому он поклоняется. Нужно ли разъяснять, что семья, вера, работа, хобби, а также любые материальные блага могут служить подпиткой ЧСВ.

ЧСВ превращает весь мир вокруг человека в своеобразного противника, который вечно оценивает и пытается ранить его. Обиды и боль только усиливают чувство собственной важности. Ведь если мы чувствуем боль, о какой иллюзии может идти речь?

Работа с ЧСВ

Большая часть духовных традиций помогает, в той или иной мере, ослабить хватку ЧСВ. Однако практика показывает, что основной процент практикующих попадает в ловушку, которая обращает любую практику лишь на пользу ЧСВ. Это очень тонкий процесс, который начинается с простой и невинной гордости за то, что у человека что-то начинает получаться лучше, чем раньше. Тем, кому интересна данная тематика, автор рекомендует книгу Чогьяма Трунгпа «Преодоление духовного материализма». Посоветовать какую-то конкретную технику для борьбы с ЧСВ достаточно трудно, ведь хитрость чувства собственной важности неизмерима. Необходима постоянная бдительность либо наличие рядом настоящего просветлённого мастера, чтобы суметь выбраться из всех ловушек ЧСВ.

держи под контролем чувство собственной важности. - Английского языка жемчуга

◊ чувство собственной важности – это не является чем-то простеньким и наивным. с одной стороны, как чувство собственного достоинства, это ядро всего доброго в нас, а с другой стороны – это источник нашей внутренней гнили.

◊ я уехал на несколько дней в другой город на соревнования по дзю-до и вернулся, награжденный кубком и грамотой за пер­вое место. я чувствовал себя очень гордым и счастливым, и захватил свою грамоту на встречу с мастером Ли, чтобы порадовать его моими достижениями. учитель отнесся к моим восторгам до­вольно прохладно и насмешливо. — человек издавна ценит не то, что действительно являет­ся ценным, — сказал он. — в его ценностях, ценностях обычного человека, заложено в первую очередь самоутверждение среди подобных ему существ. твоя грамота — это как перо в голов­ном уборе индейца, акулий зуб в ожерелье туземца или медаль на груди солдата. все это — миф. сомнительный факт призна­ния обществом каких-то твоих заслуг, заставляющий человека считать себя особенным, выделенным из общей массы.

трепетное отношение к подобным знакам отличия стиму­лируется самим обществом, моделирующим мнимые ценности взамен истинных, лишь для того, чтобы управлять сознанием и поведением людей, время от времени вручая им бумажки или блестящие значки в качестве поощрения за правильное пове­дение. стремясь получить знак отличия твоих заслуг, ты можешь по­жертвовать своим здоровьем, счастьем, а иногда и жизнью только потому, что общество создало привлекательную приман­ку, на которую с легкостью клюют подобные тебе идиоты.

— Ли, раз тебя так раздражает грамота, давай, я сожгу ее, —предложил я. — жечь ее так же глупо, как и травмировать свое тело для того, чтобы ее получить и повесить на стену. грамоты и медали нужны человеку, чтобы поддерживать свой престиж в собствен­ных глазах и в глазах окружающих людей. сильный человек и так знает, что он сильный, а если он еще и мудрый, то не станет демонстрировать свою силу остальным, помня, что сила может стать слабостью, когда о ней всем известно. помнишь пословицу: «все знают, как важно быть полезным, но никто не знает, как важно быть бесполезным». перефразируя ее, можно сказать: «обычные люди знают, как важно демонстрировать свои достоинства, но только мудрые знают, как важно эти дос­тоинства скрывать». — это одна сторона медали, — сказал я, — а как же ее обрат­ная сторона?

с другой стороны, грамота может оказаться и очень по­лезной для человека, не уверенного в себе, в своих силах. полу­чение грамоты успокаивает его, избавляя его от комплекса не­полноценности и доказывая, что он тоже может добиться успе­ха в жизни. подобная победа важна для человека, но нет смыс­ла относиться к ней с таким эмоциональным накалом, как ты к своему титулу чемпиона. это всего лишь временный успех, тебе же нужен успех постоянный, постоянная внутренняя сила, ров­но и спокойно ведущая тебя к гармонии и совершенству. ты не должен доказывать обществу, что ты можешь чего-то добиться в физическом или интеллектуальном плане.

важно то, что ты представляешь собой сейчас, каждую минуту. только ровная и постоянная внутренняя сила действительно воздействует на окружающих, выявляя друзей и врагов, тех кто пойдет за тобой и кто встанет против тебя. только уровень внутренней силы делает человека Человеком с большой буквы, способным без излишней эмоциональности общаться с окружающим миром и принимать себя таким, какой он есть, без позы и самоутверж­дения, четко понимая свои преимущества и недостатки. навык видеть себя со стороны и трезво оценивать свои преимущества и недостатки позволяет впоследствии быть снисходительнее к окружающим людям, понимать внутренние импульсы, управ­ляющие их поведением, и не требовать от окружающих боль­ше, чем они могут дать. Медведева ◊

как люди воспринимают себя в прошлом, в настоящем и в будущем? только как череду важности-неважности. почти любое социальное действие определяется этим чувством, ради этого сомнительного «кайфа» мы живём и работаем, богатеем и создаём новое, гонимся за политической властью или за «крутыми» друзьями и ждем одобрительной реакции. именно по этой причине мы все - конкуренты на этой маленькой земле. каждодневная активность такого рода выматывает, требует бесчисленных усилий - но обычный человек не способен остановиться. Ксендзюк

◊ самое первое и самое главное в этой жизни – это стараться владеть собою. Гумбольт

гордость не хочет быть в долгу, а самолюбие не желает расплачиваться. ◊ люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, и из-за избытка гордости. они видят, что «первые ряды» в правом деле уже разобраны, а «последние» им не хочется занимать. ◊ люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить. ◊ тщеславие заставляет нас поступать против наших вкусов гораздо чаще, чем требование разума. ◊ желание вызвать жалость или восхищение – вот что нередко составляет основу нашей откровенности. ◊ мы всегда любим тех, кто восхищается нами. но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы. ◊

◊ мы потому возмущаемся людьми, которые с нами лукавят, что они считают себя умнее нас. ◊ как только дурак похвалит нас, он уже не кажется нам так глуп. ◊ какие бы похвалы нам ни расточали, мы не находим в них ничего нового. ◊ мы хвалим других обычно лишь для того, чтобы услышать похвалу себе. ◊ уклонение от похвалы – это просьба повторить её. ◊ мы так привыкли притворяться перед другими, что уже начинаем притворяться перед собой. ◊ мы ничего не раздаём с такой щедростью, как советы. ◊ люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам. люди большого ума всё замечают и ни на что не обижаются. ◊

◊ не будь у нас недостатков, нам было бы не так приятно подмечать их у близких. ◊ порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду. ◊ счастье и несчастье мы переживаем соразмерно нашему себялюбию. ◊ чем бы мы ни объясняли наши огорчения, чаще всего в их основе лежит обманутое своекорыстие или уязвлённое тщеславие. ◊ все циататы от Ларошфуко

◊ зло, причинённое тебе, легко прощается. гораздо труднее простить другим людям зло, которое мы сами им причинили. Моэм. ◊ различная манера держать себя есть лишь естественное следствие уважения, которое каждый питает к самому себе по сравнению с другими. Мальбранш. ◊ вся наша критика сводится к упреку ближнему за то, что он не обладает достоинствами, которые мы приписываем себе. Ренар ◊ чувство величия – одно из проявлений ничтожества. Б.Шоу

Лишившись чувства собственной важности, мы становимся неуязвимыми ▷ Socratify.Net

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Исполняя желания любимых, мы становимся счастливее сами!

Неизвестный автор (1000+)

Чем старше, мудрее и опытнее мы становимся, тем труднее, почему-то заводить друзей.

Олег Рой (100+)

Мы становимся тем, о чем думаем целыми днями.

Ральф Уолдо Эмерсон (100+)

Только потеряв все, мы становимся свободными, чтобы сделать все что угодно.

Чак Паланик (100+)

О да, как же мы порой любим обесценивать то, что имеем и придавать важности тому, чего нет.

Olexa Dovbush (20+)

Мы учим других на примере собственной жизни.

Байрон Кейти (50+)

Из-за непонимания каждый день мы теряем своих близких, и живя с ними, становимся одинокими.

Стас Янковский (100+)

Мы становимся крепче там, где ломаемся.

Эрнест Хемингуэй (50+)

Как легко нам дышать, оттого что подобно растению в чьей-то жизни чужой мы становимся светом и тенью.

Иосиф Бродский (100+)

Свобода - избитый девиз нашей цивилизации. Только лишившись её, начинаешь понимать, что это на самом деле.

Облачный атлас (20+)

Капитан «Миннесоты» рассказал о важности Капризова для команды - Газета.Ru

Прослушать новость

Остановить прослушивание

close

100%

Официальный сайт НХЛ

Капитан клуба Национальной хоккейной лиги (НХЛ) «Миннесота Уайлд» Джаред Сперджен заявил, что форвард Кирилл Капризов является важным игроком для команды.

«Трудно найти таких парней, которые могут использовать каждый возникающий у них шанс. У меня есть чувство, что в прошлом сезоне многие наши ребята питались уверенностью, которая исходила от Капризова, перенимали его трудовую этику, которую он показывал на тренировках», — приводит слова Сперджена официальный сайт лиги.

Российский форвард был выбран «Миннесотой» в 2015 году в пятом раунде под общим 135-м номером. Он дебютировал в НХЛ в 2020 году. В прошедшем розыгрыше регулярного чемпионата россиянин принял участие в 55 матчах, в которых набрал 51 (27+24) очко. В плей-офф он записал себе в актив 3 (2+1) балла в семи встречах. Его соглашение с «Миннесотой» истекло летом 2021 года. Сейчас форвард находится в статусе ограниченно свободного агента.

В составе национальной команды России Капризов завоевал золото Олимпийских игр 2018 года в южнокорейском Пхенчхане, а также стал бронзовым призером чемпионата мира — 2019 в Словакии.

Ранее генеральный менеджер «Миннесоты» Билл Герин рассказал, как проходят переговоры о новом контракте с Капризовым.

«Истинное чувство доверия может испытывать только свободный человек»

Этика и репутация
Анна Натитник

Доверие — удобное чувство: оно спасает от головной боли и лишних тревог. Между тем, на вопрос «доверять или не доверять?» большинство из нас чаще всего отвечает отрица­тельно. От чего зависит и на что влияет доверие, рассказывает доктор экономики (PhD), доцент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Белянин.

Что такое доверие?

Мне нравится такое определение: доверие — это внутреннее чувство, выражающееся в том, что человек может идентифицировать интересы другого человека со своими собст­венными. Иными словами, если я кому-то доверяю, я могу полагаться на него, как на себя самого. ­Чувственная природа доверия означает, что для него нет объективной меры — во всяком случае, пока ее не открыли. Известно, правда, что доверие скоррелировано с определенными гормонами, с токами и процессами в мозгу человека, которые можно измерить. Но это коррелят, а не величина доверия.

Если доверие связано с токами в мозгу, значит, его уровень можно искусственным образом изменять?

Да, и это клинически доказано. Можно, например, ввести человеку определенную дозу гормона — например серотонина, или «гормона счастья», который способствует открытости и благорасположенности духа — и уровень доверия повышается. Но в повседневной жизни сделать это не так-то просто. Поэтому существуют другие способы стимулировать доверие. Например, если вы попадаете в помещение, где играет громкая музыка, где все покрашено в агрессивные цвета (например, в красный и черный), где ходят странные личности и косо на вас поглядывают, — вы наверняка почувствуете нервное напряжение и будете относиться к окружающим вас людям как минимум с осторожностью. А вот другое помещение: мягкий свет, уютная мебель, преобладают зеленые и голубые тона, все улыбаются — и вы, наоборот, расслабляетесь, успокаиваетесь и начинаете относиться к миру с высокой долей доверия. Неспроста первая атмосфера характерна для казино, а вторая — для частных клиник.

Как и когда у человека формируется чувство доверия? Каковы его истоки?

Изначально у человека формируется доверие к матери, оно почти пренатальное, это исходная биологически образованная связь между ­матерью и ребенком. Идентификация матери с ребенком — процесс очень устойчивый, и проходит несколько лет, прежде чем она разрывается и ребенок начинает вполне осознавать себя как отдельное физическое существо. Если на самом раннем этапе мать показывает ребенку, что мир к нему добр, что его никто не обидит, что ему всегда помогут и защитят его, то ребенок учится доверять окружающим. Если же мать ведет себя по-другому и ребенок видит от нее только негатив, у него возникает недоверие и даже комплекс вины.

Что еще влияет на развитие доверия?

Окружение и — шире — ­общество, в котором находится человек. Мы знаем, что в некоторых странах уровень абстрактного доверия очень высок. Например, в странах Скандинавии он достигает 60%, а, допустим, в Португалии или Румынии — ­всего 10%. Это существенный разрыв. По­нятно, что в этих странах разный стиль воспитания и отношений между людьми.

А каков уровень доверия в России?

Уровни доверия измеряются как проценты респондентов из репрезентативной выборки, ответивших положительно на вопросы типа «Считае­те ли вы, что большинству людей можно доверять, или же в отношениях с людьми осторожность никогда не бывает лишней?» Россия на этой мировой шкале располагается где-то посередине. В СССР замеры ­доверия по международным ­методикам не проводились, но многое свидетельствует о том, что раньше уровень доверия в нашей стране был намного выше. В послевоенные годы, уходя из дома, люди могли завязать дверь на веревочку или оставить на двери записку: «Дорогая, ключ, как всегда, под ковриком, суп на плите. Целую, мама». Входи, кто хочет, ешь суп, делай что угодно — не было ощущения, что это чем-то чревато. Разрушение доверия, скорее всего, произошло очень быстро, за один-два года, в 1991—1993 годах, между двумя путчами. Этого времени с запасом хватило, чтобы люди поняли: теперь другая жизнь, другая страна, другая ситуация и полагаться надо преимущественно на себя, а не на ближнего своего. В этот период по национальному сознанию, психике и восприятию людьми общества, в котором они живут, был нанесен сильнейший удар.

Какие страны окружают нас на шкале доверия? В какой компании мы там оказались?

Примерно на этом же уровне находятся многие европейские страны: Великобритания и Германия — несколько повыше, там же, где и США, Франция — чуть пониже. Украина располагается на этой шкале примерно там же, где Россия, Беларусь — немного выше. Уровень доверия зависит не только от материального благополучия. В Эстонии и Израиле доверие низкое, даже ниже, чем у нас, хотя страны довольно богатые, а Эстония — это уже практически Скандинавия. Но эти страны — полиэтнические: в Эстонии есть русское и эстонское население, в Израиле — еврейское и палестинское — и отношения между ними далеки от идеальных. В США много мигрантов, там еще живы люди, которые помнят, что такое расовая сегрегация, и страна не ощущает себя единым организмом. С другой стороны, в короткий исторический промежуток страна доросла до того, что избрала президентом чернокожего Барака Обаму, — и об этом тоже не стоит забывать.

Получается, высокого уровня доверия можно ожидать в моноэтнических и малопривлекательных для иммиграции странах, а также в государст­вах с жесткой миграционной политикой?

Многое зависит еще и от того, кто в эти страны приезжает и откуда: из государств с высоким уровнем доверия и схожей социальной ситуацией или нет. В полиэтнических странах этот уровень тоже может быть достаточно высок: в Швейцарии, например, есть три сообщества, в Бельгии — два, и они более-менее мирно сосуществуют испокон веков. В Скандинавских странах уровень доверия в значительной степени задается государственными институтами. Да, там высокие налоги — они доходят до 60%, но, забирая у людей деньги, государство тратит их на своих граждан. В этих странах крепкая социальная поддержка: скажем, одинокая мама в Швеции может не работать до конца своих дней. И, наоборот, если она хочет работать, компании создадут для нее все необходимые условия. Скандинавское общество договорилось о том, что такое поведение — норма, и сделало оно это, безусловно, с подачи сверху.

Связано ли доверие с уровнем свободы?

Думаю, что истинное чувство доверия может испытывать только свободный человек в самом глубоком смысле этого слова. Иисус, скажем, доверял человеку, а поздний Карл Маркс — нет. И доверие в этом смысле, конечно, отличается от доверия, перемешанного с фанатизмом в отношении вождей народов, таких как Гитлер или Сталин. Природа этого доверия, перерождающегося в массовый социальный психоз, — отдельная философская проблема. Если же говорить о гражданских свободах, то, как показывают данные, некоторая корреляция между ними и доверием существует, но даже более слабая, чем с ВВП. Гражданские свободы зависят от качества государства, а доверие — от всего общества в целом, так что сопоставлять их не совсем корректно.

А какова связь между доверием и культурой страны?

Культурные факторы существенно влияют на уровень доверия. Например, есть такой эксперимент: группе людей завязывают глаза, ­впускают их в дом и просят найти из него выход. При этом людям говорят: когда вы устанете или отчаетесь, можете попросить организаторов о помощи, и они вас выведут. Посте­пенно люди начинают сдаваться и просить о помощи. Но всегда остаются те, кто все равно ищет выход с закрытыми глазами, и чаще всего это люди восточные, в основном китайцы. Такой эксперимент проводили на Тибете, и там никто не обращался за помощью, при том что это был единственный способ выйти из дома. Есть и другие эксперименты, которые показывают, что представителям восточной культуры свойственно более низкое доверие к другим и более высокое доверие к слову вождя, чем западным людям.

Но доверие к вождю, к государству свойственно многим народам.

Да, это в какой-то степени социальная норма. И очень часто это доверие оказывается необоснованным и неоправданным. Германские народы в высокой степени доверяли Гитлеру, наш народ — Сталину. И это доверие не подвергалось массовому сомнению до тех пор, пока эти вожди не умерли. Конечно, были люди, которые понимали, что происходит на самом деле, но их было меньшинство, а общество в целом склонялось к социальной норме, которая гласит: надо доверять вождю, он лучше знает, что делать.

Кажется, что сейчас в России уровень доверия к власти падает. Это нарушение социальной нормы?

Россия очень разная. В некоторых местах доверие к власти очень высоко. Да и по степени осмысленности и обоснованности оно различается. Многое зависит от активности и информированности людей. Мы у себя в лаборатории проводили измерения и выяснили, что в России есть группа просоциально активных людей (примерно 20%) и антисоциально активных людей (примерно 15%), однако средний человек социально нейтрален, ему все равно, что происходит вокруг. Отчуждение от своего социального «я», от своей гражданской идентичности очень характерно для России. Это одно из следствий перестроечных лет, ведь еще в конце 1980-х была другая атмосфера и другая социальная норма: было почти неприлично не думать о стране, о ее будущем. Сейчас мы наблюдаем серьезную социальную апатию, и это представляется мне большей проблемой, чем наличие не только

­­про-, но и антисоциальных групп.

Существует ли корреляция между доверием и недоверием, с одной стороны, и индивидуализмом и социальной ориентацией — с другой?

Мои коллеги Владимир Магун и Максим Руднев из Высшей школы экономики проводили исследование на эту тему, и оно показало: если разложить ценностные суждения россиян на компоненты, то окажется, что у нас преобладают консерваторы, а люди, открытые к изменениям, как правило, оказываются индивидуалистами. Напротив, людей, озабоченных общественными интересами, очень мало — и это основное отличие российской системы ценностей от западноевропейской. Нетрудно предположить, что высокая степень индивидуализма вкупе с консерватизмом (в противоположность открытости) должна приводить к малому радиусу доверия.

Каковы круги доверия среднестатистического россиянина? Что в них входит?

советуем прочитать

Шиварам Раджгопал

Светлана Иванова

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи 90 000 ЧУВСТВО САМОЦЕННОСТИ - ПОЧЕМУ ЭТО ТАК ВАЖНО?

Важным моментом в функционировании как женщин, так и мужчин является самооценка . Мы слышим, что в этом залог успеха, что мы должны быть уверены, стремиться к тому, что кажется нам самым важным в жизни. Средства массовой информации призывают людей брать дело в свои руки, убеждая общественность в том, что уверенность в себе привлекательна и имеет не только личностное, но и социальное и сексуальное измерение.На потребительском рынке появилось много книг по повышению самооценки. Также предлагаются курсы саморазвития по повышению уверенности в себе. Однако мало кто признается в низкой самооценке . Это своего рода запретная тема, о которой они редко хотят говорить, оставив позади все свои сомнения и живя со своими растущими комплексами.

Благодаря высокой самооценке человек знает, что в жизни он достоин счастья, любви и уважения со стороны других людей.Приступая к новой деятельности, верит в успех, а встречаясь с трудностями, встречает их лицом к лицу и не сдается. Он воспринимает возможные неудачи как сигнал к дальнейшему совершенствованию и не впадает в уныние и не подрывает то, какой он человек. Он верит в свои способности, а также в ум и опыт, которые помогут ему решать проблемы на каждом этапе жизни. Самоуважение также принятие собственного тела и внешности и ощущение привлекательности. Это также вера в то, что человек заслуживает достойной работы и удовлетворяющих отношений, как эмоциональных, так и сексуальных.

Самооценка формируется с раннего возраста.

Самое главное, что следует подчеркнуть, это то, что самооценка человека формируется с раннего возраста. Вначале, в первые годы жизни, на ребенка оказывает влияние только семья и близкое окружение. Ребенок узнает, какие ошибки он делает и что делает правильно. В этот период самое главное, какие сообщения он получает в этих ситуациях и как его учат справляться с ситуациями успеха и неудачи.Эти первые годы построения вашей самооценки очень важны. У ребенка, которого критикуют перед лицом проблемы, создается ощущение, что делать ошибки нехорошо. С другой стороны, ребенок, который в той же ситуации слышит слова поддержки и наставления, как поступить с аналогичной проблемой в следующий раз, поймет, что ошибки естественны и служат для обогащения опыта, а значит, являются частью саморазвитие. Ребенок с устойчивой самооценкой , несмотря на неудачи, будет предпринимать дальнейшие попытки достижения цели, и его контакты со сверстниками будут легче.Для маленького ребенка сообщения, передаваемые родителями, являются наиболее важными. В этот период родитель является образцом для подражания, и его поведение всегда правильно и достойно подражания для ребенка.

Развитие самооценки ребенка будет влиять на его дальнейшие успехи или неудачи, положение в группе, готовность заниматься личностным развитием, а также станет ли он восприимчивым к чужому влиянию во взрослой жизни. Правильно воспитанная самооценка – залог лучшего функционирования в обществе.

Человек с высокой самооценкой – это человек, уважающий себя и других людей. Он знает свои слабости и сильные стороны и полностью их принимает, ведь именно благодаря им он уникален и исключителен. Он может смотреть на себя со стороны, он может смеяться над собой, но когда необходимо, он становится находчивым человеком, который принимает вызовы. Он открыт для новых впечатлений, которые вызывают не страх, а скорее любопытство и острые ощущения от вызова. Старается в полной мере использовать имеющиеся возможности развития, умеет эффективно искать пути достижения поставленных целей, не слишком обескураживаясь трудностями.Человек с высокой самооценкой не является рабом своих комплексов и страхов — они у него есть, как и у любого другого человека, но он старается их контролировать. Благодаря этому она общительный человек и открыта для межличностных контактов, не вызывающих у нее затруднений. Она осознает свои желания. Она отличается здоровой уверенностью в себе. Он относится к неудачам как к обучению и возможности улучшить свои модели действий. Проигрыш для нее является дополнительной мотивацией к активности, а не наказанием за совершенные действия.Это позволяет ей делать новые выводы и строить другую часть опыта. У нее хорошо развита напористость, она может отстаивать свои взгляды, уважая при этом мнение других людей, даже когда оно отличается от ее собственного. Такие люди знают себе цену и достаточно легко приспосабливаются к новым условиям жизни. Они верят, что могут справиться со всем. Они берут на себя ответственность за ход собственной жизни, за свои неудачи и успехи, за то, чего они достигли и чего еще хотят достичь. У них развито понимание самих себя – они понимают, кто они, что им нужно и что делает их счастливыми.

Уровень самооценки оказывает огромное влияние на жизнь каждого человека, вне зависимости от пола и социального статуса. Конечно, даже у людей с положительной самооценкой бывают «плохие дни», они плачут, чувствуют себя бессильными или злыми. Также иногда они не хотят вставать с постели, и невзгоды могут лишить их воли к действию. Однако они намного быстрее выходят из тупика и активнее ищут решения текущих проблем.

Низкая самооценка может быть следствием тяжелых переживаний, неприятия или расставания с партнером, поэтому не бойтесь обращаться за помощью к специалисту.Работа над своими проблемами часто помогает восстановить самооценку.

Милена Пензиор

психолог


.90,000 Низкая самооценка с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии

У большинства из нас есть интуитивное понимание самооценки. Мы используем взаимозаменяемые термины, такие как, например: уверенность в себе, самоуважение, самооценка, самовосприятие, самопринятие, представление о себе. Все мы знаем людей с высокой самооценкой и тех, у кого низкая самооценка. Как мы их различаем? Есть несколько основных факторов, определяющих, как человек воспринимает себя.Прежде всего, это ее высказывания о себе. Не менее важно и то, как он относится к себе в отношениях — открыт и смел, ждет ли уважения или позволяет другим причинять себе боль; но и на работе, в школе - принимает ли она адекватные ее способностям вызовы и может ли она распознать свои таланты.
Люди с низкой самооценкой обычно имеют ряд негативных представлений о себе. Эти убеждения могут быть ограничены одной областью (например, социальная привлекательность) или охватывать несколько областей: работу, интеллект, эффективность выполнения социальных ролей и т. д.Часто бывает так, что чем негативнее образ себя у человека, тем больше областей он охватывает.

Как возникает низкая самооценка?

С когнитивно-поведенческой точки зрения низкая самооценка является результатом негативного опыта в отношении самого себя. Чем раньше эти переживания имели место (например, в детстве), тем более длительным и, возможно, более низким будет чувство собственного достоинства. Это происходит потому, что наши убеждения о себе коренным образом влияют на наш жизненный выбор и на то, как мы действуем (и действуем ли мы вообще), и это выливается в последующие переживания, наше их восприятие — цикл таких жизненных событий может образовывать так называемую порочный круг.Также возможно, что человек большую часть жизни имел о себе хорошее мнение, но какие-то важные события (например, неудачи в работе, в отношениях) поколебали его хорошее представление о себе. Чаще всего возможность изменения этого состояния зависит от продолжительности и силы существующих негативных представлений о себе: чем они сильнее и чем дольше сопровождают нас, тем больше времени потребуется на перестройку нашего образа, а иногда и на построение позитивного образа. самооценка с нуля.

В когнитивно-поведенческой терапии мы полагаемся на предположение, что наши мысли, эмоции и поведение проистекают из определенных принципов, которые мы, в свою очередь, создаем на основе ключевых убеждений. Последние представляют собой абсолютные утверждения (например, «я ценен», «я слаб», «я человек, которого нельзя любить»), которые можно понимать как выводы, к которым мы пришли в ходе нашего опыта. Поэтому их учат. Это означает, что какими бы бесполезными или устаревшими они ни были, они понятны, потому что когда-то имели смысл благодаря тому, что с нами происходило.Различные переживания, особенно из детства и юности, могут повлиять на то, как мы относимся к себе.

Отрицательный опыт, который чаще всего способствует низкой самооценке

1) Систематические наказания, критика, пренебрежение и/или травля

При жестоком обращении с детьми: наказывать даже за незначительные проступки, с непредсказуемой для них периодичностью и суровостью наказаний, физически и умственно запущенными (отсутствие внимания, беседы, проявление ласки и нежности, постоянное сравнение в пользу других и т.) или если они являются жертвами насилия, то склонны винить в этом себя. Они просто заявляют, что они плохие или недостаточно хорошие, чтобы родители обращали на них внимание. Вероятно, это связано с огромной потребностью в безопасности и заботе со стороны взрослых, потребностью чувствовать, что на кого-то можно опереться и кому-то доверять. Так что если со мной происходит что-то плохое, то не потому, что у меня плохие опекуны, а потому, что я этого заслуживаю. Такая вера в ребенка полезна для него (в данный период), так как не лишает его базового чувства безопасности, которое могут обеспечить только взрослые.

2) Несоблюдение стандартов родителей

Чтобы сформировалось негативное мнение о себе, совсем не обязательно, чтобы мир ребенка пережил насилие в семье, как мы его знаем из шокирующих телерепортажей. Не оставляет следа и ситуация, когда родители акцентируют внимание только на ошибках своих детей, на их слабостях, а достижения каждого ребенка трактуют как недостаточно хорошие, или (что еще менее очевидно), уделяют им внимание и ласку только тогда, когда им удается чего-то добиться. . . .

3) Несоблюдение стандартов группы сверстников

В подростковом возрасте, когда у человека формируется ощущение себя как социально обособленной личности и чувство гендерной идентичности, возникает сильное давление на адаптацию к окружающей среде, соответствие определенным стандартам в группе сверстников. Замечать, что вы отличаетесь от других, или, что еще хуже, быть отвергнутым, осмеянным, запуганным вашими коллегами, может быть очень тяжелым опытом, который оказывает значительное влияние на самооценку.

4) Особое воздействие стресса и психических страданий других людей

Даже в любящих семьях, где родители ценят своих детей, семейная ситуация может измениться таким образом, что это отрицательно скажется на финансовом или психическом состоянии родителей. Тогда они могут испытывать стресс или быть несчастными и, следовательно, более раздражительными и неохотно проводить время со своими детьми. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на самооценку ребенка.

5) Нет хорошего опыта

Нетрудно понять описанные выше ситуации как возможный источник негативной веры в себя. Бывает, однако, что наша низкая самооценка является для нас загадкой, потому что мы не помним никаких особо негативных событий из детства или юности. Возможно, проблема заключалась не в наличии травмирующих переживаний, а в отсутствии или недостаточном количестве положительных переживаний, таких как теплота, любовь, похвала, интерес.Есть семьи, в которых не принято или избегают выражать чувства прямо, т. е. показывая или говоря о них.

Резюме

Это лишь некоторые из причин низкой самооценки. Те, что описаны выше, касаются ситуаций, в которых источником проблемы был ранний опыт. Бывает и так, что самооценка падает в результате переживаний из взрослой жизни. Независимо от того, в чем кроется причина, первый шаг к изменению вашей самооценки с отрицательной на адекватно положительную — это наблюдение за своими мыслями и эмоциями и анализ ситуаций, в которых они усиливаются.Термин «адекватно положительная самооценка» используется здесь не зря. Высокая самооценка также может быть губительной. Поэтому мы должны стремиться к состоянию, в котором мы можем адекватно оценивать (и ценить!) свои возможности, преимущества и умения, но также знать свои недостатки и слабости, чтобы работать над ними или спокойно их принимать, чтобы они были не препятствие для нас в построении выполнения в жизни.

Также стоит помнить, что существуют профессиональные способы помощи людям, борющимся с низкой самооценкой и ее последствиями.Один из них — Когнитивно-поведенческая терапия .

Подготовила: Магдалена Жарска, на основе книги «Преодоление низкой самооценки» М.Феннелл

.90 000 «Я не обязан первым чувствовать себя важным» — где взять здоровую самооценку?

У меня есть чувство настоящей ценности, когда я чувствую свою значимость как личность, независимо от внешних оценок (фото: iStock)

Самоуважению помогает глубокое осознание того, что каждый из нас уникален, единственный и неповторимый во вселенной, - говорит Барбара Вуйчик, тренер и консультант по личному развитию.

Каково ваше определение здоровой самооценки?
Это особое отношение к себе на эмоциональной основе, состоящее из двух качеств: чувства собственного достоинства и высокой самооценки. Я испытываю уважение к себе как к личности и признаю свое право на существование, и на этом фундаменте строю вторую составляющую - высокую самооценку. Однако первичным является чувство, что как человек я так же важен, как и любой другой человек.Потому что если я знаю, что во мне живет частица, я назову ее духовной, как и в каждом человеке, то я могу чувствовать себя хорошо, даже если ничего не делаю. Я могу уважать других, независимо от того, что они делают или их поведение похвально. Современные общества выражают это уважение в своем законодательстве - мы все имеем одинаковые права!

На этом уровне мы все равны.
Вот и все. И если нам посчастливилось вырасти в среде, где уважают жизнь, у нас нет проблем с самооценкой: фундаментальное достоинство тождественно дару жизни.

Но у нас проблемы. Не потому ли воспитание и образование основаны на сравнении?
Сравнение людей говорит о том, что кто-то меньше, а кто-то дороже. Конечно, будучи разными во всех отношениях, мы занимаем разные позиции в профессиональной и социальной иерархии. Если у меня есть чувство собственного достоинства, низкий ранг не повредит мне, потому что мне не нужно быть первым, кто узнает, что я чего-то стою. У меня такой же фундамент, как и у всех остальных, но то, что я на нем строю, зависит от моих ресурсов.Надлежащее образование означает укрепление достоинства детей и помощь им в осознании своих индивидуальных ресурсов.

Наша самооценка также будет подорвана вечным судом.
У меня есть чувство настоящей ценности, когда я чувствую себя важным человеком, независимо от внешних суждений. Все личное развитие основано на том, что у меня есть, а не на том, чего у меня нет. Вот почему так важно осознавать свои сильные стороны. Если я решу представить свои навыки на рынке, они всегда будут оценены.Любой может судить меня как тренера, но не как человека!

Как открыть глубокое чувство собственного достоинства?
Если мы попытаемся понять себя, рано или поздно у нас появится шанс увидеть, что наша самооценка не зависит ни от других, ни от условий, в которых мы выросли. Вы можете взглянуть на сложные переживания по-новому. Достижение себя достигается расширением самосознания, а также терапевтической работой. Мы были беспомощны в детстве, теперь мы можем справиться с теми ресурсами, которые у нас есть во взрослом возрасте.

Но что мешает нам это сделать? Принять на себя роль жертвы?
Нельзя отрицать существование зла. Однако с ними стоит столкнуться. Тогда вы обнаружите, что нам не нужно жить, чувствуя боль. Ты не можешь обойтись без принятия себя такой, какая я есть. Я не изменю тому факту, что у меня нет определенных черт. Однако мне может показаться, что я упускаю что-то, что у меня действительно есть. Взгляд на себя настоящего действительно исцеляет. Достичь самооценки помогает глубокое осознание того, что каждый из нас уникален, един во Вселенной.

Но вы должны работать для самооценки?
Да, работайте в этом смысле, чтобы развивать то, что у вас есть. Моя самооценка повышается, потому что я вижу, что справляюсь, что могу делать что-то все лучше и лучше. Если у меня есть опора в себе, то никакая потеря или неудача не причинят мне вреда.

Мы ищем подтверждение собственной значимости скорее вовне.
Мы всегда будем рады услышать о себе хорошее и вкусить от успехов, ведь они подтверждают нашу высокую самооценку.Почему мы не должны этому радоваться? Однако если мы строим свою самооценку исключительно на этом – она шаткая. Их укрепляет только фундамент собственного достоинства. Самооценка, да, развивается, потому что одни задачи идут хорошо, а с другими мы не справляемся. Что-то пошло не так, но я не делаю из этого трагедии. Я ухожу на некоторое время, затем возвращаюсь более подготовленным или ищу другой путь.

Как мы можем воспитать в наших детях чувство собственного достоинства? Прежде всего, выясните, есть ли они у нас самих, потому что только взрослый, который чувствует себя важным как человек, может передать это своему ребенку.Во-вторых, цените ребенка таким, какой он есть, а не таким, какой он есть. Важно уважать его чувства и мысли.

Вы сильно подчеркиваете чувство собственного достоинства. Почему?
Чувство собственного достоинства — это основа нашей человечности. Если мы узнаем это в себе, мы узнаем это и в ком-то, и больше не будем ломать этот стержень. С другой стороны, если нам не хватает этой основы, у нас также не будет здоровой основы для формирования высокой самооценки. Тогда наша самооценка будет зависеть, например, отот чего мы добьемся. Между тем его нельзя построить, меняя профессию, мужа, дом или накапливая имущество. Берт Хеллингер, немецкий терапевт и создатель знаменитых семейных установок, обнаружил, что мы должны делать, чтобы чувствовать себя в мире друг с другом. Что ж, это возможно, когда мы перестанем винить своих родителей, а примем их такими, какие они есть. Что это на самом деле означает? Что мы безоговорочно примем дар жизни.

Что, если наши родители причинят нам боль?
Размышление может помочь: жизнь стоила мне дороже, она стоила мне дороже.Но кто будет торговаться за жизнь? Поэтому я принимаю их со всеми условиями. Это основа. Мы также должны принять близко к сердцу членов нашей семейной системы: бабушек и дедушек, родителей и их братьев и сестер, наших собственных братьев и сестер, включая приемных родителей и умерших. Если мы наведем порядок в семейной системе, мы сможем черпать из нее силы. Река жизни выбросила нас на берег с помощью наших родителей и предков, и если мы чувствуем, что они позади нас, только тогда мы ничего не упускаем, чувствуем себя сытыми и знаем себе цену.

.

Самооценка - почему это так важно?

Последнее обновление: 21 апреля 2020 г.

Самооценка — это то, как мы себя видим. По этой причине было бы целесообразно интенсивно развивать эту функцию. Для этого нужно просто заботиться о себе и уважать себя. Самооценка является одним из основных аспектов, влияющих на качество нашей жизни.


Самоуважение — один из ключей к пониманию себя и окружающих. Это основа нашей идентичности. Это также наш основной источник поддержки.

А что конкретно такое самооценка?

"Самое худшее, что может случиться с человеком, это плохо думать о себе."
Гёте

У каждого человека есть две очень важные черты, формирующие его личность.Это уверенность в себе и самооценка. По словам канадского психотерапевта Натаниэля Брандена, оба качества являются суммой нашей уверенности в собственных силах и самоуважения.

Это чрезвычайно интимный опыт, который находится в самом глубоком уголке нашей психики. Он определяет, что мы думаем о себе и как мы относимся к себе, но не влияет на то, как нас воспринимают другие люди.

Самоуважение начинает формироваться в первые годы нашей жизни. В этот период наши родители могут воспитывать нас и учить указывать допустимое и опасное поведение, а также такое поведение, которое может вызвать гнев или негодование других людей.

Таким образом, в целом можно констатировать, что личность и модели поведения детей определяются в соответствии с критериями, принятыми их родителями. Такая ситуация, в свою очередь, определяет для них оптимальный жизненный путь и в то же время указывает, что они могут себе позволить, а что не является социально приемлемым поведением.

Это, в свою очередь, вместе с переменными факторами, формирующими характер и личность, создает широкий спектр черт, которые называются самооценкой.

Читайте также: Любите себя, чтобы любить других

В каких случаях могут возникнуть проблемы в этой сфере?

Наше мнение о себе существенно влияет на все наши самые важные решения и выбор жизненного пути. Таким образом, он формирует практически всю нашу жизнь и направление, в котором она будет развиваться.Поэтому самооценка чрезвычайно важна, поскольку она может влиять буквально на все аспекты нашей жизни.

Если для нас характерно чувство заниженной самооценки, другими словами у нас низкая самооценка, то при столкновении с окружающей нас реальностью нами в основном движут страх и неуверенность. Нашим неразлучным спутником является чувство отторжения, презрения и недовольства собой. С

одобряем, мы постоянно позволяем себе думать, что мы мало чего стоим и что мы постоянно прячемся за стеной недоверия, которая в то же время отпугивает от нас других людей.

Очень низкая самооценка делает нас чрезмерно чувствительными к критике, как извне, так и изнутри. Поэтому, не достигнув определенного уровня нашей самооценки, мы не сможем осуществить многие свои потребности и мечты. Постоянно осуждая себя и критикуя себя, вы причиняете много ненужной эмоциональной боли.

Действительно, низкая самооценка может эффективно скрывать нашу истинную личность .В то же время это создаст совершенно ложный образ нашей личности для внешнего мира. Такой образ акцентирует внимание на тех чертах, которые, на наш взгляд, видят в нас окружающие люди.

Потребность в принятии

Ищем все признаки принятия одновременно, что, однако, может действовать как палка о двух концах. Это потому, что если мы действительно воспримем такое принятие, оно вызовет только чувство ложного, неискреннего признания. А это, в свою очередь, может сделать плохое представление о себе еще сильнее.

В любом случае, мы зависим от того, что о нас думают другие, потому что нашего собственного суждения нам недостаточно. И в зависимости от того, как к нам относятся другие люди, так и формируется наша самооценка.

Читайте также: Эмоциональная независимость - 24 цитаты

Большинство людей ищут доверия и уважения к себе где угодно, кроме себя. Поэтому любое подобное начинание не имеет шансов на успех. Мы просто забываем тогда, что все инструменты и навыки, необходимые для того, чтобы определить, кто мы и нравится ли нам собственный образ или нет, находятся в наших руках. Секрет в том, чтобы не судить себя поспешно.

По словам Натаниэля Брандена, сильная самооценка может быть построена, если помнить следующее:

  • Живите осознанно.
  • Научись принимать себя.
  • Избавьтесь от неоправданного чувства вины.
  • Живите ответственно.
  • Живите искренне, как хотите.
  • Помогите поднять самооценку другим, особенно друзьям и знакомым.

Самоуважение не предопределено профессиональным или социальным успехом, которого мы можем достичь, формой нашего тела или популярностью, которой мы пользуемся в своем окружении. Это не зависит ни от чего вне нашего контроля. Наоборот, оно полностью зависит от нашей собственной рациональности, ответственности и честности.

Если мы не проанализируем уровень своей самооценки, никто другой не сделает это за нас.Остановиться и понаблюдать за тем, кто мы есть и как мы оцениваем себя, является фундаментальной частью понимания ловушек на нашем жизненном пути.

«Любовь к себе — это отправная точка для создания того, кто чувствует себя способным взять на себя ответственность за собственное существование».
-Виктор Франкл-

.

Важно чувствовать себя в безопасности - Новости

Важно чувствовать себя в безопасности

Самое главное не количество преступлений в данной коммуне, а чувство безопасности сообщества. В нашем воеводстве жители гмин чувствуют себя в безопасности, что подтвердили почти 78% респондентов польского исследования преступности. Согласно тому же исследованию, более 72% респондентов считают, что Свентокшиская полиция эффективна в своей деятельности.

Согласно статистическим данным, доступным на платформе «Карта угроз национальной безопасности», Свентокшиское воеводство занимает второе место по наименьшему количеству преступлений на 10 000 человек. жители. Более того, в нашем воеводстве самое низкое в стране количество социально обременительных преступлений, таких как: драка и побои, причинение вреда здоровью, кража чужого имущества, угон автомобиля, квартирная кража, разбой, вымогательство и разбой, порча имущества.Только за последние 5 лет количество этих преступлений в нашей области сократилось более чем на 3,5 тысячи. Но самым важным является то, что жители нашего воеводства чувствуют себя в безопасности в месте своего проживания.

Национальная карта угроз безопасности — отличный инструмент для надежного и четкого определения опасностей по всей стране. Он основан на информации, собранной в информационных системах полиции, а также на сообщениях жителей или представителей местных органов власти или организаций, действующих в данной местности.Приближение района к жителям, воссоздание полицейских участков и запуск карты направлены на социализацию деятельности полиции и повышение чувства защищенности всех граждан.

В прошлом году жители нашего воеводства почти 11 800 раз поделились своими наблюдениями об опасностях в месте жительства, работы, учебы или отдыха. Каждая угроза, нанесенная на карту, была проверена полицейскими, что, безусловно, способствовало повышению чувства безопасности.

Нас радует высокий уровень безопасности жителей. Однако следует помнить, что эффективная работа полицейских также зависит от хорошего взаимодействия с общественностью. Поэтому мы рассчитываем на все сигналы и можем гарантировать, что каждый из них будет проверен.

№ КТ

Источник: Главное управление полиции в Кельце

.

Ты важный Пинек! Книга о самооценке для детей и родителей, маленькая (Агнешка Валигра) книга в книжном магазине TaniaKsiazka.pl

Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства – это желание многих известных родителей. Мы хотим, чтобы ребенок был самим собой в любых условиях, чувствовал себя хорошо в своей шкуре, не ставил свою самооценку в зависимость от своих других людей, был радостным и счастливым, открытым миру. Наши планы и воспитательная практика, однако, иногда совершенно отличаются друг от друга, потому что мы не всегда в состоянии адекватно отреагировать, иногда сама ситуация оказывается для нас невыносимой.Однако надо помнить, что без самооценки сложно правильно развиваться. Более того, чтобы ребенок чувствовал себя ценным, он должен в первую очередь быть ценным для своих близких. Он должен быть убежден, что может доверять нам, что мы открыты для его потребностей, что все его проблемы или дилеммы одинаково важны для нас.

Неоценимой помощью в формировании собственной ценности ребенка, а также в выяснении того, как следует вести беседы с ребенком, чтобы чувствовать поддержку родителей, может оказаться чтение книги (желательно общей)Jeste wany Pinku!, изданный издательством Sensus Publishing House. Эта «книга о чувстве собственного достоинства для детей и немного для родителей», написанная психологом Урсулом Модником с замечательными иллюстрациями Агнешки Валигра, представляет собой книгу, которую можно использовать по-разному, черпая в ней вдохновение, а также знания об отношении к ребенку и его проблемам. Это книга как для юных читателей дошкольного и младшего школьного возраста (даже тех, кто еще не освоил чтение), так и для родителей и опекунов, а также психологов и терапевтов, которые могут на ее основе проводить занятия с ребенком.

Встречаем Пина, уникального, как и каждого из нас, маленького существа, терзаемого большими и маленькими горестями и проблемами. Он немного тупой, ему не хватает уверенности в себе, он не считает себя особенным и ужасно переживает, когда кто-то его не любит. Он знает, однако, что всегда может сказать дома, что его беспокоит, хотя иногда ошибочно считает свои печали неважными. К счастью, в его доме близкий ему человек очень любит его и умело направляет разговор таким образом, чтобы убедить его в том, что в нас важно все, что влияет на наше настроение — будь то о том, что нет приглашения на вечеринку. день рождения Карточки или разочарование из-за того, что вещи не всегда получаются такими, какими вы хотите их видеть, не всегда идеальными.

Более того, узнавая о приключениях Пинека, мы обнаруживаем, что обладаем огромной силой и можем даже изменить себя, если нас что-то беспокоит. Герой книги решает поработать над склонностью к беспорядку, но это может быть все, что нас расстраивает или мешает нашему функционированию. Однако в этом самосовершенствовании, изменении себя мы не должны гнаться за идеей. Вам не нужен идеальный, чтобы нравиться себе, вам просто нужно принять свои слабости и сильные стороны.

Само чтение книги, а затем (авто) размышление или беседа с ребенком могут помочь в формировании соответствующих установок или реакций, но стоит ориентироваться на активное использование книги - этому способствуют упражнения, размещенные после каждой из историй, которые являются не только приглашением к игре, но и помогают ребенку лучше узнать себя и... стать друзьями.Более того, они убеждают юного читателя в том, что он имеет реальное влияние на свою жизнь, что он сам решает, что он чувствует, как он воспринимает слова других, и что он может формировать свое отношение таким образом, чтобы каждый день был хорошим. день!

.

Ты важный Пинек! Книга о самооценке

Наверняка вам не раз приходилось сталкиваться с мнением, что все люди одинаковы. Я так полагаю. Руки, ноги, голова. Уши, чтобы слушать, глаза, чтобы видеть, сердце как самый важный орган… И все же каждый из нас думает, понимает и чувствует по-своему. Мы слышим одни и те же слова, но можем понимать их совершенно по-разному. Мы смотрим на одну и ту же картину, но видим что-то другое. Мы воспринимаем реальность через призму собственных эмоций, жизненного опыта и обстоятельств, в которых находимся в данный момент.Именно поэтому каждый из нас уникален и уникален. И нет двух одинаковых людей в мире. Эти различия между людьми делают мир таким разнообразным, интересным и достойным изучения.

Не существует идеального шаблона, к которому все должны стремиться любой ценой. Индивидуальные качества - как достоинства, так и недостатки - строят человеческую личность и свидетельствуют об истинной человечности. Важно узнать и понять себя, принять своих слабостей и стать лучшим другом.

"Ты важный Пинек!" это уникальное издание для детей и родителей, которое поможет повысить самооценку и полностью принять себя таким, какой ты есть. В книге рассказывается история маленького существа, которое внимательно наблюдает за собой и пытается понять мотивы собственных поступков. Пинк немного застенчива и не может справиться со своими чувствами. Он еще не понимает, правильны ли его размышления и правильны ли его действия. Сравнивая себя с другими, он пытается ответить на вопрос, ценен ли он и важен.

Чтение отдельных глав позволяет детям поверить в себя и открыть свою истинную ценность, не сравнивая себя с другими людьми. Эти истории исключительной терапевтической ценности поддерживают эмоциональное развитие маленького человека в гармонии с самим собой и позволяют родителям строить чуткие отношения со своими детьми, основанные на уважении к себе и окружающей среде.

Автором пособия является психолог Уршула Млодницка-Корнась, которая ежедневно работает с детьми и специализируется на эффективном общении с детьми.Агнешка Валигора сделала прекрасные иллюстрации к книге.

.

Смотрите также