Длительная память


Долговременная память (ДП) - Когнитивная способность

Что такое долговременная память?

Долговременная память (ДП) - это мозговой механизм, с помощью которого мы можем кодировать и хранить практически неограниченный объём информации в течение длительного периода времени. Срок хранения воспоминаний в долговременной памяти может варьироваться от нескольких секунд до нескольких лет.

Долговременная память крайне важна нам для безошибочного и самостоятельного выполнения ежедневных задач. Этот тип памяти относится к способности мозга хранить факты, знания и навыки, а также восстанавливать в дальнейшем эти воспоминания. Долговременная память - это сложная комплексная способность, за которую отвечает большое количество отделов головного мозга. Поэтому она очень чувствительна к различным поражениям мозга. К счастью, с помощью практики и когнитивной тренировки можно улучшить эту важнейшую когнитивную функцию.

Программа-лидер в области тренировки мозга CogniFit ("КогниФит") поможет активировать и укрепить нашу память и другие важные когнитивные способности. Входящие в неё умные игры были разработаны для стимулирования определённых нейронных паттернов активации. Повторные активации этих когнитивных паттернов могут помочь укрепить отвечающие за память нейронные соединения и создать новые синапсы, способные реорганизовать и/или восстановить наиболее ослабленные или повреждённые когнитивные функции.

Типы долговременной памяти

По времени, в течение которого информация хранится в системе памяти, мы можем разделить память на сенсорную, кратковременную, рабочую и долговременную. В свою очередь, долговременная память подразделяется на такие виды, как:

  • декларативная или эксплицитная память: эта та хранящаяся в нашей памяти информация, которую мы можем воспроизвести вербально. За этот вид памяти отвечают такие отделы мозга, как медиальная височная доля, промежуточный мозг и неокортекс. Декларативная или эксплицитная память также подразделяется на два подвида.
    • Семантическая память: относится к информации об окружающем мире, которой мы владеем. Эта информация не связана с обучением. Она охватывает наш словарь, академические знания, то, что мы знаем о каждом понятии и определении. Например, нам известно, что яблоко - это съедобный фрукт, который растёт на яблоне и может быть разного цвета, однако вероятнее всего мы не вспомним тот момент, когда мы запомнили всю эту информацию.
    • Эпизодическая память: включает воспоминания о пережитых нами конкретных событиях, тесно связана с обучением. Например, воспоминания о том, что мы ели вчера на обед, где оставили машину, когда впервые посетили новый для нас город, кто пришёл на праздник в прошлом году и когда мы встретили какого-то человека.
  • Недекларативная или иксплитицитная память: тип информации, хранящейся в нашей памяти, которую мы не можем выразить вербально. Эти воспоминания мы накапливаем посредством имплицитного обучения (неосознанно). Этот тип памяти более устойчив при церебральных поражениях, поэтому меньше подвержен нарушениям. За него отвечают различные отделы мозга, в том числе неокортекс, миндалина, мозжечок и базальные ганглии. Подразделяется на несколько видов.
    • Процедурная память: память на действия, информация о мускульных движениях, которые мы смогли автоматизировать в результате практики, например, навыки и привычки. Езда на велосипеде, вождение, владение мячом или умение пользоваться компьютерной мышкой.
    • Прайминг: речь идёт о предшествующей установке, облегчающей процесс воспоминания. Например, вероятнее всего, мы гораздо быстрее вспомним слово "птица", если только что говорили о воробьях или ласточках.
    • Классическое обусловливание: речь идёт о связи между условным стимулом и ранее полученной реакцией на безусловный стимул. Например, если зазвенит колокольчик (условный стимул), после чего нам в глаза будет направлен поток воздуха (безусловный стимул), в дальнейшем, услышав звук колокольчика, мы начнём моргать (условная ответная реакция). Это связано с недекларативной памятью.

Тестирование памяти

Хорошая память необходима нам для безошибочного и самостоятельного выполнения повседневных задач. Поэтому так важно протестировать и понять состояние нашей памяти. CogniFit ("КогниФит") предлагает серию тестов для оценки памяти (в частности, таких её видов, как кратковременная фонологическая память, контекстуальная память, кратковременная память, невербальная память, кратковременная зрительная память, рабочая память и распознавание), основанных на таких классических тестах, как Тест на Длительное Поддержание Функции (СРТ, Тест Коннера), Шкала Памяти Векслера (WMS), NEPSY (Коркман, Кирк и Кемп), Тест Переменных Внимания (TOVA), Тест на Симуляцию Нарушений Памяти (ТОММ), Тест "Лондонская башня" (TOL) и Задача Визуальной Организации (VOT). С помощью этих тестов, кроме памяти, также можно измерить время отклика, скорость обработки информации, память на имена, зрительное восприятие, мониторинг, планирование, визуальное сканирование и пространственное восприятие.

  • Последовательный Тест WOM-ASM: на экране появится серия шаров с различными номерами. Нужно запомнить эту последовательность для того, чтобы в дальнейшем её воспроизвести. Сначала эта последовательность будет состоять всего из одного номера, но постепенно количество номеров будет увеличиваться - до тех пор, пока пользователь не сделает ошибку. В задании необходимо воспроизвести все показанные серии чисел.
  • Тест-Расследование REST-COM: в течение небольшого промежутка времени будут показаны несколько предметов. Затем нужно будет как можно быстрее выбрать слово, соответствующее представленному объекту.
  • Тест Идентификации COM-NAM: с помощью изображения или звука вам будут представлены объекты. Необходимо ответить, в каком формате (звук или изображение) объект появился в последний раз, и появлялся ли он вообще.
  • Тест на Концентрацию VISMEM-PLAN: на экране в случайном порядке появятся стимулы. Затем стимулы будут загораться в определённом порядке под звуковые сигналы до тех пор, пока последовательность не завершится. Необходимо внимательно наблюдать как на изображения, так и на звуки. Во время вашей очереди игры нужно будет вспомнить порядок представления стимулов и воспроизвести данную последовательность.
  • Тест на Распознавание WOM-REST: на экране появятся три объекта. Сначала нужно будет как можно быстрее вспомнить очередность представления объектов. Затем будут представлены четыре серии по три объекта, некоторые из которых будут отличаться от ранее показанных. Необходимо узнать первоначально увиденную последовательность.
  • Тест на Восстановление VISMEM: в течение пяти-шести секунд на экране будут показаны несколько изображений. В течение этого времени нужно будет запомнить как можно больше представленных на изображении объектов. Затем картинка исчезнет, и пользователю будут предложены несколько вариантов, из которых необходимо выбрать правильный.

Примеры долговременной памяти

  • Большую часть знаний, которую мы приобретаем во время учёбы, мы храним в нашей семантической памяти. Когда мы учимся, вспоминаем географию своей страны, изучаем анатомию, химию, математику или любой другой предмет, мы задействуем нашу долговременную память.
  • Если мы работаем в ресторане и должны помнить какое блюдо попросил каждый посетитель, мы обращаемся к нашей эпизодической памяти. Тоже самое происходит, когда мы, например, вспоминаем постоянных клиентов.
  • Когда мы учимся кататься на велосипеде, нам стоит большого труда проехать несколько метров, чтобы не упасть. Это происходит потому, что мы ещё не знаем, как правильно нужно двигаться. И наоборот, если мы достаточно попрактиковались, наша процедурная память берёт на себя моторные навыки, которые мы смогли автоматизировать. В результате мы можем нормально ездить на велосипеде. Нечто похожее происходит, когда мы учимся водить автомобиль.
  • Долговременную память мы используем, чтобы вспомнить, где мы оставили машину, зарядку от телефона, какой город является столицей нашего государства или любую другую информацию, которую мы должны помнить изо дня в день.

Патологии и расстройства, связанные с нарушением долговременной памяти

Забывчивость сама себе не является проблемой с памятью. Память способна избавляться от ненужной и неиспользуемой информации, особенно с возрастом, и это совершенно нормально. Однако также существует патологическая забывчивость, которая представляет собой неспособность запоминать новые события (антероградная амнезия) и/или неспособность вспомнить прошлое (ретроградная амнезия). С другой стороны, существует гипермнезия, болезненное обострение памяти, характеризующееся способностью детально восстанавливать в памяти прожитое, как, например, при посттравматическом стрессе. Также важно отметить, что содержимое воспоминаний может быть нарушено при некоторых расстройствах, например, при Синдроме Корсакова, при котором человек непроизвольно придумывает вымышленные события из своего прошлого.

Как правило, память нарушается при Болезни Альцгеймера (в основном, эпизодическая), однако проблемы с памятью также могут возникнуть при различных деменциях, в частности, при семантической деменции (нарушается семантическая память) или Болезни Паркинсона (нарушается процедурная память). Для этих заболеваний характерна комбинация антероградной и ретроградной амнезии. В случае травматических поражений мозга, а также в результате поражений мозга при инсульте, тоже часто возникает антероградная амнезия (она более распространена, чем ретроградная). Кроме того, для этих болезний характерно замещение провалов памяти вымышленной информацией. Вызвать временную или постоянную потерю памяти также может употребление некоторых наркотиков и веществ.

Долговременная память — урок. Информатика, 7 класс.

В современных компьютерах долговременная память (внешняя) память — это носители информации, которые можно легко перенести в любое место.

Долговременная память — это энергонезависимая память, предназначенная для долговременного хранения данных и программ.

После выключения компьютера данные и программы сохраняются. Но всё-таки можно разделить долговременную память на жёсткий диск и носители информации.

Жёсткий диск — это устройство, которое совмещает в себе функции накопителя и носителя информации. При запуске компьютера файлы операционной системы хранятся на жёстком диске.

 

Рис. \(1\). Жёсткий диск

 

Жёсткий диск HDD (разг. «винчестер») — это устройство, состоящее из пластин, покрытых ферромагнитным материалом, и считывающей головки, которая «читает» данные и программы на диске.

HDD — сокращение от hard disk drive.

Сегодня на смену HDD приходят SSD.

SSD — это компьютерное энергонезависимое немеханическое запоминающее устройство на основе микросхем памяти. По сравнению с HDD накопители SSD имеют меньший вес, размер, являются беззвучным и устойчивыми к повреждениям.

Источники:

Рис. 1. Жёсткий диск. https://cdn.pixabay.com/photo/2013/07/13/12/08/hard-159264_960_720.png (Дата обращения: 11.12.2021.)

Типы памяти и техники эффективного запоминания

Одни люди запоминают текст сразу после прочтения, а другие неделю учат стихотворение и в итоге смогут воспроизвести лишь несколько строк. Однако это не означает, что у первых память «хорошая», а у других — «плохая». Процесс запоминания во многом зависит от особенностей восприятия, вида памяти и используемых техник, а благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность, память можно и нужно укреплять. Т&Р рассказывают, какие типы памяти бывают и как ее развивать.

Классификация памяти

По сенсорной модальности
  • Зрительная (визуальная) память

  • Моторная (кинестетическая) память

  • Звуковая (аудиальная) память

  • Вкусовая память

  • Обонятельная память

  • Эйдетическая память — феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.

В зависимости от того, какой канал восприятия является доминирующим, можно выбирать соответствующие методики для наиболее эффективного запоминания. Но это не означает, что другие способы запоминания не подходят.

Аудиалам лучше использовать аудиокниги и лекции, а также обсуждать новую информацию в группе. Необходимо вслух проговаривать услышанное и пересказывать для более эффективного запоминания.

Для визуалов будет эффективным конспектирование. Делать это можно различными способами: составлять mind maps, концептуальные карты, рисовать объекты, выделять цветами важные фрагменты в таблицах, графиках.

Кинестетикам следует развивать моторику и писать как можно больше от руки. Также можно связывать запоминание с физическими упражнениями — сжимать маленький предмет в руке, тем самым усиливая концентрацию.

По длительности хранения

Согласно модели Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, существует три структуры памяти:

сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода

кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью

долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода

В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.

По наличию цели запоминания

Порой мы запоминаем то, что, казалось бы, совсем не нужно, и не можем уложить в голове важное. Незначимые для нас вещи проникают в сознание благодаря работе непроизвольной памяти. Она не регулируется определенной программой и, как правило, не имеет цели. Объект не прикладывает никаких усилий для запоминания. Забывание этих данных также является произвольным выборочным процессом. Его механика до сих пор неясна.

Произвольная память подразумевает контролируемый процесс, который осуществляется благодаря постановке конкретной цели и использованию специальных техник для запоминания.

По осознанности

Эксплицитная (декларативная) память подразумевает осознанное воспоминание. Ее также называют декларативной. Она включает в себя запоминание событий, слов, лиц. В отличие от имплицитной памяти, это осознанный процесс. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.

При использовании имплицитной памяти происходит повторение без какого-либо волевого усилия. Люди, страдающие амнезией, утрачивают именно эксплицитную память, при этом имплицитная память продолжает функционировать.

Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

  • мотивации, стремления запомнить эту информацию

  • значимости, которая напрямую связана с практичностью

  • эмоциональным восприятием

  • глубины погружения в материал

  • количества повторений

  • психофизического состояния

  • комбинирования различных техник запоминания

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.

Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.

Смена привычного пути

Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.

Not Found (#404)

Уважаемые пациенты!
Многопрофильная клиника и Родильный дом «Парацельс» информирует Вас, согласно Письму Министерства Финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службы от 25 марта 2022 года. N БС-4-11/3605, о том, что подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации).

Совместным приказом МНС России и Минздрава России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256 (далее - приказ от 25.07.2001) утверждена форма Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации (далее - Справка об оплате медицинских услуг).

Данная справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.

Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган Справки об оплате медицинских услуг непредставление налогоплательщиком соответствующего договора на оказание медицинских услуг и (или) документов, подтверждающих оплату, не может являться основанием для отказа в предоставлении такого вычета.

Суммы указаны на основании данных об оплате. Поэтому чеки, договор и лицензия клиники для оформления вычета не нужны.

Образец справки прилагается.

Образец справки

что это такое? Сравнение с кратковременной памятью человека в психологии. Как развить?

При отсутствии долговременной памяти информация не задерживалась бы в структуре головного мозга человека и исчезала бы каждый раз бесследно. В этом случае невозможно формирование навыков, необходимых для жизни.

Что это такое?

Определение термина долговременной памяти (ДВП) зафиксировано во многих словарях. В нейрофизиологии акцентируется внимание на способности всех живых организмов, обладающих центральной нервной системой, к обучению и запоминанию материала.

Знания долго хранятся в памяти без количественных и качественных потерь за счёт нейронных связей, обусловленных сложными биохимическими процессами в организме.

В психологии этот уровень памяти считают высшей психической функцией, дающей возможность накапливать, удерживать, сохранять и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, приобретённых на протяжении длительного времени.

Структура памяти состоит из сенсорного, кратковременного и долговременного уровней. Эти виды различаются механизмами, с помощью которых запоминается материал, объёмом и длительностью сохранения информации. Характеристика трёхкомпонентной модели согласованно работающих блоков сводится к первоначально задействованному сенсорному регистру с хранением информации в течение 1 секунды, отправлению материала в кратковременное хранилище на 20-30 секунд и помещению знаний на длительный срок в архив.

В основе долговременной памяти лежит 3 процесса: кодирование, архивация и извлечение знаний. Работа памяти начинается с запоминания, затем происходит архивация и актуализация, то есть извлечение информации из памяти путём воспроизведения. Объём ДВП и длительность хранения безграничны. Все зависит от способа кодирования, систематизации материала и субъекта, который воспринимает и запоминает информацию.

На помещение воспринятого материала в хранилище мозговых структур оказывают влияние 2 фактора: активность и осмысленность. Активность заключается в прочной связи знаний с определёнными эмоциями, появлении осознанной цели и мотивации включения запоминания информации в процесс деятельности.

Показателями осмысленности являются контроль в процессе запоминания, анализ и структурирование нужных знаний, поиск и выделение важных мыслей, установление логических связей между частями текста, неоднократное повторение.

Долгосрочная память прочно сохраняет воспринятый материал. Она представляет собой своеобразное хранилище знаний в мозговых структурах. Её можно назвать надёжным архивом, в котором вся информация разделена на множество рубрик и разложена по полочкам.

Склад с накопленным материалом имеет неограниченную ёмкость.

Наличие памяти свидетельствует о личностной целостности человека. Потеря памяти приводит к распаду личности. Нарушение возникает из-за неумения правильно кодировать и воспроизводить информацию.

Кроме того, память может быть нарушена вследствие амнезии. В первом случае помогают регулярные тренировки. Прогнозы во второй ситуации предсказать невозможно. К амнезии может привести стресс или травма.

Причинами нарушения долговременной памяти могут стать физиологические особенности: астения, повреждение центральной нервной системы и головного мозга, состояние после инсульта, расстройство интеллекта, алкогольная или наркотическая интоксикация. Причиной психических нарушений являются психологические травмы, депрессия, неврозы, переутомление, хронически плохое настроение, сильные эмоциональные и психические нагрузки.

Бытовые причины обычно связаны с плохим питанием, недосыпанием, чрезмерными интеллектуальными и физическими нагрузками, отсутствием режима и неправильным планированием дня.

О нарушении ДВП свидетельствуют следующие симптомы:

  • трудности с осознанным запоминанием стихов, дат, экзаменационного материала;
  • спутанность сознания, нарушение причинно-следственных связей;
  • снижение уровня работоспособности и умственных возможностей;
  • невозможность сконцентрироваться и сосредоточиться, невнимательность;
  • провалы в памяти;
  • социальная дезадаптация;
  • забывчивость в бытовых ситуациях;
  • рассеянность и растерянность.

Долговременная память способствует повышению качества жизни человека, достижению успехов в различных сферах.

Немного истории

Идея разграничения на краткосрочное и долговременное удержание информации в памяти появилась в XIX веке. Сам механизм переноса информации из кратковременного хранилища в долгосрочный архив был описан в середине XX века и до сих пор является предметом спора среди научных сотрудников.

В 2011 году было сделано интересное открытие. Учёные одного из медицинских центров США сумели воссоздать всю нейронную цепь, являющуюся основой ДВП. Оказывается, при длительности входящего сигнала в течение 10 минут образуются крепкие соединения, не распадающиеся длительное время и способные сохраняться в структурах головного мозга на протяжении всей жизни человека.

Сравнение с кратковременной памятью

Все компоненты памяти функционируют согласованно. Знания на долговременное хранение поступают из информационной ёмкости, удерживаемой кратковременной памятью (КВП). Двухступенчатое запоминание имеет определённый биологический смысл. Случайная и ненужная информация отсеивается и не переходит на хранение в ДВП.

Несущественная информация не перегружает мозг. Воспринятый материал эмоционально переживается, реконструируется и помещается в хранилище мозговых структур на длительное время.

При сопоставлении двух видов памяти наблюдаются различия в длительности хранения материала, прочности его удержания и информационной ёмкости. Хранение информации в КВП осуществляется в течение 20-30 секунд, после чего какая-то доля материала утрачивается навсегда, а другая часть успешно закодированной информации попадает в архив ДВП, где хранится от нескольких минут до многих лет. КВП кодирует информацию зрительно или акустически, ДВП – на семантическом уровне.

Механизмом сохранения информации при КВП является внимание, при ДВП – проговаривание. Структуре КВП свойственно отсутствие ассоциаций, ДВП присуща ассоциативность. Ошибки воспроизведения информации при первом типе памяти возникают из-за её вытеснения и быстрого затухания. Причинами ошибочного воспроизведения при долговременной памяти могут служить органические нарушения, неадекватные инструкции и интерференция.

Разновидности

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Ассоциативная память опирается на функциональные связи между запоминаемыми объектами.

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Эксплицитная

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Диагностика

Для выявления того, насколько развита ДВП у индивида, существуют различные тестовые методики.

Первая методика основывается на запоминании слов, логически не связанных между собой. Каждое слово должно быть пронумеровано. Испытуемые получают 2 списка с 10 словами. Детям от 6 до 12 лет достаточно 1 списка. Слова могут быть записаны на доске или напечатаны на отдельных листочках. Можно читать их вслух, не разрешая испытуемым их записывать.

Взрослым людям список зачитывается 2-3 раза, детям – 4-5 раз.

Примерные списки слов.

Список №1:

  • волшебник;
  • экран;
  • катер;
  • рецепт;
  • шар;
  • кошелёк;
  • ужин;
  • золото;
  • цирк;
  • совесть.

Список №2:

  • лилия;
  • балет;
  • остров;
  • поэзия;
  • квадрат;
  • экстрасенс;
  • воздух;
  • свобода;
  • печаль;
  • шоколад.

После внимательного прослушивания или прочтения надо по памяти записать слова на бумаге, желательно в том же порядке. Затем испытуемых отвлекают на другую деятельность. Через 30 минут слова ещё раз слушают или читают, затем воспроизводят.

На следующий день и через неделю процедуру повторяют при однократном прочитывании или прослушивании списков. Результаты 4 процедур получают по формуле: С = В: А х 100, где С – коэффициент долговременной памяти, В – количество правильно воспроизведённых слов, А – общее количество слов.

Показатели в диапазоне 75-100 свидетельствуют о высоком уровне ДВП, 50-75 – о среднем уровне, 30-50 – о низком уровне, 1-29 – об очень низком уровне.

Вторая методика рассчитана на запоминание смыслового текста. Суть техники схожа с предыдущей методикой, но текст вслух не читают. Примеры текстов раздаются каждому испытуемому. Выделенные в тексте главные мысли впоследствии должны быть воспроизведены.

Данную методику используют для диагностирования долгосрочной памяти у подростков с 13 лет и взрослых. Результаты тестирования получают по той же формуле, отличия лишь в том, что здесь В – количество правильно воспроизведённых мыслей, А – общее количество выделений в тексте.

Примерный текст.

Сколько людей, столько и характеров. Оказывается, дождь тоже может проявлять свой норов и темперамент. Что же такое ДОЖДЬ? Это АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ, возникающие в облаках и ВЫПАДАЮЩИЕ НА ЗЕМЛЮ В ВИДЕ ЖИДКИХ КАПЕЛЬ СО СРЕДНИМ ДИАМЕТРОМ ОТ 0,5 ДО 7 ММ.

Самым лучшим на свете является ЛЕТНИЙ ТЁПЛЫЙ ДОЖДЬ. Он напоминает беззаботное детство, когда вся деревенская РЕБЯТНЯ БЕГАЕТ БОСИКОМ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ. Иногда на нас внезапно обрушивается ЛИВЕНЬ. Нередко он ДОСТИГАЕТ 100 ММ/Ч И СОПРОВОЖДАЕТСЯ ШТОРМОМ. Про такой дождь мы говорим: «ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА». Из-за бурных осадков наша одежда прилипает к телу. Куда же укрыться от него?

В ХОЛОДНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ наблюдаются ЗАТЯЖНЫЕ ДОЖДИ. Мы смотрим в окно и мечтаем о скорейшем прекращении этой ПРОТИВНОЙ НЕНАСТНОЙ ПОГОДЫ. А бывает, РОБКИЙ ДОЖДИК окропит несколькими капельками человека и остановится, будто размышляет, что же делать дальше. Может быть, он чего-то опасается или стесняется? Такой дождь НАПОМИНАЕТ ТРЕПЕТНОЕ ЧУВСТВО ПЕРВОЙ ЛЮБВИ. Но вот и УПАЛА ПОСЛЕДНЯЯ КАПЕЛЬКА, ПОХОЖАЯ НА СЛЕЗИНКУ.

Как развить?

Развивать память необходимо на протяжении всей жизни. Это надо для того, чтобы в пожилом возрасте избежать болезни Альцгеймера, Паркинсона, Пика и провалов памяти. Когнитивная функция мозга пластична, поэтому хорошо поддаётся развитию и тренировкам.

Объёмную часть материала следует делить на части, блоки и структурировать её.

Улучшить память можно с помощью различных техник:

  • метод Айвазовского предполагает детализацию каждого образа;
  • метод Цицерона даёт возможность разложить всю информацию в архиве мозга по полочкам;
  • заучивание наизусть текстов, песен, стихов;
  • ассоциативные игры на запоминание;
  • разгадывание скандинавских и японских кроссвордов;
  • распутывание логических компьютерных головоломок;
  • вербально-логические методы, цифробуквенный код, различные ассоциативные связи, методы «мест» и «вешалок» в мнемотехнике;
  • тренировка внимания и мышления с помощью определённых упражнений.

Для сохранения отличной памяти специалисты рекомендуют вести активный и здоровый образ жизни, правильно питаться, обеспечивать себя полноценным сном, побольше находиться на свежем воздухе, заниматься спортом, избегать чрезмерных нагрузок и стрессовых ситуаций, соблюдать распорядок дня и развивать интеллект путём чтения книг, игры в шахматы и других способов.

Подробнее о развитии памяти можно узнать из видеоролика ниже.

Оперативная память. Долговременная память

Что же такое компьютерная память?

Само понятие «память» ассоциируется у нас с памятью человека. Так и есть - память компьютера похожа на нашу память.

Мы способны помнить какие-то события всю жизнь, например, такие как дата рождения, порода любимой собаки, таблица умножения, а есть такие события, которые мы помним всего лишь некоторое время, например, когда звоним в справочную службу, чтобы узнать нужный номер телефона.

Так же и у компьютера есть две памяти:

Долговременная память - это память, где информация хранится долго. И только сам пользователь, если решит, что эта информация ему больше не нужна - может удалить.

И оперативная память, где информация хранится только до тех пор, пока компьютер включен.

Но все же понятия «память человека» и «память компьютера» отличаются между собой. Потому что работа компьютера зависит от заложенной в нем программы, а человек - сам управляет своими действиями.

Давайте разберемся с этими видами памяти более подробно, и начнем мы с оперативной памяти.

Данная память представляет собой последовательность ячеек, в которых может находиться (храниться) двоичный код, состоящий из восьми знаков.

Что касается нумерации ячеек, то она начинается с нуля.

Если же мы хотим, вычислить объем оперативной памяти компьютера, то для этого нам нужно количество информации, которая хранится в каждой ячейке, умножить на количество ячеек.

Количество информации, которая хранится в одной ячейке, равно. Если мы будем знать количество ячеек оперативной памяти, то с легкость можем рассчитать объем оперативной памяти компьютера. Например:

Тогда объем оперативной памяти компьютера равен количество информации, хранящейся в каждой ячейке, умноженное на количество ячеек, т.е.:

Оперативную память строят на модулях памяти. Эти модули представляют собой плоские пластины, на которых расположены электрические контакты. По бокам пластины размещаются большие интегральные схемы памяти, которые еще называют БИС.

Модули такой памяти устанавливаются в специальные разъемы, которые располагаются на системной плате.

Современные модули памяти имеют информационную емкость 2 или 4 Гигабайта.

С оперативной памятью мы немного разобрались, теперь давайте поговорим о долговременной памяти.

Как уже говорилось, долговременная память - это такая память, где информация хранится до тех пор, пока пользователь сам ее не удалит. Иногда эту память называют внешней.

Такая память может храниться на различных устройствах. К таким устройствам относятся:

- винчестер, еще его называют жесткий магнитный диск;

- оптические диски, например DVD;

- Flash-память, flash-диски;

- а также дискеты, которые иначе называют гибкие магнитные диски. Но они уже не используются в современных технологиях, т.к. у них маленькая информационная емкость.

Винчестер представляет собой несколько десятков тонких металлических дисков, которые помещены в металлический корпус и вращаются вокруг одной оси, и притом очень быстро.

Что касается информации, то она хранится в сегментах дисковой памяти, так называемых дорожках. Они состоят из нескольких участков, которые либо намагниченные, либо не намагниченные.

Если сравнить эти участки с компьютерным двоичным кодом, то намагниченному участку соответствует компьютерная единица, а не намагниченному - компьютерный ноль.

Если же мы записываем или считываем информацию с винчестера, то сверхминиатюрная магнитная головка устанавливается на определенную дорожку и начинает запись или считывание нужной нам информации. Такие головки могут считывать или записывать информацию более чем с сотни тысяч концентрических дорожек. Именно поэтому, емкость жестких дисков может достигать нескольких терабайт.

Так в процессе считывания информации с оптического диска луч лазера, который находится в дисководе, попадает на поверхность вращающегося диска и отражается.

Следовательно, поверхность диска на каждом участке отражается по-разному, если отражает - то это у нас намагниченный участок и ему соответствует компьютерная единица, и если не отражает - то это не намагниченный участок и ему соответствует компьютерный ноль.

И как вы уже поняли, то на диске информация хранится на одной дорожке, которая начинается от центра и идет к периферии, если внимательно посмотреть, то можно заметить, что дорожка по своей форме похожа на раковину улитки.

Рассмотрим устройство оптических дисков.

Оптические диски бывают различных типов, например, СD, CD-RW, DVD, DVD-RW и Blu-ray.

Как вы уже знаете, информационная емкость СD и CD-RW дисков небольшая, всего лишь 700 Мегабайт. А вот DVD и DVD-RW имеют гораздо больше памяти для записи, чем СD и CD-RW диски. Их информационный объем достигает до 4,7 Гигабайт.

На СD-RW и DVD-RW информацию можно перезаписывать, а на CD-R и DVD-R - нельзя.

Но что касается Blu-ray дисков, то у них информационная емкость огромная, по сравнению с предыдущими дисками. Информационная емкость Blu-ray диска зависит от количества слоев на диске. Он может быть однослойный, двухслойным, трехслойном и т.д.

Например, если же у нас Blu-ray диск - однослойный, то его память равна 25 Гигибайт, если же двухслойный, то 50 Гигабайт, трехслойный - 100 Гигабайт и т.д.

Это мы рассмотрели устройства, относящиеся к магнитной долговременной памяти и к оптической долговременной памяти, Но существует еще одна память - это энергонезависимая долговременная память. К такой памяти относятся карты flash-памяти и flash-диски.

Карты flash-памяти и flash-диски называют энергонезависимыми, потому что они используют энергию только для записи и считывания информации, а для хранения - нет.

Также данные устройства по своему строению немного проще, чем предыдущие, они не имеют никаких движущихся частей, поэтому они более надежны и компактны.

За счет своей компактности и низкому потреблению энергии flash-память используется в цифровых фото- и видеокамерах, MP3-плеерах, мобильных телефонах и т.д.

Т.к. современные технологии развиваются, то на смену дискетам и CD дискам пришли USB-диски, именно поэтому некоторые фирмы перестали выпускать компьютеры с дисководом гибких дисков.

На данный момент ассортимент USB flash-накопителей очень велик. Они отличаются между собой формой, емкостью и быстродействием.

Долгосрочная память - Образовательный центр Эндемик

Порой мы перестаём ценить то, к чему уже давно привыкли и воспринимаем как обыденная данность. А представьте себе, что начиная с завтрашнего дня вы уже не сможете ничего запоминать: события, происходящие с вами, имена людей, с которыми знакомитесь? Или не будете в состоянии помнить свои недавние мысли или свои же слова, произнесённые минутами ранее?

Исследователи памяти хорошо знают историю американца Генри Густава Молисона (Henry Gustav Molaison), более известного как «пациент H.M». Страдая от приступов эпилепсии, он перенес операцию по удалению гиппокампа, отвечающего за эти припадки. Эта область мозга напоминает по форме морского конька: «гиппокамп» происходит от греческого [?????] hippos («конь») и [??????] kampos , что значит «морской дьявол». Операция у Н.М. прошла успешна, но через некоторое время выявились неожиданные проблемы, связанные с памятью Генри. Он больше уже не мог запоминать что-то новое. Любопытно то, что вы могли вести обычную беседу с Н.М., а через 30 секунд он уже не помнил ни вас, ни то, о чем вы с ним говорили.

На трагическом примере Генри учёные поняли, что долговременная память человека распределена неравномерно по всему мозгу и связана с конкретными его участками. Это открыло новое поле для соответствующих исследований, а жизнь пациента Н.М. оказалась большим и долгим экспериментом.

Схожая проблема была у героя фильма «Помни», главную роль в котором исполнил Гай Пирс. У него возникла амнезия в результате сотрясения головного мозга. В результате он был вынужден наносить “татуировки” на свое тело с надписями о том, что ему нужно было делать. Пациент Н.М., конечно, мог учиться чему-то новому, например, новым моторным навыкам, но не помня, что он уже знал это!

Занимающимся развитием своей памяти важно знать понятия консолидация и реконсолидация памяти. Изучение пациента Н.М., а также последовавшие за этим исследования не только раскрыли роль гиппокампа как одного важнейших участков системы головного мозга, но и пролили свет на процессы запоминания и обучения в целом. Без гиппокампа и входящих стимулов человек не может хранить воспоминания в коре головного мозга, невозможен процесс консолидации — их переход из краткосрочной в долгосрочную форму.

Н.М. хорошо помнил давние события, но совершенно не мог удержать в голове настоящее время и запоминать это надолго. Поэтому для него время будто остановилось, а он словно застрял в определённом его моменте. Нечто подобное может происходить и при травмах головы, шоке, сотрясениях, но всё это носит кратковременный характер.

Когда бы вы не обратились к памяти, она меняется. Человек может вспомнить что-то и “пересохранить” это в своей голове. Этот процесс называется реконсолидацией (восстановлением и закреплением). Даже возможно искусственно внедрить фальшивые воспоминания, которые ничем не отличаются о настоящих. С помощью внушения или воображения, особенно у детей, у которых очень живое воображение.

Теперь обобщим всё. Предварительный процесс консолидации приводит головной мозг в состояние активной памяти и сохраняет воспоминания в долгосрочной памяти, изменяя соединения с помощью синапсисов на отростках нервной клетки. Эти долгосрочные воспоминания долгое время могут оставаться пассивными до тех пор, пока память не возвратит и не восстановит их в краткосрочной активной памяти, во время процесса обратного анализа и принятия решения. Восстановленная память в новом контексте уже может сама быть трансформирована в долгосрочную память, что изменит прежнюю память, несмотря, на повторную консолидацию. Наши воспоминания переплетаются друг с другом. Если мы узнаем что-то новое, то наши воспоминания также изменяются. Подобно консолидации, повторная консолидация также происходит во время сна.

Именно поэтому эффективен процесс обучения, носящий пусть даже кратковременный, но систематический характер, нежели попытки запомнить все за один раз. Каждый может вспомнить свои попытки выучить стихотворение, какие-либо формулы, правила и иностранные термины за один присест, за один вечер, за одну ночь — нужное подчеркнуть. Всё это ничто иное, как попытка идти против своей природы. Естественно, за час можно выучить какое-то количество информации, например, к завтрашнему экзамену. Но она очень быстро улетучится из вашей памяти — так же быстро, как и была получена, “добыта”. Если вы хотите выучить материал в объёме одного часа и вам необходимо, чтобы он задержался в памяти надолго, то наиболее рациональным будет тратить на это ежедневно/еженедельно по 10 минут, чем вы потратите на это один час за день до экзамена.

Кроме нейронов, в головном мозге есть несколько видов поддерживающих клеток, которые называются «глиальные клетки». Астроцит — наиболее распространённая глиальная клетка головного мозга человека. Астроциты снабжают нервные клетки питательными веществами, поддерживая внеклеточный ионный баланс, и тем самым способствуют восстановлению поврежденных клеток.

Известны эксперименты, в ходе которых человеческие астроциты вживлялись в мозг мышей, после чего «очеловеченные» мыши обучались быстрее. Это значит, что астроциты, возможно, играют важную роль при обучении.

Любопытно, что когда был исследован мозг Эйнштейна, для того чтобы выяснить почему он был невероятно талантлив, единственным отличием от обычного человека, которое обнаружили, было то, что у него было больше астроцитов. Могут ли быть астроциты ключом к пониманию человеческого интеллекта? Ну, чем больше мы узнаем о головном мозге, тем больше, возможно, мы переосмыслим процесс обучения.

Автор статьи: Максим Ершов.

Типы долговременной памяти, продолжительность и емкость

Долговременная память относится к хранению информации в течение длительного периода времени. Если вы помните что-то, что произошло больше, чем несколько мгновений назад, произошло ли это несколько часов назад или несколько десятилетий назад, это долговременная память.

Эта информация находится за пределами нашего понимания, но при необходимости может быть вызвана в рабочую память для справки.

Часть этой информации относительно легко вспомнить, в то время как другие воспоминания гораздо сложнее.

Однако не все долговременные воспоминания одинаковы. Более важная информация приводит к более сильному откату.

Вы обычно помните важные события, такие как день свадьбы или рождение первого ребенка, с гораздо большей ясностью и подробностями, чем в менее памятные дни. В то время как некоторые воспоминания приходят в голову быстро, другие слабее и могут потребовать подсказок или напоминаний, чтобы сосредоточиться на них.

Часто посещаемые воспоминания становятся намного сильнее и легче вспоминаются. Повторный доступ к этим воспоминаниям укрепляет нейронные сети, в которых закодирована информация, что приводит к более легкому воспроизведению информации. С другой стороны, воспоминания, которые часто не вызываются, иногда могут быть ослаблены или даже потеряны или заменены другой информацией.

Время и емкость долговременной памяти

В процессе ассоциаций и испытаний содержимое кратковременной памяти может стать долговременной памятью.Хотя долговременная память также склонна к забывчивости, долговременные воспоминания могут сохраняться в течение нескольких дней или даже десятилетий.

Существует множество факторов, влияющих на то, как долго информация сохраняется в долговременной памяти. Во-первых, важную роль может сыграть способ кодирования памяти. Если вы были очень внимательны и бдительны, когда пережили этот опыт, то ваша память, вероятно, будет гораздо более живой.

Как упоминалось ранее, количество обращений к памяти также может играть роль в мощности и продолжительности памяти. Неудивительно, что воспоминания, которые вам нужно вспомнить, часто имеют тенденцию прилипать и становиться намного сильнее. Таким образом, повторение информации снова и снова во время учебы приводит к лучшему запоминанию экзамена.

Типы долговременной памяти

Долговременную память обычно делят на два типа - декларативную (эксплицитную) память и недекларативную (имплицитную) память.

  • Чистые воспоминания , также известные как декларативные воспоминания, включают в себя все воспоминания, доступные в сознании. Эксплицитную память можно разделить на эпизодическую память (конкретные события) и семантическую память (знания о мире).
  • Тайные воспоминания в основном бессознательны. Этот тип памяти включает в себя процедурную память , , которая включает воспоминания о движении тела и использовании объектов в окружающей среде.Вождение автомобиля или использование компьютера являются примерами процедурных воспоминаний.

Долговременные изменения памяти

Модель обработки информации характеризует человеческую память так же, как и память компьютера. Информация вводится в кратковременную память (временное хранилище), а часть этой информации переносится в долговременную (относительно постоянную) память, аналогичную информации, хранящейся на жестком диске компьютера. Когда информация необходима, она вызывается из этого долгосрочного хранилища с помощью подсказок среды, точно так же, как при доступе к сохраненной папке на вашем компьютере.

Недавние исследования показывают, что воспоминания не хранятся в статичном состоянии, а затем фиксируются с идеальной четкостью, как предполагает модель обработки информации.

Исследователи обнаружили, что воспоминания изменяются каждый раз, когда они доступны.

Нейроны сначала кодируют воспоминания в коре головного мозга и в гиппокампе. Каждый раз, когда воспоминание вызывается, оно перекодируется похожим, но не идентичным набором нейронов. Доступ к воспоминаниям часто помогает сделать их сильнее, но исследования показали, что перекодирование может повлиять на то, как информация запоминается.Тонкие детали могут измениться, а некоторые аспекты памяти могут быть усилены, ослаблены или даже потеряны в зависимости от того, какие нейроны активированы.

В то время как долговременная память имеет кажущуюся неограниченную емкость и продолжительность, эти воспоминания могут быть удивительно хрупкими и склонными к изменениям, дезинформации и разрушению. Эксперт по памяти Элизабет Лофтус показала, как легко вызвать ложные воспоминания. В одном из своих самых известных экспериментов ей удалось убедить 25 процентов участников поверить в ложное воспоминание, которое они когда-то потеряли в торговом центре в детстве.

Почему долговременная память так подвержена этим неточностям? В некоторых случаях люди упускают важную информацию о событиях. Чтобы заполнить эти недостающие «пробелы» в информации, мозг иногда воспроизводит детали, которые кажутся осмысленными. В других случаях старые воспоминания могут мешать формированию новых, затрудняя припоминание того, что произошло на самом деле.

Вы также можете узнать больше о серьезных проблемах с памятью, основных причинах забывчивости и нескольких приемах, которые помогут улучшить долговременную память.

.

Тренируем память - портал DOZ.pl

Обычно мы не думаем о памяти, она у нас просто есть. Однако для того, чтобы наша память была как можно лучше, мы должны ее тренировать.

Иногда, например, перед экзаменом, мы пробуем разные способы, чтобы учиться эффективнее и запомнить как можно больше. Насколько неприятными могут быть проблемы с памятью, могут сказать некоторые пожилые люди. Чтобы оценить важную функцию памяти в повседневном функционировании, давайте представим человека, «подвешенного» в реальности.

Так живет один человек с проблемами памяти, вызванными энцефалитом, вызванным вирусом. Это яркий пример человека, которому постоянно кажется, что он только что пришел в сознание. Он не может вспомнить, что произошло несколько минут назад. Жене достаточно, например, на минутку уйти в другую комнату, а когда она возвращается, то здоровается с ней так, как будто не виделись несколько месяцев. Определенный объем знаний, которые он оставил, касается его самого из далекого прошлого, он знает, кто он такой, помнит некоторые факты.Но все полученные в школе знания были нарушены, он не может ответить на простые вопросы, например, кто написал «Ромео и Джульетту». Он не может читать книги, потому что не может следить за сюжетом, он не смотрит новости, потому что события не имеют для него контекста. Он не может выйти из дома один, потому что вот-вот потеряется. Однажды он назвал свою ситуацию Адом на Земле. После такого примера трудно недооценить привилегию иметь хорошую память.

Простое упражнение

Чтобы проверить, как это работает, предлагаю выполнить упражнение.Попробуем вспомнить, как выглядел стол во время сегодняшнего завтрака. Такая простая задача может быть проблематичной для некоторых. Кто-то перечислит все подробности, в том числе и то, что именно лежало на столе, а кто-то не в состоянии вспомнить не только то, как выглядел их стол сегодня утром, но и то, как он выглядит обычно. Психологи отмечают, что люди в этом отношении разные. Некоторые люди легче запоминают образы, другие словесные сообщения. Доказано также, что запомнить картинку труднее, если при этом мы произносим какие-то совершенно бессмысленные слова или же при разговоре вообще думаем о чем-то другом.Будет лучше, если мы сможем что-то увидеть и повторить. Если мы посмотрим на письменный адрес и произнесем его мысленно или вслух, мы лучше его запомним. Подводя итог, лучше всего запоминается словесное сообщение, которое сосуществует с изображением.

Типы памяти

Человеческая память настолько сложна, что для описания ее функционирования было разработано множество схем. Наиболее распространено деление на сенсорную, кратковременную и долговременную память. Раздражители, доходящие до человека, проходят через хранилища сенсорной памяти и попадают в кратковременную память.Он действует как посредник между сенсорной и долговременной памятью, т.е. находит связи с данными, хранящимися в долговременной памяти.

Сенсорная память

Когда мы смотрим фильм или мультфильм, мы не осознаем, что на самом деле это огромное количество последовательных изображений. Из-за того, что они появляются быстро, мы регистрируем их как одно плавное движение. Это связано с сенсорной памятью, которая является своего рода хранилищем, где для ок.Изображение сохраняется в течение 0,1 секунды. Благодаря этому мы видим движение, которое на самом деле представляет собой последовательность изображений, появляющихся одно за другим, разделенных темными моментами. Аналогичный эффект можно заметить, подвигая в темноте зажженную сигарету или тлеющий уголь. Быстрое выполнение движений означает, что мы замечаем их как непрерывные линии, и таким образом мы можем «рисовать», например, круги теплом. Существует также слуховая сенсорная память, которая, например, позволяет нам концентрироваться на определенном слуховом раздражителе, выделяющемся среди других (улавливание мешающих звуков в работе двигателя).Вероятно, его емкость больше, чем у зрительной памяти, и составляет около 3 секунд.

Кратковременная память

Когда мы находим телефонный номер в списке, мы запоминаем его на мгновение, можем повторить, нажимаем на клавиатуре телефона. Но мы его сразу забываем. Именно столько времени материал хранится в кратковременной памяти. Если мы хотим запомнить что-то дольше, мы должны повторять это про себя. Кратковременная память необходима при чтении, чтобы запомнить начало предложения, прежде чем дочитать его до конца.Также при выполнении различных вычислений, когда, например, нам предстоит умножить два двузначных числа, приходится выполнять и запоминать несколько операций. Емкость кратковременной памяти классически проверялась путем проверки того, насколько длинные ряды цифр могут быть запомнены.

Я дам вам дюжину рядов цифр для проверки. Медленно прочитайте одну строку, затем закройте глаза и попробуйте повторить ее. Затем проверьте и, если ответ правильный, вы можете перейти к следующей строке.

498
527
9754
3825
94 318
68259
913 845
596382
5 316 842
7918546
86951 372
51739826
719 834 261
385 917 624
9273165481
5396142875

Люди по-разному запоминают ряды чисел, одни способны запомнить 4, другие 10-11.В среднем запоминается 7 цифр. Если мы произносим их вслух, а не просто читаем, легче запомнить больше, ведь помогает и слуховая память. Объединение в пары или по трое также способствует лучшему запоминанию (поэтому номера телефонов обычно записывают таким образом). Аналогичная ситуация с письмами. Мы можем запомнить 7 не связанных друг с другом букв. Однако мы запомним гораздо больше из них, когда они образуют знакомые слова или даже предложения. Также было отмечено, что запоминается больше букв, если они образуют читаемое целое, даже если оно бессмысленно.Например, попробуйте запомнить буквы: И А Р Ф Т С К Б Г Н И. Если вам удалось их точно повторить, это доказывает исключительно хорошую кратковременную память. Теперь попробуйте вспомнить последовательность тех же букв, но в другой последовательности: F R I K B A S T I N G. Повторить ее гораздо легче, хотя это слово ничего не значит на польском или английском языках. Другой пример — попытка вспомнить несколько коротких серий: ПИЕ-СПО-ГОН-ИЛК-ОТА. Буквы связаны таким образом, что не имеют для нас смысла, но если мы разделим их по-другому: СОБАКА ПРЕСЛЕДУЕТ КОТА, у нас не будет проблем с запоминанием этих букв.

Также было замечено, что есть два эффекта при воспроизведении непосредственно запомненного материала:

  • эффект свежести - мы запоминаем последние цифры, буквы и слова в предложении лучше всего. Мы быстрее всех вспоминаем то, что слышали последним. Возможно, отсюда и тенденция начинать ответ с последнего слова в вопросе, например, Что вы слышали? Я услышал странный шум.... Что ты будешь делать завтра? Завтра куплю...
  • эффект приоритета - мы также очень хорошо запоминаем начальные цифры, буквы и т.д.Обычно мы повторяем то, что услышали первым.

Долговременная память

Именно этот тип памяти обычно ассоциируется с памятью вообще. Характеризуется тем, что материал может повторяться более нескольких секунд (как в кратковременной памяти). Предполагается, что информация в хранилище долговременного хранения остается неизменной независимо от того, прошел ли день или месяц. Некоторые исследователи считают, что то, что сохраняется в долговременной памяти, остается там навсегда.Однако мы постепенно теряем к ней доступ, если не вспоминаем эту информацию достаточно часто. Примеры материалов, хранящихся на этом складе: имя, адрес, дата рождения. Мы используем эти данные каждый день, и они очень легко доступны для нас. Если бы мы снимали квартиру на несколько месяцев, мы бы точно знали адрес за определенный период времени. Однако через несколько лет из-за того, что мы не помним, у нас могут возникнуть большие проблемы с указанием этого адреса.

Долговременную память можно разделить на два типа:

- эпизодический - касающийся событий собственной жизни, напр.так мы вспоминаем прошлогодние каникулы или визит к бабушке в прошлое воскресенье. Другие люди, присутствовавшие на этих мероприятиях, могут помнить их иначе. Одному больше всего запомнится шум волн, вкус торта, а другому: ссора с портье и разговор о новой машине дяди.


- семантические - касающиеся знаний о мире, например, географии Польши, химических формул и т. д. Эти знания берутся из разных источников, усваиваются в школе (из чтения книг), приобретаются на собственном опыте (я знаю, каков вкус помидора) , это также может быть результатом наблюдения за другими.

Оба связаны, и продолжаются исследования, чтобы выяснить, являются ли они двумя отдельными системами памяти или одной, которая хранит разные виды информации.

Забыть

Нет сомнений, что многое из того, что мы узнали, уже забыто. Память можно рассматривать как процесс: обучение -> хранение -> забывание.

Если мы спросим себя, что же произошло 10 лет назад, ответить на него будет непросто.Дополнительной проблемой является низкая возможность проверки нашей памяти, если нет какой-то объективной формы, например, если я помню выпускной бал 10-летней давности, я могу проверить, насколько подробны мои воспоминания, посмотрев видео этого события. Но это редко возможно — либо мы что-то помним, либо нет. Забывание касается главным образом воспоминаний о событиях и изученном материале. Но когда мы говорим о навыках, это немного другое. Обычно требуется много времени, чтобы научиться кататься на велосипеде или плавать.Когда мы делаем это, мы обычно какое-то время практикуем новый навык. Бывает, однако, что во взрослом возрасте даже несколько лет у нас нет возможности кататься на велосипеде. Мы забываем, как это сделать? Конечно нет, может поначалу чуть хуже, но через несколько минут едем очень хорошо. Аналогичная ситуация и с плаванием, это навыки, которым мы учимся раз в жизни. Вопрос в том, это происходит со всеми навыками? Например, рассмотрим массаж сердца в качестве первой помощи.Когда мы тренируем этот навык, сможем ли мы оказать первую помощь через несколько лет? Ответ не всегда да. Это потому, что с этим навыком мы учимся не только действиям, но и нужны некоторые знания (сколько вдохов и сколько сжатий). Если эти знания не обновлять достаточно часто, теряется способность массировать сердце.

Улучшение памяти

В течение многих лет ученые пытались найти эффективный метод улучшения памяти.Было обнаружено несколько методов, способствующих обучению:

  • повторное заучивание - похоже, что раз мы выучили какой-то материал, значит, и дальнейшее обучение, упражнение не имеет смысла, мы его хорошо запомним. Однако оказывается, что через какое-то время это знание куда-то «убежало», что мы не помним его так точно, как в начале. Правда в том, что чем больше мы повторяем то, что изучаем, тем больше вероятность того, что мы повторим это безупречно в будущем.
  • просмотр - стоит периодически повторять то, что мы уже узнали, особенно если это довольно обширно, например.конспекты лекций, книги. Дополнительным преимуществом такого просмотра является возможность обратить внимание на отрывки, которые мы ранее пропустили или выучили неточно. С каждым последующим просмотром нам потребуется все меньше времени, чтобы удерживать этот материал в уме.
  • активное повторение в памяти — когда мы усваиваем какой-то материал, мы обычно просто читаем. Таким образом, мы запоминаем его до такой степени, что это позволяет распознать его, например, в тесте. Однако, когда мы хотим освоить определенные сообщения таким образом, чтобы их можно было воссоздать, недостаточно просто читать книги.Здесь на помощь приходят техники активного повторения. Это, например, повторение вслух прочитанного или конспектирование. Это заставляет вас обрабатывать знания, переводить их на свой родной язык и улучшать понимание (а не только запоминание). Также полезен самоанализ, то есть задавать себе вопросы и отвечать или повторять материал вслух, не глядя на него. Таким образом мы тренируемся находить в памяти нужную информацию. Мы «забываем» об огромной роли памяти в нашей жизни.Стоит время от времени вспоминать об этом и немного тренироваться: вспоминать события многолетней давности, освежать праздничные события. Упражнение для мозга, такое как счет в памяти, а не на калькуляторе, может быть полезным.
.

Парадокс нейрогенеза

Два исследования показывают, как новые нейроны одновременно улучшают и портят память

Каждый день мозг создает тысячи новых нейронов. Если ваша первая реакция на это: «Слава Богу» — продолжайте читать. В то время как одно исследование ученых CUMC показало, что новые нейроны улучшают долговременную память, другое исследование той же лаборатории показало, что новые нейроны также повреждают некоторые виды кратковременной памяти.Эти два противоречащих друг другу вывода все больше и больше подчеркивают тезис недавно появившейся области исследований нейрогенеза, согласно которому новые нейроны не всегда улучшают работу мозга, а иногда даже могут быть вредными.

«Мы должны быть осторожны в будущем, когда будем назначать лекарства для усиления нейрогенеза», — говорит Рене Хен, профессор фармакологии и ведущий автор обеих статей. «Лекарства, которые улучшают один аспект, вызывают дефицит другого».

Еще 10 лет назад широко отвергалась идея о том, что новые нейроны могут появиться во взрослом мозгу приматов.За прошедшие годы были накоплены доказательства того, что мозг низших приматов, грызунов и даже птиц может формировать новые нейроны во взрослом возрасте. Старая догма о том, что люди не могут создавать новые нейроны во взрослом возрасте, была окончательно отвергнута в конце 1990-х годов, когда были изобретены новые методы, которые прояснили, что новые нейроны образуются в гиппокампе человека.

Фундаментальный вопрос сегодня не в том, существуют ли эти нейроны, а в том, что они делают? Поскольку гиппокамп является основным центром производства и производства эмоций, многие исследователи считают, что новые нейроны необходимы для обучения и памяти.

Первая статья, написанная исследователями из лаборатории Dr. Hena и опубликованная в ноябре прошлого года в журнале Proceedings of the National Academy of Science, подтверждает эту теорию. Доктор Хен и его коллега Майкл Сакс показали, что определенный тип долговременной памяти повреждается, когда гиппокамп больше не может создавать новые нейроны.

В ходе исследования д-р Сакс поместил мышь в контейнер, где ее мягко побили электрическим током. Через сутки мышь помещали в тот же контейнер.Обычная мышь напряглась, что указывает на то, что она помнит удары. Мышь, которая не могла создать новые нейроны, вертелась, по-видимому, не помня о предыдущих событиях.

«Результаты показывают, что новые нейроны необходимы для определенных типов памяти», — сказал доктор Сакс, который в настоящее время проводит постдокторские исследования в Институте Солка.

Затем произошло непредвиденное: ученые обнаружили, что новые нейроны повреждают какой-то тип оперативной памяти.«Рабочая память длится всего несколько секунд или минут, затем события забываются — когда, например, телефонный номер забывается, как только он набирается», — сказал доктор Гаэль Маллере вместе с доктором К. Сакс, ведущий автор исследования, опубликованного в мартовском номере Proceedings of the National Academy of Science. Доктор Маллерет научил мышей запоминать местонахождение еды всего на одну минуту, что сравнимо с запоминанием номера телефона на некоторое время. Он двигался быстро и обнаружил, что мыши без новых нейронов работают лучше.«То, что меньшее количество нейронов улучшает память, стало неожиданностью», — сказал доктор Хен. «Все предыдущие исследования показали, что нейрогенез улучшает память». Новые нейроны могут повредить вашу рабочую память, поскольку они одновременно улучшают долговременную память. «Со временем нормальные мыши превратили кратковременную память в долговременную. Они не могут забыть расположение продуктов из предыдущих испытаний, и они ошибаются», — сказал доктор Маллере. «Иногда помнить все нехорошо.Нам нужно забыть». «Пока неясно, как это исследование отразится на людях», — сказал Хен. «Мы должны быть осторожны, говоря, что препарат, предназначенный для улучшения памяти у людей, может негативно повлиять на другой тип памяти. Общий вывод состоит в том, что нейрогенез может делать многое».

.

Упражнения на долговременную память 9000 1

Поделиться

Хорошая память – настоящая жемчужина. Однако в спешке деятельности, интенсивном образе жизни, когда приходится делать несколько дел одновременно, мы забываем о многих из них. Тем не менее, долговременную память можно тренировать.

Как улучшить память?

Чтобы наслаждаться хорошей памятью, нужно правильно питаться. Прежде всего, наше ежедневное меню должно включать злаковых продуктов . Хлеб, крупы, макароны и картофель — это углеводные рудники, которые являются лучшим топливом для нашего мозга.

Мы также не можем забыть о яйцах, рыбе и мясе. Основой здоровой и улучшающей память диеты также являются овощи и фрукты, богатые минералами и витаминами. Также стоит без угрызений совести тянуться к темному шоколаду, богатому магнием. Память и концентрацию также улучшают орехи, семена тыквы, миндаль и семена подсолнечника.

Упражнения улучшают долговременную память

Но сама диета это еще не все, чтобы насладиться хорошей памятью стоит использовать упражнений для улучшения нашего мозга .Езда на велосипеде на длинные дистанции, частое плавание позволяют мозгу насыщаться кислородом, что, в свою очередь, улучшает память. Тем не менее, последние исследования доказывают, что вы можете улучшить память, используя даже несколько минут упражнений.

Было обнаружено, что у людей, которые занимаются аэробикой, гораздо более точные и быстрые ассоциации, чем у тех, кто не занимается никакой физической активностью.Это связано с тем, что во время физических упражнений повышается уровень альфа-амилазы в слюне, которая является маркером норадреналина – и именно этот гормон отвечает за улучшение памяти. Кроме того, ученые подчеркивают, что в результате стресса мы быстрее связываем факты и комбинируем изображения. Поэтому ассоциации долгое время были лучшим методом долговременного запоминания.

Как ежедневно тренировать память?

Помимо правильного питания и работы над своим телом и разумом в тренажерном зале, вы можете улучшить свою память практически в любом случае.Давайте попробуем запомнить как можно больше цифр: номера телефонов, регистрационные номера автомобилей или дни рождения. Запоминаем стихи, песни, стишки, иностранные слова, благодаря которым наш мозг будет постоянно стимулироваться к работе.

Отличная техника для улучшения памяти тоже Нарисуй . Давайте попробуем рисовать двумя руками одновременно, хотя рисунок не будет идеальным, мы будем стимулировать оба полушария, что увеличит объем нашей памяти.Известен также отличный способ из приключений Шерлока Холмса, т.н. «Дом памяти». Мы представляем себе огромный дом с полками, шкафами, ящиками — в каждый из них мы вкладываем разную информацию. Чтобы потом добраться до них, нужно просто «найти» подходящую полку — так не только улучшается память, но и стимулируется воображение.

Беата Марчиновска

.

долговременная память - Большой словарь польского языка PAN

  • мед. псих. способность запоминать полученные знания

  • ЧЕЛОВЕК КАК ДУХОВНОЕ СУЩЕСТВО

    Интеллектуальная деятельность человека

    • память, ресурсы долговременной памяти
  • [...] в мозгу должна быть некая память, позволяющая сохранять данные даже на всю оставшуюся жизнь. Это долговременная память.

    источник: NKJP: Марцин Роткевич, Анета Бжезицка: Вы еще это помните?, Polityka, 2005-09-17

    кратковременная память, длящаяся несколько минут, основана на химических изменениях, укрепляющих существующие связи (синапсы) между нервными клетками, тогда как долговременная память, охватывающая дни и недели, требует выработки новых белков и образование новых контактов между синапсами.

    источник: NKJP: Анджей Щеклик: Коре: о больных, болезнях и поисках души медицины, 2007

    Чаще всего предполагается повторение материала через: 10 минут, 1 час, 24 часа, 48 часов, неделю, месяц, 6 месяцев и год. Это обеспечит закрепление знаний в долговременной памяти.

    источник: NKJP: Марчин Киджак: Как готовиться к экзаменам?, 2010

  • тип фразы: именная фраза

    f, разные: память , долговременная
    Обычно нет

Дата последнего изменения: 01.10.2013

.

Словарь терминов - Психолого-педагогический консультационный центр

ПРЯМАЯ ПАМЯТЬ - относится к материалу, подлежащему воссозданию сразу после запоминания, т.е. информации, используемой на регулярной основе; материал запоминается ненадолго, обычно забывается, как только прекращается продолжительное повторение, но запоминание не требует слишком больших усилий; имеет небольшую емкость, выраженную числом Миллера: 7 +/- 2 элемента.

ОТЛОЖЕННАЯ ПАМЯТЬ - касается материала, подлежащего постоянному запоминанию, т.е. знаний; запоминаемый материал может воспроизводиться даже на протяжении всей жизни, но процесс запоминания затрагивает глубокие структуры памяти и требует значительных усилий; имеет неограниченную емкость

- способность запоминать и правильно воспроизводить порядок звуков в словах - свежая память , рабочая память , СТМ - запоминает небольшие объемы информации на короткий период (от нескольких до нескольких секунд), напр.ребенок способен воссоздавать детали увиденной мгновением ранее картинки — способность записывать и вспоминать слуховую информацию (запоминание вербальных и невербальных слуховых наблюдений) и, таким образом, приобретать знания. Такой способ обучения называется стилем обучения, благоприятствующим задействованию в основном слуховых функций - слухового анализатора. Следует отметить, что у ребенка могут быть разные возможности в области словесной памяти, разные по отношению к музыкальной памяти, потому что каждая из этих форм памяти связана с хорошей работой того или иного полушария мозга (напр.вербальная память в основном связана с левым полушарием, где обычно располагаются речевые центры). Знания на эту тему очень важны при планировании обучения и построении индивидуальной программы терапии.

Прямая слуховая память - позволяет запомнить и тут же воспроизвести прослушанный материал. Мы используем прямую слуховую память, когда пишем диктанты или повторяем за кем-то телефонный номер. Способность прямой памяти ограничивается несколькими десятками секунд, затем материал закрепляется в долговременной памяти или забывается.Запоминание слухового следа слова играет большую роль при написании диктантов, а ряд чисел в правильном порядке — в математических запросах. Нарушения прямой слуховой памяти затрудняют запоминание учащимся двух команд одновременно, запоминание длинных предложений и их правильную запись при конспектировании во время урока, понимании высказываний на иностранном языке, счете в памяти.

Слуховая рабочая память часто отождествляется с прямой памятью и понимается как способность усваивать, сохранять и вспоминать определенные операции, действия, удерживаемые в памяти, такие как повторение ряда цифр в обратном порядке, присвоение каждого третьего числа, начиная со 100 и далее назад, выполняя простые математические операции без использования пальцев или листа бумаги.

визуальный -- способность записывать и воспроизводить информацию | визуальный (запоминание визуальных наблюдений) и, таким образом, приобретение знаний. Такой способ обучения называется стилем обучения, благоприятствующим задействованию преимущественно зрительных функций - зрительного анализатора. Знания на эту тему очень важны при планировании обучения и построении индивидуальной программы терапии. Вы можете выбрать подходящие методы, приемы обучения (например,в сложное слово огурец стоит вставить картинку огурца с хвостиком в форме буквы - для того, чтобы легче было запомнить правильную форму написания этого слова).

Зрительное восприятие - это способность воспринимать информацию, переносимую раздражителями, воспринимаемыми зрительно. Задержки в развитии зрительного восприятия тесно связаны с трудностями в овладении навыками чтения и письма. Они могут проявляться в смешении букв схожей формы (а-о, л-т-л, м-ш-н), смешении похожих, но разнонаправленных букв (б-р-г-д, м-ш, н-у), потере графических элементов букв (решки, тире, точки ).

.

В чем разница между кратковременной и долговременной памятью?

Кратковременная и долговременная память, хотя и тесно связаны, имеют много различий. Долговременная память используется для хранения информации, воспоминаний, наборов навыков и процедурных знаний, которые можно легко извлечь при необходимости, как вольно, так и непроизвольно. Кратковременная память предназначена для хранения информации в течение короткого времени, после чего она либо забывается, либо постоянно хранится в долговременной памяти, в зависимости от того, насколько активно она используется в кратковременной памяти.

Одно из различий между кратковременной и долговременной памятью заключается в том, что информация остается в кратковременной памяти только в течение очень короткого периода времени, тогда как в долговременной памяти она сохраняется в течение относительно постоянного периода времени. Люди, сдающие тест или экзамен, могут легко запомнить информацию, если они изучали ее непосредственно перед тестом, но могут обнаружить, что большая ее часть исчезла через несколько дней. На вечеринке человек может заметить, что он не может вспомнить имя другого гостя, которого только что встретил, несмотря на то, что слышал это имя всего за несколько секунд до этого.Однако воспоминания, навыки и информация, хранящиеся в долговременной памяти, могут сохраняться всю жизнь.

Еще одно ключевое различие между кратковременной и долговременной памятью заключается в том, как вы можете получить доступ к информации, хранящейся в каждой памяти. Информация в кратковременной памяти легкодоступна, потому что она находится там временно и ждет, чтобы ее использовали. Люди используют кратковременную память, чтобы запоминать вещи в течение короткого периода времени, например номер телефона, который они проверили, или возможные ответы на вопросы теста, которые они изучали в последнюю минуту.Они смогут легко получить доступ к такого рода краткосрочным воспоминаниям, как только они будут сохранены в их памяти, но, возможно, не смогут вспомнить их позже, если эти воспоминания не будут переведены в долговременную память. В долговременной памяти вы можете получить доступ к воспоминаниям и информации несколькими способами, в том числе просто думать о них, активно пытаться их запомнить и через связь, которая выводит их на поверхность.

Кратковременная и долговременная память также различаются объемом информации, которую они могут хранить.Кратковременная память обычно хранит небольшие объемы информации, поскольку эта информация либо переносится в долговременную память для более постоянного хранения, либо полностью теряется, если не используется до замены другой информацией. В то время как количество информации, которую люди могут хранить в кратковременной и долговременной памяти, варьируется в зависимости от индивидуальных способностей людей, существует почти бесконечное количество информации, которое может храниться в долговременной памяти людей, особенно потому, что информация, воспоминания, а знания накапливаются в течение всей жизни человека.

ДРУГИЕ ЯЗЫКИ
.

Смотрите также