Дворец хана


расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ

Строительство дворца

Зависимость от Османской империи отразилась на архитектуре дворца, который строился под сильным влиянием стамбульского искусства. Образцом для подражания мог послужить дворец Топкапи — резиденция султана. С каждым новым властителем Крыма Бахчисарайский дворец достраивался, к нему присоединялись дополнительные помещения, выполнялись ремонтные работы. При Девлете I Герае возвели первое ханское дюрбе, иначе говоря — мавзолей, при Исляме III Герае — второе дюрбе и зал собраний, при Бахадыре I Герае был построен зал для официальных приемов.

В своем плане дворец формируется вокруг большого парадного двора, который служит образом райского сада, как и весь комплекс, ведь название Бахчисарай переводится с крымско-татарского как «сад-дворец». Сохранившиеся до наших дней постройки относятся к 1740–1741 годам, прежние сооружения были сожжены в 1736 году, в результате вторжения русских войск под командованием фельдмаршала Миниха. Восстановление дворца после пожара продолжалось до второй половины XVIII века, были построены Большая Ханская мечеть, зал собраний, «фонтан слез», медресе и др., именно тогда дворец обрел современный вид.

Приезд императрицы Екатерины во дворец

Когда в 1783 году Крым вошел в состав Российской империи, последний хан, покидая свою резиденцию, вывез из Бахчисарая все самое ценное. Визит императрицы Екатерины II на полуостров должен был состояться вскоре после этого, необходимо было подготовить дворец к приему и сохранить восточный стиль интерьеров.

В 1784–1787 годах во дворце были проведены ремонтные работы. Именно тогда в Фонтанный дворик перенесли знаменитый «фонтан слез». Тогда же на башенке над порталом Алевиза вместо полумесяца устанавливается двуглавый российский орел. К сожалению, этот ремонт, как и последующие, проводился людьми, которые мало интересовались традициями местной архитектуры и переделывали интерьеры на «европейский» лад. Росписи стен и потолков искажались, а ветхие постройки сносились.

Императрица пребывала в Бахчисарайском дворце в течение двух дней. Итогом поездки стало переименование Крыма в Таврическую губернию. Бахчисарай утратил статус столицы, дворец стал приходить в запустение, императоры и члены императорской фамилии посещали его лишь время от времени.

Путешествие в Бахчисарай

В имперский период посетить дворец можно было при наличии разрешения губернатора, которое позволяло гостям осматривать бывшую ханскую резиденцию. В конце XVIII — начале XIX века Бахчисарай стал интересен русским ученым и путешественникам. Самым известным гостем был Александр Пушкин. Вместе со своим другом Пушкин побывал в Крыму в 1820 году, свое впечатление о Бахчисарае он записал так: «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище… Растолкуй мне теперь, почему Полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием? Или воспоминание — самая сильная способность души нашей и им очаровано все, что подвластно ему?» Памятник, о котором пишет Александр Сергеевич, — это знаменитый фонтан слез, воспетый им в поэме «Бахчисарайский фонтан».

Музей во дворце

После Февральской революции в Ханском дворце был основан Музей тюрко-татарской культуры. Первоначальную коллекцию музея составили некоторые вещи из ханского имущества, предметы, приобретенные для прибывавших во дворец российских царственных особ, предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар, коллекция восточного, в том числе крымского оружия, монеты золотоордынского периода и Крымского ханства.

К концу 1934 года коллекция насчитывала 2715 предметов. В фонды музея закупались или передавались в дар предметы, относящиеся к истории и этнографии крымских татар, к культуре ислама. 18 мая 1944 года после депортации крымских татар музей перестал существовать, его этнографическая коллекция была перемещена в другие музеи, а частью разграблена.

В 40-х годах прошлого века памятник был спасен от разрушения и полного забвения усилиями директора Бахчисарайского музея Марии Георгиевны Кустовой, которая возродила его к жизни. После многочисленных ремонтов научно обоснованная реставрация началась в 60-х годах, работы были направлены на восстановление изначального облика ханской резиденции.

В настоящее время в музее разрабатываются новые формы изучения памятника истории и культуры крымских татар, которые заинтересуют самый широкий круг посетителей всех возрастов. В музее проводятся мастер-классы, квесты, выступления танцевальных и хоровых коллективов.

Ханский дворец | Бахчисарай | Yalostour

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов.


На протяжении двух с половиной столетий (с 1532 до 1783 г.) Бахчисарайский Дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни государства крымских татар.

Не меньшую значимость Дворец имеет и сегодня. Прежде всего – это национальная святыня крымскотатарского народа. Занимает он видное место и в мировой литературной традиции. Бахчисарайский Дворец – важнейший исторический памятник эпохи Крымского ханства, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры.

Ханский Дворец – целый город в миниатюре. Это сложный комплекс построек самого разного назначения. До наших дней здесь сохранились две мечети (Большая и Малая), домик муфтия, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения (в т.ч. Зал Дивана), жилые помещения для ханов, прислуги, гостей, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, бани, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, 14 фонтанов разного времени. В ханские времена этот список был гораздо обширнее.

Прославил Бахчисарай Фонтан слез (Сельсебиль). Фонтан был устроен у мавзолея возлюбленной наложницы хана по имени Диляра, умершей в 1764 году.

 Легенда о Фонтане слез.
Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Сильный был хан, но сила его уступала жестокости. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.
Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Власть и слава заменяли ему все — и любовь, и ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть.
Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили – у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Оно молчит, не отзывается.

Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан. Ослабело сердце хана, и вошла в него любовь. И поросшее шерстью сердце стало совсем человеческое. Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Трудно стало великому хану, как простому человеку. Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:
— Сделай так, чтоб камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Спросил его мастер:
— Хороша была девушка?
— Мало что знаешь ты об этой женщине, — ответил хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Что скажешь плохого о ней? Ничего не скажешь, а смерть унесла ее…
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?
– Из камня что выдавишь? — сказал он хану.
– Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни. На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой… А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая; годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку. И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?
Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь… Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы.

В настоящее время располагается в «фонтанном дворике» Хансарая, куда был перенесен от стены мавзолея Диляры-Бикеч к приезду Екатерины II (во время таврического путешествия).

Фильмы снятые в Бахчисарае: «Роксолана» (1996-2003), “Али-Баба и сорок разбойников” (1983), “Бегущая по волнам” (1967)….


Как добраться:

Чтобы доехать до Ханского дворца, сначала нужно добраться в Бахчисарай. Бахчисарай находится в 30 километрах к юго-западу от Симферополя. От автостанции “Западная” сюда регулярно, с раннего утра до позднего вечера, ходят автобусы. Дорога занимает около 30 минут. В Бахчисарае до Ханского дворца можно дойти либо пешком (2км), либо на маршрутном такси (Дворец-музей).

Ханский дворец работает: 09:00-17:00. Выходной – вторник, среда.
Адрес:  Крым, г. Бахчисарай, ул. Речная, 129

Дворец Шекинских Ханов, Азербайджан

Самый выдающийся и ценный памятник Азербайджана XVIII века – Дворец Шекинских ханов. Он был построен в 1761-62 году, как летняя резиденция Гусейн-хана Муштада (внука Гаджи Челеби). Неповторимое по своей красоте двухэтажное здание дворца поражает великолепием своего убранства, как внешнего, так и внутреннего. Фасад дворца богато расписан сюжетными рисунками, отображающими сцены охоты и войны, а также замысловатыми геометрическими и растительными узорами. По центру красуется огромное окно-витраж из разноцветной стеклянной мозаики. (Примечательно, что на 1 кв. метр приходится до 5000 кусочков стекла). Другие, малые окна дворца также собраны их кусочков цветного стекла и забраны ажурными каменными решетками.

При постройке дворца использовался в основном сырой кирпич, речной камень, чинара и дуб. И при этом, в строительстве не использовалось ни единого гвоздя или клея! Все крепится на особом растворе, рецепт изготовления которого навсегда утрачен.

Во дворце всего 6 комнат, 4 коридора и 2 зеркальных балкона. Все окна и двери дворца искусно собраны из кусочков дерева и цветного венецианского стекла. Так что свет, проникающий внутрь дворца, отливает всеми цветами радуги: красным, желтым, голубым, зеленым…

Каждая комната дворца не похожа на другую, и мастерски отделана. Все стены и потолки расписаны миниатюрами: тут и мифические птицы в райском саду, необычные цветы и животные. Причем, натуральные краски, используемые при создании рисунков, до сих пор приводят посетителей в восторг своими яркими цветами. Такое оформление говорит о том, что во второй половине XVIII в. в Шекинском ханстве искусство живописи достигло высокого развития, и стенная роспись была весьма популярна.

Надо сказать, что миниатюры каждой комнаты имеют свой смысл. Например, комнаты первого этажа – для гостей попроще – демонстрируют богатство и могущество хана. На стенах и потолках изображены деревья, цветы, животные и птицы - символы плодородия, благородного происхождения.

Второй этаж разделен на две части - женскую и мужскую. Женская половина расписана цветами и восточными орнаментами.

В мужской части расположен зал для приема гостей. Это самая богатая комната дворца. Миниатюры на стенах демонстрировали военную мощь ханства, его отношение к друзьям и врагам. По ним можно проследить всю историю Шекинского ханства: оружие ханских войск и их врагов, одежда, знамена, военные обычаи и многое другое. Присутствуют также сцены охоты на слонов, редких птиц, даже на дракона. Потолок комнаты расписан изображениями ханского герба и различных символов.

Перед дворцом в свое время был разбит дивный сад, от которого остались только две гигантские ветвистые чинары – ровесницы дворца. Вот уже больше 200 лет, подобно преданным слугам, они охраняют это архитектурное сокровище Азербайджана.

Дворец Шекинских ханов неоднократно реставрировался и сегодня предстает перед туристами во всем своем великолепии, благодаря которому известные путешественники сравнивали его со знаменитым Бахчисарайским дворцом.

как жилось крымскому хану с его женами

Экскурсоводам Ханского дворца часто приходится разводить руками: любопытные турис­ты задают вопросы, на которые историки пока не нашли ответов. Это неудивительно. Ведь дворец несколько раз горел (впервые — в 1736 году, после взятия Бахчисарая войсками русского генерал-фельдмаршала Миниха) и вслед за каждым пожаром терял первоначальные черты. К счастью, в жилище ханов сохранились «островки», которые время не тронуло. Работал итальянец, платил московский князь.
Автор фото — Pictograph
Резиденция крымских ханов предстала передо мной окутанной изморосью. «Главное, не замерзнуть»,  — говорит, надевая шапку и перчатки, Решат Алиев, научный сотрудник Бахчисарайского историко-культурного заповедника и наш экскурсовод. Соглашаюсь и, увлеченный его рассказом, напрочь забываю о холоде.

Читайте также:Неизвестный дворец Краснова в Симферополе


«Вообще, изначально Бахчисараем называли исключительно Ханский дворец,  — рассказывает он.  — В переводе „бахчисарай“ обозначает „дворец-сад“, „дворец в садах“. В южной части дворцовой территории росли на террасах сады, похожие на сады Семирамиды — одно из семи чудес света». После взятия столицы Крымского ханства войсками Миниха деревья и кустарники вырубили. «Сегодня на их месте находится кладбище советских солдат, павших в Великую Отечественную»,  — говорит наш проводник в многогранный мир дворца. И внезапно смолкает, приглушенный призывом муэдзина, который доносится с минарета Большой ханской мечети. «Кстати, сама мечеть изначально была отделена от дворца. Но в XVII веке ее с дворцовыми зданиями соединили новые корпуса — и дворец в плане стал напоминать букву „П“».
В период расцвета Крымского ханства в нем насчитывалось до 4,5 тысячи комнат. Наше знакомство с дворцом начинается у богато украшенного входа, известного как портал Алевиза, — это одна из самых ранних построек. В этом году входу, через который во дворец попадали послы других государств, исполняется 510 лет.
Портал создал итальянский зодчий Алоизио Ламберти да Монтаньяна. Архитектор с помощниками направлялся в Москву по приглашению великого князя Ивана III, но задержался при дворе хана Менгли Герая (добровольно или принудительно — до конца неясно). «Считается, что изначально портал украшал другой дворец, известный как Девлет-Сарай, — он находился в нескольких километрах от нынешнего, выше по течению реки Чурук-Су, название которой переводится как «гнилая река». Тогда вдоль ее побережья располагались ремесленные мастерские, трудившиеся в них кустари все отходы сбрасывали в водный поток.

«А потом портал перенесли сюда»,  — говорит Решат. В Москву итальянский архитектор выехал с рекомендательным письмом от хана, который просил своего данника Ивана III щедро наградить итальянских мастеров. В первопрестольной мас­тер возвел на территории Кремля Архангельский собор, в котором создал похожий портал. «Кстати, такие украшения над дверями можно встретить в старинных итальянских домах»,  — уточняет наш проводник.


Портал Архангельского собора, построенный пятью годами позже

Мирный центр воинственного ханства


Продолжая прогулку по дворцовому комплексу, отмечаю его отдаленное сходство с европейским рыцарским замком: высокие стены и похожее на оборонительный ров русло реки Чурук-Су у главных ворот. Решат заверяет, что сходство случайное. «Здесь даже не было оборонительных сторожевых башен,  — объясняет он. — И вообще, дворец со стратегической точки зрения находится в невыгодном, уязвимом положении. Он в ущелье, а значит, открыт для обстрела сверху».
Продолжая прогулку по дворцовым просторам, заходим в Летнюю беседку. «Считается, что в ханские времена здесь, восседая на диванах, хан со свитой слушал музыкантов, поэтов или, возможно, смотрел театральные представления»,  — рассказывает наш гид.

Звезда Давида в мечети и Соколиная башня без соколов


Сквозь витражные стекла беседки видна Соколиная башня — предполагают, что она получила название из-за клеток с охотничьими соколами, которые якобы стояли в нижнем ярусе. «На верх башни могли подниматься обитательницы гарема, чтобы осматривать окрестности дворца и города,  — рассказывает Решат и продолжает: — Правда, версия об имени башни у некоторых историков вызывает сомнения. Она ведь стоит на территории гарема, куда кроме хана и евнухов никто не мог заходить, так что ухаживать за соколами было бы некому. Возможно, название башни связано с тем, что из нее открывается вид на дворец с высоты птичьего — соколиного — полета».
Автор фото — Андрей Найдек
Считается, в гареме проживали четыре чернокожих евнуха, которые отвечали за его сообщение с внешним миром. Над евнухами стояли два начальника — кизлярагасы.В Малую дворцовую мечеть, где молился хан и его приближенные, солнечные лучи попадают сквозь витраж в виде шестиконечной звезды, известной как звезда Давида, или печать Сулеймана (иудейского царя Соломона). Этот знак считается одним из еврейских символов. Откуда иудейская звезда взялась в мечети? «Изначально этот символ использовался в язычестве, а потом почти во всех мировых религиях: буддизме, иудаизме, исламе. В средние века он очень часто использовался в мусульманских странах, особенно суннитских. В исламской традиции шестиконечная звезда, состоящая из двух треугольников, символизирует слияние двух начал либо противоположностей»,  — говорит Решат.

Заканчивается наше путешествие весьма символично: на ханском кладбище, которое вплотную прилегает к Большой ханской мечети. Возвращаясь в современность, вдруг ощущаю задубевшие от холода пальцы правой руки, в которой держу диктофон. Шмыгая носом, благодарю Решата: пусть я замерз, мне удалось ощутить тепло и уют дворца, который хранит память пяти веков.


Дворец в цифрах


18 гектаров — такую территорию занимал Ханский дворец при ханах. Сейчас площадь сократилась до 4,3 гектара. Сокращению участка способствовал снос ветхих зданий вместо ремонта во время очередной переделки дворца. К примеру, в 1820-х годах архитектор Иван Колодин уничтожил три из четырех зданий гарема, Зимний дворец, обширный банный комплекс и многие другие ценные постройки.

73 комнаты — насчитывал гарем Ханского дворца до начала XIX века. Сейчас от всего этого «общежития» остались лишь три комнаты, беседка и терраса.

15 метров — высота Соколиной башни, что находится в одном из гаремных двориков.

Справка



Автор фото — Олег Сорокин
Ханский дворец в Бахчисарае был построен в первой половине XVI века (точная дата не установлена) как родовая резиденция династии Гераев — правителей Крымского ханства. На протяжении двух с половиной столетий, с 1532 до 1783 года, он служил центром политической, духовной, культурной жизни государства крымских татар. Это единственный сохранившийся образец крымскотатарской дворцовой архитектуры и один из трех уцелевших в Европе «восточных» дворцов — наряду с Альгамброй в испанской Гранаде и дворцом Топкапы в Стамбуле.

Слуги и охрана


По данным историка Олексы Гайворонского, каждый хан, заступая на должность, привозил во дворец свою прислугу. Вместе с ними правителя обслуживали постоянные «хранители» дворца, знавшие все нужды хозяйства и тонкости придворного этикета. «В середине XVIII века во дворце насчитывалось 12 конюхов, 24 сокольника, которые занимались содержанием охотничьих соколов,  — отмечает Гайворонский.  — Вместе с ними на охоте хана сопровождали шесть псарей с породистыми собаками». Приготовлением блюд занимались восемь поваров во главе с «шеф-поваром». По некоторым источникам, крупные ханские застолья обслуживали около 250 официантов и 13 ответственных за напитки, а также сервировщик, который накрывал ханский стол. Был даже слуга, который пробовал ханские блюда: вдруг они несвежие или отравленные. Веселье публики на многолюдных пиршествах обеспечивал придворный «культмассовик», слух участников банкета услаждал оркестр из 12 музыкантов. Кроме того, во дворце служили: «фонарщик», который зажигал люстры (плошки с жиром и фитилями), начальник ханского гардероба, отряд ханских портных, хранители ханского знамени, колчана, доспехов, походного шатра, а также штат казначеев с главным хранителем ханской казны.
300-летняя шелковица на территории дворца
Одна из самых старых в Украине: обхват — 5 м, высота — 9 м.
Следует отметить, что такую категорию прислуги, как евнухи (гарем-агалары), ханский двор приобретал у представителей других стран, поскольку ислам запрещает членовредительство. Поскольку белокожие мальчики тяжелее переносили операцию и после кастрации нередко умирали, а чернокожие выживали значительно чаще,  — работорговцы-арабы похищали детей африканцев и отвозили для кастрации в известные только им места.

Алексей Вакуленко, «Республика»

Поделиться и прокомментировать:

Читайте также:

Экскурсия в Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов - является памятником истории и культуры общемирового значения, единственным в мире образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Экскурсия в Ханский дворец включает в себя также посещение музея истории и культуры крымских татар, художественного музея и расположенной в помещениях дворцового комплекса выставки холодного и огнестрельного оружия.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад». Внутри дворца много двориков с деревьями и цветами, легких изящных беседок, красивых фонтанов. Сооружения дворцового комплекса лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Экскурсия по Ханскому дворцу начинается с северных ворот—это один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку. Ворота изготовлены из дерева, обиты кованым железом, на них размещено изображение двух переплетённых змей.

Центром ханской резиденции является дворцовая площадь. На площадь выходят: свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище, конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены хорошо просматривающиеся с площади садовые террасы. В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско перед военным походом, происходила встреча послов и гостей.

Самое красивое здание дворцового комплекса - Большая ханская мечеть Хан-Джами. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца.

Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван — совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел.
Портал Алевиза — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. В Фонтанном дворике находится воспетый Пушкиным «Фонтан слёз». Фонтан, созданный в честь любимой жены Крымского хана Герая Диляры, отравленной, по легенде. соперницей, должен был символизировать скорбь хана. Здесь же, возле входа в малую Ханскую мечеть, расположен Золотой фонтан. Он изготовлен из мрамора и назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующим райский сад.

Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель. Это - гаремный корпус — все, что осталось от обширного некогда ханского гарема. Здание гарема расположено в глубине парка, на некотором расстоянии от главного дворцового корпуса. Южным торцом гаремный корпус был соединен переходом с Соколиной башней - Тоган-Кулеси. Архитектура Соколиной башни проста и лаконична. В нижней части башни держали соколов для ханской охоты, из-за чего она и получила свое название.

Лучший и наиболее оригинальный интерьер Бахчисарайского Ханского дворца - гостиная хана. Она же - Фруктовая беседка или Золотой кабинет. Двадцать четыре разноцветных окна двумя ярусами заливают с трех сторон небольшую комнату золотисто-малиновым светом. Четвертая стена глухая, здесь шкафы для посуды, камин и дверь. У стен под окнами - обитые бархатом диваны.

Летняя беседка была построена во дворике для отдыха. В центре беседки расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого мрамора. Вдоль стен стоят диваны. Сначала беседка была открытой и одноэтажной. Колонны были увиты плющом. В 1821—1831 годах между её колоннами сделали дощатые перекрытия и застеклили витражами.
Экскурсия по Бахчисарайскому дворцу знакомит туристов с образцом дворцовой архитектуры времен крымского ханства, дает представление о культуре, традициях и быте крымских татар и погружает в атмосферу далекого и полного тайн и загадок прошлого.
 

Дворец Таш-Хаули. Дворец хивинских ханов. Достопримечательности Хивы.

 

Расположенный в восточной части Ичан-Калы, Дворец Таш-Хаули (1830-1838 гг.) является образцом величия и могущества хорезмского стиля строительства зданий тех времен. Дворец Таш-хаули был построен по приказу Аллакули-хана. На момент постройки дворца у Хорезма были хорошо налажены экономические отношения с соседними государствами, и бюджет страны находился в отличном состоянии. Поэтому хан не жалел денег на богатое декорирование своего дворца.

Дворец Таш-Хаули строился 8 лет, и, конечно, хан был этим недоволен: он хотел возведения столь непростого сооружения за 2 года. По этой причине полетело немало голов мастеров-строителей. Строительство дворца начали с возведения гарема и ханских покоев, а затем уже были построены с восточной стороны мехмонхона (сооружение для приема делегаций и гостей), а с западной - арзонхона (помещение для суда).

Все части дворца Таш-Хаули связаны между собой лабиринтом неосвещенных коридоров. Часть дворца, отведенная под ханские покои и гарем, отделена от официальной части сплошным коридором. Самое просторное и наиболее богато украшенное помещение - это покои самого хана, остальные четыре комнаты предназначались для жен хана, которых, согласно Корану, не должно быть больше четырех. По всему периметру двора расположена двухэтажная постройка, которая предназначалась для наложниц и родственниц. В каждой комнате гарема имеется свой отдельный вход, не связанный с другими комнатами. Стены богато декорированы бело-голубым майоликовым полотном, потолки расписаны коричнево-красными красками, а на окнах установлены ажурные медные решетки. Ни один орнамент декора не повторяется.

Часть дворца, отведенная для делегаций и гостей, имеет вид квадратного двора, в центральной части которого расположено круглое возвышение под установку юрты для гостей хана. Вся остальная часть двора застроена комнатами и айванами, и все это роскошно украшено майоликой в традиционно бело-голубом стиле.

Западная же часть дворца, где осуществлялись судебные заседания, в которых принимал участие сам хан, по размерам была вдвое больше, чем приемная часть мехмонхоны. Стены арзонхоны, также как и весь дворец, декорировал знаменитый мастер Абдулла, который в народе получил прозвище «Гений».

Фотографии:

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала - только с разрешения автора.

ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ. 100 великих дворцов мира [litres]

ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ

Южный фасад дворца хана Угэдея

В середине ХХ века монгольско-советская археологическая экспедиция под руководством известного исследователя С.В. Киселева проводила раскопки на территориях Южного Забайкалья и Северной Монголии. Участникам экспедиции, в числе многих других находок, удалось еще найти фундамент величественного дворца Тумэн-Амгалан, который в 1245 году в Каракоруме – древней столице Монгольской империи – возвел хан Угэдей. Название дворца означает «мир, десятитысячекратное спокойствие», но не было покоя и мира на открытых степных просторах, и многие монгольские города в XIII–XIV веках смели беспощадные бури междоусобиц и войн.

Сведения о Каракоруме и дворце хана Угэдея имелись еще в китайских хрониках, а также в сочинениях Рашид-ад-дина, венецианского путешественника Марко Поло и трудах В. де Рубрука. Рашид-ад-дин, описывая дворец со слов очевидцев, называл его «величественным и высоким замком, который украсили наилучшим образом, разрисовали живописью и изображениями и назвали его «карши» (от монгольского слова «харши» – дворец). Археологические раскопки подтвердили, что черепичная крыша дворца в свое время действительно сверкала изумрудно-зеленой и золотисто-желтой поливой, а ее декоративные детали горели красным и синим пламенем.

Дворцовый ансамбль располагался южнее Каракорума, застройка города и возведение городской стены начались позднее. Во время наездов императора, что случалось два раза в год, дворец окружали передвижные жилища придворных и гостей – в строгом соответствии с их рангом и монгольской традицией. На стоянках древних монголов жилые юрты размещались между двумя рядами телег с имуществом. Получалось, что «дом стоял между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами».

Количество таких повозок с имуществом являлось свидетельством богатства и власти. Этот признак могущества отразился и на дворцовом комплексе Тумэн-Амгалан. При подходе к дворцу, справа и слева от него, располагались вспомогательные корпуса – «длинные, как риги, куда убирали съестные припасы хана и его сокровища».

В настоящее время от дворца Тумэн-Амгалан почти ничего не осталось, и об отделке его интерьеров можно судить лишь по фрагментам покрытия пола. В центральной части Зала приемов пол покрывали поливные плитки зеленого цвета, в северной части Зала плитки оставались неглазурованными.

Изучив расположение всех каменных монолитов и рытвин, оставшихся после того, как их вынули, ученый С.В. Киселев сделал следующий вывод: в ряду с севера на юг располагалось девять каменных блоков, а таких рядов было восемь. Следовательно, дворец был «семинефным и опирался на 72 столба». Тридцать столбов были включены в линию дворцовых стен, а другие поддерживали перекрытия над внутренней площадью, размеры которой равнялись почти 2500 квадратным метрам.

Здание Зала приемов было возведено на насыпной платформе. Как сообщал Рашид-ад-дин, дворец был построен «с очень высоким основанием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого государя». Высота платформы равнялась полутора метрам, а с юга на эту платформу вели пандусы. По описанию В. де Рубрука Зал приемов был «пятипролетным, а сам дворец напоминал церковь, имея в середине корабль, а две боковые его стороны отделены двумя рядами колонн».

В. де Рубрук описывает и чудо искусства и механики – находившееся во дворце серебряное дерево-фонтан, выполненное парижским мастером Вильгельмом. Фонтан представлял собой «большое серебряное дерево», у корней которого находилось четыре серебряных льва, изрыгающих через внутреннюю трубу белое кобылье молоко.

Трубы были проведены и внутрь дерева – до самой его верхушки. Отверстия труб были обращены вниз, и каждое из них было сделано в виде позолоченной змеиной пасти, а хвосты змей обвивали ствол дерева. Пасти змей изрыгали четыре различных напитка: вино, тарасун (рисовое пиво), кумыс и бал (напиток на меду).

Для принятия напитков внизу был устроен особый серебряный сосуд, который располагался между четырьмя трубами у подножия дерева. На самом верху дерева парижский мастер сделал ангела, державшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой мог спрятаться человек. Через середину дерева до самого ангела поднималась труба.

Вне Зала приемов располагался подвал с напитками, в котором всегда находились слуги, готовые потчевать гостей, как только услышат звук трубы ангела. Когда главный виночерпий нуждался в вине, он кричал ангелу. Прятавшийся в пещере человек дул в трубу, которая вела к ангелу, и ангел «дул» очень громко уже в свою собственную трубу. Услышав этот звук, находившиеся в подвале слуги наливали каждый свой напиток в специальные трубы, откуда напитки переливались в специальные сосуды. Судя по описанию В. де Рубрука, подача напитков из подвала осуществлялась не по принципу сообщающихся сосудов, а при помощи насосов.

Комплекс дворца Тумэн-Амгалан состоял из торжественного павильона ворот, Зала приемов и меньшего здания жилых покоев. На восточной и западной сторонах дворцового комплекса, как уже указывалось выше, размещались вспомогательные помещения.

Несколько лет назад исследователи Б. Даажав (Монголия) и В.Н. Ткачев (СССР) предприняли попытку реконструировать дворец Угэдея. Руководствуясь монгольским названием дворца, они воссоздали его не в прямоугольном плане, а в виде квадрата с пристроенным к его южной стороне портиком. Серебряное дерево-фонтан они разместили в центре, как «дерево-государь», символизировавшее «мировое дерево» – космическую ось, связывающую средний мир людей с верхним и нижним мирами. Но где на самом деле располагалось дерево во дворце Тумэн-Амгалан? Некоторые ученые считают, что размещалось оно перед вдохом во дворец, а не внутри его. В своем предположении они исходят из описания В. де Рубрука: «Так как в этот большой дворец непристойно было вносить бурдюки с молоком и другими напитками, то при входе в него маэстро Вильгельм парижский сделал для хана большое серебряное дерево». Однако из дальнейшего повествования В. де Рубрука следует, что дерево размещалось внутри дворца.

Почитание такого дерева было известно и у многих сибирских народов. Во время священнодействия у дерева-государя совершался сложнейший ритуал, которым руководил шаман. В этом многоступенчатом обряде, призванном обеспечить преуспевание императора и императрицы – представителей космических сил Неба, все присутствующие связывались воедино магической силой ритуала.

Эти же цели преследовало и серебряное дерево во дворце хана Угэдея, которое олицетворяло не только щедрость хана, но и «дерево шаманов». Праздник начинался с магических церемоний, посвященных молениям о ниспослании благословения Неба для императора и всех присутствующих.

Трон хана располагался в северной части Зала приемов так, «что все могли его видеть. К престолу хана вели две лестницы: по одной подающий ему чашу поднимался, а по другой – спускался. Ни перегородок, ни занавесок в Зале приемов не было, так что все допущенные во дворец могли лицезреть хана. Менее привилегированные гости оставались за пределами дворца. Пространство между деревом и лестницами оставалось пустым; именно здесь стоял подающий чашу, а также подносящие дары послы. Сам же хан сидел вверху, как некий бог».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес 90 000 Бахчисарай и Дворец крымских ханов

Бахчисарай расположен чуть более чем в 30 км к юго-западу от Симферополя, сегодняшней столицы Крыма. Город с богатой историей, некогда сердце Крымского ханства. По сей день вы можете полюбоваться дворцом, который когда-то был резиденцией Чанов.

Безумное путешествие из Чатырды в Бахчисарай

Старушка и Запорожец, до сих пор помня Советский Союз, разъезжают по улицам Крыма.Их выпускали в то время, когда еще не было изобретено плановый брак предметов. Хотя в Западной Европе они вполне могли бы занять место в местном технологическом музее, они живут своей жизнью на извилистых дорогах юга Украины с выбоинами. Они особенно востребованы водителями такси, и любой, у кого есть подходящее транспортное средство, может здесь остаться.На прощание с плато Чатырда несколько таких лимузинов прибывают на автостоянку, расположенную перед пещерой.На первый взгляд автомобили старше большинства из нас, и их техническое состояние, соответствующее принятым в Европе стандартам, вероятно, оставляет желать лучшего. Здесь, однако, это никого не волнует, пока машина едет - она ​​едет. Пять человек плюс водитель садятся в «Ладу», которую я ехал. Кроме того, каждый пассажир берет с собой огромный рюкзак. Удивительно, но нам удается поместиться. В тесном салоне автомобиля царит минимализм, а обивка (или то, что от нее осталось), вероятно, не меняли с тех пор, как машина сошла с конвейера.Спидометр тоже отсутствует, но вскоре выясняется, что он, наверное, и так ни для чего не понадобится.

Бесстрашный татарин с лицом моджахедов

Наш водитель, невысокий татарин , наделен густой бородой, похож на афганских моджахедов и явно пропустил свое призвание, когда выбрал свой жизненный путь. Наблюдая за его стилем вождения, я прихожу к выводу, что он может сделать головокружительную карьеру на ралли WRC. Несмотря на то, что наше такси последним выехало со стоянки, Татарин считал делом чести обогнать своих коллег и привести своих пассажиров первым.Чтобы добиться этого, он безумно бежит по грунтовой горной дороге. Не сбавляя скорости на поворотах, она несется посреди дороги, а старая добрая Лада прыгает по ухабам. Несмотря на то, что на дороге почти нет автомобильного движения, мы несколько раз обгоняем машины, идущие с встречной стороны. В таких ситуациях наши отважные моджахеды не сбавляют скорость и не уходят в сторону, на дороге действует правило - кто первым бросит курицу . Татарин явно не имеет привычки проигрывать в соревновании, независимо от того, едет ли другая легковая машина с противоположной стороны или грузовик, груженый дровами.И хотя на всю поездку уходит всего дюжина или около того минут, нам это кажется вечностью. Наконец (и все еще целы) мы спускаемся вниз. Всем рекомендую крымские такси - за горстку гривен можно отправиться в незабываемое приключение.

В столице крымских ханов

Подъезжаем к Бахчисараджу вечером, нас забирает старый автобус. Наше жилье находится в пригороде (не знаю, подходит ли такой термин в данном случае), приютом руководит украинец Игорь, а хозяин - наш старый друг Козлов.Разбросанные вокруг невысокие дома окружены отвесными каменными стенами. Из домов проходим по дороге в центр, кричит бедность. Маленькие заброшенные домики, полуразвалившиеся заборы, узкая дырявая улочка. Бахчисарай, как и все города Крыма, не является мегаполисом. Населенный всего тридцатью несколькими тысячами жителей, это местная достопримечательность для туристов. Их привлекают памятники, главный из которых - Дворец крымских ханов - свидетельство славного прошлого этого места.

Краткая история Крымского ханства

В 1427 году в результате распада Монгольской Золотой Орды на территории полуострова было создано Крымское ханство. Первым его правителем был Хаджи-Гирей, а династия Девырлы правила татарским государством на протяжении всего его существования. Для хана был построен дворец, а вокруг него был основан город Бахчисарай, который отныне должен был служить столицей правителей Крыма. Ханство не было ни могущественным, ни богатым, его население составляло всего около 250 000 человек.жители. Не хватало плодородных земель для возделывания, экономика в основном базировалась на разведении лошадей, верблюдов, овец и крупного рогатого скота. Каменная соль была важным сырьем, экспорт которого приносил значительные доходы. Работорговля также была финансово прибыльным делом, и для их добычи chambuła (войска татарских войск) отправлялись в соседние земли.

Сила дипломатии - отношения ханства с соседями

Пик развития татарского государства приходится на 17 век, но и тогда ханство не было военной державой.Своим выживанием он во многом обязан умелому ведению внешней политики. Соседняя с тремя державами того времени: Османской империей, царской Россией и Речью Посполитой, крымские политики быстро научились маневрировать союзами с более сильными соседями, умело переходя на другую сторону, чтобы поддерживать хрупкое равновесие в регионе. Нарушение этого баланса произошло с потерей значения республики, которое уменьшилось в результате разделов, и новый баланс сил в регионе не предусматривал места для ханства - в 1783 году татарское государство было окончательно поглощена Россией.

Дворец крымских ханов в Бахчисарае

Дворец ханов сохранился до наших дней, а белые минареты мечети Великого Хан-Дами манят посетителей. Храм, построенный по приказу Сахиба Гирея в 16 веке, был первым из ряда построек дворцового комплекса и до сих пор является самым важным местом поклонения крымских татар.

Посещение дворцового комплекса

На территории комплекса создан музейный комплекс, в который входят Музей истории и культуры крымских татар, Музей живописи и Этнографический музей.Помимо мечети, здесь можно полюбоваться, среди прочего Главный дворец, Соколиная башня, гарем и персидские сады. Внутри вышеупомянутых зданий посетители могут увидеть интересные выставки, в которых представлены предметы быта, одежда и украшения, а также предметы военного назначения. Интерьеры были созданы, чтобы отразить атмосферу эпохи ханства.

К югу от Хан-Джами находится кладбище, где похоронены девять правителей и сорок пять членов их семей. Обращают на себя внимание два мавзолея, построенные по восьмиугольной схеме.В первом Хан Девлет И Гирей был похоронен с шестью членами семьи. Второй скрывает останки Ислама III вместе с десятью родственниками. Надгробия из мрамора, покрытые барельефами, изображающими растительные мотивы: кипарисы - символ печали, розы и виноградные лозы - символ вечной жизни. Надгробия состоят из плиты и двух стел, установленных по обе стороны от надгробия. Вершины стел, расположенные сбоку от головы, стилизованы под головные уборы, по которым можно определить пол умершего.Мужские могилы увенчаны тюрбаном или халмой. Женские надгробия украшают плоской шапкой или мячом.

Не такой сильный Чан, как его малюют ...

Прогуливаясь по коридорам дворца, любуясь татарским мастерством, не могу избавиться от чувства… разочарования? Немного недовольны? Признаюсь, от резиденции крымских ханов я ожидал чего-то более гламурного. Хотя комплекс, занимающий площадь около 4,3 га, несомненно, был жемчужиной местной архитектуры, по сравнению с резиденциями западноевропейских правителей, он выглядит бледным, и более одной усадьбы польского магната легко затмить Хановский дворец. своим великолепием.Интерьеры строгие, а деревянные постройки дальневосточного типа не поражают своим мастерством. По европейским меркам дворец выглядит очень скромно…

.

Дворцовый комплекс крымских ханов | Аппетит к миру 9000 1

Дворцовый комплекс крымских ханов в Бахчисарае - один из важнейших памятников Крыма; для каждого татарина на полуострове это символ былой власти.

Вход в комплекс через надвратную башню. Сразу замечаем (в левой части двора) Большая мечеть Хан-Дами .Для крымских татар это самый важный храм на всем полуострове. Над зданием возвышаются два стройных минарета.

Сразу за мечетью мы можем попасть на ханское кладбище. В настоящее время вы можете идти только по обозначенному пути. Здесь похоронены шестнадцать правителей Крымского ханства (XVI-XVIII вв.) . Саркофаги красиво вырезаны, украшены цитатами из Корана. На большинстве из них сверху каменный тюрбан. Если в гробнице отдыхает женщина, тюрбан имеет небольшое углубление в центре, чтобы в нем собиралась дождевая вода и к ней прилетали птицы.Считается, что они молятся Аллаху о спасении души женщины (согласно Корану женщинам молиться не разрешается).

За Большой мечетью находятся постройки бани Сары-Гьозель (построена в 1532 году как городская баня и служила до 1924 года).

Подойдя к основной части комплекса, мы можем полюбоваться одним из самых ценных памятников в его районе - изысканно декорированными Ворота Посланника .Военные советы проводились в Ковровом зале ; Здесь же созывались заседания ханского двора. Прямо из коврового зала можно пройти во двор Fountain Courtyard . Здесь выделяется Фонтан слез , трогательно напоминающий о великом трауре крымского Герей-хана, вызванном смертью его жены Дилары Бикеч. Глядя на фонтан, действительно создается впечатление, что она тихонько плачет ...

Отдельным дворцовым комплексом является бывший гарем .К сожалению, до наших дней сохранилось только одно деревянное здание с зарешеченными окнами и игровой комнатой на первом этаже. Раньше таких построек было больше, и все они были окружены красивыми зелеными садами. Сокола Башта охраняла гарем от посторонних гостей.

За главным двором большой сад, за ним небольшое кладбище советских солдат, а на нем ... танк на постаменте. О, какой послевоенный сувенир ...


Опубликовано

Петр Каница
Когда в 2012 году я основал Apetyt na wiat, это должно было быть просто способом провести свободное время... Однако с каждым годом страсть к путешествиям заставляла аппетит расти и расти. И угадайте, что? Еще растет! Я люблю общение с природой, особенно мне нравится суровый север и те части света, где вам придется столкнуться с силой природы и собственными слабостями! Я люблю делиться своими знаниями и навыками, поэтому веду блог с нескрываемой радостью и выкладываюсь в экспедициях.
Вам понравится
.90,000 Дворец крымских ханов в Бахчисарае :: Крым 9000 1

Дворец ханов - самый важный уцелевший в Крыму, напоминание о былой татарской власти.

Построен в середине 16 века Адиль-Сачиб Гирей. В настоящее время дворцовый комплекс занимает 4 га, но раньше он был намного больше.
К дворцу примыкали фруктовые сады, за ними луга, а перед холмом - большое городское кладбище. Во дворе дворца построена мечеть Хан-джами. Это самый большой татарский храм в Крыму.Рядом с массивным телом возвышаются два стройных минарета. Своей красотой мечеть обязана хану Селиамет-Гирею, который восстановил ее после пожара 1736 года.

Дворец крымских ханов, или, как его называют татары, Хан-Сарадж никогда не задумывался как неприступная крепость. Эта роль была отведена Кырк-эру, где до XVII века располагался Ханский монетный двор. Дворец в Бахчисарае должен был стать неким воплощением райского сада. Эта креативная идея соответствовала великолепию дворца, богатству очаровательных дворов, наполненных зеленью, деревьями, цветами и многочисленными фонтанами.

Именно идея рая дала название ханской столице. «Бакчысарай» - это сочетание двух слов из крымскотатарского языка: «багджа» или грустный и «сарай» или дворец. Ханы очень хотели жить во дворце в райском саду.

Постройки дворца умышленно не монументальны. Легкие, двухэтажные здания, украшенные множеством деталей, деревянные заборы и красочные фрески, должны были гармонировать с ритмом окружающей дворец природы. Архитектуре Бахчисарайского дворца чужды единые симметричные конструкции, характерные для замков европейских королей.Здесь каждый архитектурный элемент живет своей жизнью, не подчиняясь никаким общим линиям.

Кажущийся хаос расположения дворцовых построек, летних беседок, фонтанов, цветников, дворцовых колонн, дворов, лестниц отнюдь не случаен. Он объясняет основные принципы не только крымскотатарской архитектуры , но и всей культуры Ближнего Востока: ее феномены и атрибуты развиваются от наиболее детализированных к наиболее общим, а не наоборот.Хороший тому пример - Фонтан слез. На нем нет двух одинаковых элементов, узоров или посуды. Тем не менее, все эти элементы составляют эстетичную и ритмичную композицию. Остальные элементы дворца ведут себя точно так же. Несмотря на свое разнообразие, они прекрасно гармонируют друг с другом, создавая неповторимый облик Чан-сараджу.

Дворец ханов - город, заключенный в миниатюре, представляет собой сложный комплекс зданий, предназначенных для выполнения различных функций.
Сегодня здесь две мечети, Большая и Малая, дом муфтия, ханское кладбище, ханские дневные комнаты, комнаты для гостей, стражи, слуги, гарем, башни, бани, шесть внутренних дворов, 14 фонтанов и др. .В эпоху ханов этот список был намного длиннее. История, однако, почти не знала дворец, поэтому многие его элементы не сохранились.
К счастью, уцелевшие до сих пор переносят нас в годы славы дворца и его владельцев.

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ по Хановскому дворцу

Первая точка нашего путешествия - Главная площадь дворца >>

.90,000 Дворец крымских ханов в Бахчисарае - Татарская библиотека
  • Эльвис Османов в своем произведении описывает историю строительства и обновления дворца крымских ханов в Бахчисарае.

    Собственная часть состоит из 3-х глав. Кроме того, работа включает библиографию, список сокращений, указатель лиц и аннотации на английском, литовском и русском языках.

    ***
    Дворец крымских ханов - татарских правителей государства, включая Крымский полуостров и прилегающие земли, т.е. территории вокруг Азовского моря, северного побережья Черного моря, Таманского полуострова, Кавказа. Предгорья на реках Кубань и Терек - это символ былой власти и государственных традиций, а также культуры татарского государства.[...] для татар он имеет такое же значение, как и Вавель для поляков.

    Работа Эльвизы Османова по возможности представляет историю этого здания, этапы его строительства и отдельные архитектурные элементы. Это текст, знакомящий читателя с предпосылками татарской культуры XVI-XVIII веков, воплощенными в архитектуре, которая часто представляет собой синтез строительного мастерства Востока и Запада. Участие итальянских мастеров и архитекторов в XVI веке свидетельствует, по мнению автора, о влиянии итальянского Возрождения на форму и форму здания.

    Помимо истории самого дворца, в книге также показана история города Бахчисарая, традиции его расположения, а также расположение на маршруте пересечения степной цивилизации и побережья Черного моря. Автор цитирует легенды, связанные с созданием города и дворца, а также цитирует старопольских авторов, например, рассказы Марцина Броневского середины XVI века. Подробно рассматриваются отдельные, самобытные архитектурные фрагменты дворцового комплекса, порталы, ворота, дворы, башни, ханские мечети, бани и элементы декора.[...]

    В работе представлены различные этапы и периоды строительства дворца. Книга написана синтетически, без лишних описаний и фрагментов. Построение правильное, по правилам хронологического повествования. В последней части автор представляет содержание этнографической выставки, созданной в музее У. Боданинским. Подобная выставка работает и сегодня и подробно описана. [...]

    Книга, несомненно, рекомендуется всем, кто интересуется широко понимаемой культурой Востока, особенно наследием и традициями культуры крымских татар.

    (Фрагмент обзора профессора Селима Мирзы Хазбиевича)

  • Элвис Османов (Элвис Осман) - родился 2 сентября 1988 года в городе Джангиджул, Узбекистан. В 1989 году его семья переехала в Крым и поселилась в селе Долинное (Topçıköy krtat), в 7 км от Бахчисараджа. После окончания школы в 2005 году поступил на исторический факультет Национального Таврического университета им. В. И. Вернадский в Симферополе.В 2010 году после получения степени магистра поступил в докторантуру. Его диссертация посвящена городскому комплексу Бахчисараджа с 16 по начало 20 века. С 2010 года преподает на историческом факультете Крымского инженерно-педагогического университета в Симферополе. Автор более 20 научных публикаций. Сотрудничает с редакциями Przegląd Tatarskiego и Ежегодника польских татар.

  • .

    Дворец Крымских ханов - Вробельс

    Если один из трех сохранившихся в Европе мусульманских дворцовых комплексов находится в Бахчисарае и если бы мы были в этом городе, было бы грехом его не посетить. Этот комплекс тесно связан с Крымского ханства - историческим феодальным государством на Крымском полуострове , существовавшим с 15 по 18 века под властью татарских ханов.

    Поездом от Симферополь до Бакчисарай мы знали практически только о двух местах, которые обязательно планировали посетить.Одним из них был скальный город Чуфут Кале , а другим Ханский дворец . Выйдя на вокзале в Бахчисарае, мы решили немедленно отправиться во дворец и найти место для ночлега. Можно было безболезненно доложить милой украинке (прадеду полячки), откуда был обломок фрагмента на Ханский дворец. Нашим первым пожаром был каменный город, и так как мы справились с ним за полдня, то во второй половине мы хотели совершить прыжок к самой известной туристической достопримечательности Бахчисарая.

    После невзгод, хотя и очень приятных невзгод блуждания по стенам Czufut Kale , нам в голову пришло поскорее что-то закинуть в живот. Съесть тёплую, желательно хорошую и сытную еду. Что ж, я должен признать, что это я, а не Дэниел, был атакован его повышенным аппетитом, если только мой попутчик эффективно маскировал свой голод?

    Итак, немного проголодавшись, немного заинтересовавшись тем, что нас ждет, мы направились в сторону Бахчисараджа. Мы быстро спустились с холма, потом через лес с множеством сувенирных лавок, потом рядом Успенский монастырь и главная дорога в сторону города.Как я уже писал ранее, утром мы практически никого не встретили, теперь нас то и дело проезжают машины и машрутки. Не буду даже упоминать о нападении туристов в окрестностях Чуфуты Кале и Монастыря ...

    Один из лучших кулинарных моментов в Крыму 🙂

    Мы остановились по адресу Chan's Palace в 13:00. Мы хотели проверить, в какое время они закрываются, чтобы мы могли поесть перед входом. Оказалось, что у нас еще есть время, поэтому мы без стресса пошли в один из ближайших мусульманских (а может, татарских?) Пабов.Мы сели на характерные скамейки с балдахином, немного похожие на диваны, но жесткие и обитые яркими коврами. Пришлось снять обувь (после нескольких часов принятия солнечных ванн на палящем солнце было целесообразно отпустить ноги - хотя, с другой стороны, было хорошо, что все происходило на улице, иначе я не знаю, буду ли я решился) и сяду, желательно по-турецки. Рядом с татаро-мусульманскими сиденьями стояли обычные столики и был кран с водой, чтобы мыть руки до или после еды.Подошла улыбающаяся молодая официантка с карточкой меню. Мы хотели съесть что-то типичное для Крыма, что-то другое, восточное. Мы просмотрели меню добрых несколько минут и попытались что-то выбрать. Здесь блюдо нам не подошло, где-то было слишком дорого, но надо было с чем-то определиться. Я выбрала овощной суп, но с кусочками мяса, грибами и картошкой. Кроме супа, который мне лично понравился, мы заказали что-то вроде китайского тушеного мяса. Он состоял из риса, мяса, перца и соуса.Он выглядел красочно, приятно пах и был таким же приятным на вкус. Мы впитали еду в данный момент, запили ее кока-колой, заплатили в общей сложности 130 гривен (одна из самых больших сумм, потраченных во время этой поездки ...) и помчались во дворец.

    Дворец Крымских ханов со стороны ул.

    Нам открывается Chanów Palace

    Наш эксклюзивный кафетерий и дворец были разделены несколькими метрами, так что в настоящий момент мы достигли места назначения. Нас встречала большая толпа народа, перед площадкой, местные хотели втиснуть наши покои в квартиру, с неба лилось тепло и мы, двое ребят из далеких стран, хотели познакомиться с интересным, новое место.Уже находясь там, в дворцовом имении, нам пришла в голову мысль, которую мы активировали со времени последних предполетных приготовлений в Жешуве. В Google Earth мы нашли фотографии старого кладбища - оно казалось до боли атмосферным, с древними осыпающимися могилами, затененными, заросшими травой и целиком в темном лесу. Мы не могли знать, в какой части Бахчисарая он может находиться, поэтому пришлось обратиться за помощью и спросить у сотрудников дворца. Мы подошли к кассе:

    - вы говорите по-польски? - мы просим.
    - нет, - отвечает кассирша.

    Пробуем наш искалеченный русский язык, но, к сожалению, пообщаться не удалось. Так последний шанс, по-английски:

    .

    - ты говоришь по английски?

    Собеседница просит вас подождать и через некоторое время приводит свою подругу. Еще одна попытка, на этот раз все:

    - Ищем старое еврейское кладбище, которое, как говорят, находится где-то здесь, в Бахчисарае. Кладбище находится в лесу. Вы можете нам помочь?

    Оказывается, теперь это будет не так просто, как предполагалось, хотя надо признать, что бабушки очень захотели помочь, и вся ситуация непонимания прошла в приятной дружеской атмосфере.Прошло несколько мгновений, и появилась третья девушка, моложе своих предыдущих друзей. К счастью, она знала английский, поэтому нам удалось найти общий язык. Я снова спросил про кладбище, что это где-то, но мы не знаем где и хотели бы туда пойти. Хотя она старалась изо всех сил и даже заручилась помощью женщины, продающей карты и путеводители, у нее ничего не вышло. Что ж, трудно говорить. Мы вас красиво поблагодарили и осмотрели двор.

    На территории дворца.

    Нас окружали дворцовые постройки, все белые с красными крышами. С одного (где мы спрашивали о кладбище и которым оказалась Великая мечеть Хан-Джами) взмывали в небо характерные карандашные башни (28-метровые минареты). Стены были украшены различными картинами, красочными фресками, украшениями, множеством деталей и сложной отделкой. Я был немного удивлен, как Ханувский дворец - штаб Крымского ханства - защищался в случае нападения врага? Я посмотрел на все это, и со всеми деревянными лестницами, террасами и балюстрадами (которые были встроены в здания) это не казалось тем местом, которое могло бы эффективно отражать вражеские вторжения.Как будто он был хрупким и убогим, но, как выяснилось, это было сделано намеренно. Хан должен был чувствовать себя там не как в оборонительной крепости, а как в земном раю. Ничего подобного не требовалось, чтобы возвышаться над линией деревьев, поэтому все здания были высотой не более двух этажей. Только сторожевые башни и минареты были выше. Это определенно не был монументальный стиль, с которым можно было столкнуться, например, при взгляде на замки европейских правителей того времени.

    Дворцовые постройки

    Это было совсем другое.Все выглядело беспорядочно, без порядка или композиции, как будто создавалось без какой-либо особой мысли. Хаотичное расположение всех фонтанов, дворов, летних беседок и цветников было сделано намеренно. Это черты не только крымскотатарской архитектуры, но и в целом ближневосточной культуры: все вроде бы шатко, но действительно эстетично, с ритмичной композицией.

    Крымское ханство

    Детализируя Ханский дворец , нельзя не упомянуть Крымское ханство .Один из них тесно связан друг с другом, и если бы не это феодальное государство, у нас не было бы и дворца сегодня. Началось все 1427 в результате распада монголо Золотой Орды . Именно тогда было основано Крымское ханство , хотя государство окончательно консолидировалось только в 1449 годах. В последующие годы он захватил более Османской империи, (в результате захвата Турцией южного Крыма), участвуя, среди прочего, в польско-турецких войнах, в которых ханство вторглось в Россию, и - в Россию. Польская Республика, .Во время проигранной войны между Турцией и Россией в конце 17 века она стала независимой от Турции (договор Küczük Kajnary , 1774 год) и стала протекторатом России. В 1783 Крымское ханство было преобразовано в провинцию Новороссии и теперь эти области находятся под крылом Украины (западнее Дона) и России (восток Дона).

    Здания отличались такой легкостью и изысканностью

    Ханувский дворец - история

    В разные годы штаб-квартирой Крымского ханства был Бахчисарай , который заменил бывшую столицу Чуфут-Кале в 1532 году. Скальный город в один прекрасный момент оказался тесноватым. Расположенный на плато с ограниченной площадью, он не имел шансов на расширение. Пришлось переехать на новое место и после поисков он упал на соседний поселок Эски-Юрт , расположенный в долине реки Чуруксу и шириной 2 километра в этом месте. Чан Алид Сахиб Гирей не долго колебался и решил построить здесь великолепный, представительный дворец. В качестве строителей использовали пленных, взятых в плен во время походов татарской войны на земли России и Украины.Им руководили православные, итальянские и персидские архитекторы. Возник красивый дворец, и при этом вырос весь новый город Бахчисарай.

    Характерно оформленные здания добавляют очарования этому месту.

    Изначально Chan Palace был очень впечатляющим (сейчас это только 25% от того, что было раньше), с фруктовыми садами, пышными лугами и большим городским кладбищем. Первым объектом, который здесь был возведен, была Великая мечеть Хан Джами (до 17 века она называлась мечетью Хан Сахиб Гирей), позже дворцовый комплекс изменился со сменой хана.Каждый добавлял (или вычитал, сносил) что-то от себя, перестраивая дворец по своему усмотрению и собственному видению. В 1736 году было разрушено разрушительным пожаром, и дворец и большую часть построек пришлось отстроить заново. Чан Селамет II Гирей позаботился об этом, и именно ему мы обязаны нынешней формой дворца.

    После падения Крымского ханства ханство перешло в руки России и до 1917 года находилось в ведении Министерства внутренних дел.Его посещали члены царской семьи: в 1787 году Екатерина II Великая , в 1818 году Александр I Романов и 1837 год Александр II Романов и Николай II Романов . Во время Крымской войны (1854-1855) во дворце был устроен полевой госпиталь.

    Говорят, что если бы не помощь великих и известных поэтов, Ханский дворец и Бахчисарайский никогда бы не достигли такой широкой аудитории. Именно благодаря им они сегодня узнаваемы и обязаны им своей славой.О ком мы говорим? Около Александр Пушкин и Адам Мицкевич . Первым посетил дворцовый комплекс 7 сентября 1820 года , по результатам которого было издано 1824 год Бахчисарайский фонтан . В свою очередь, Мицкевич появился в городе осенью , 1825, . Городу и дворцу посвящены некоторые из его Крымских сонетов , изданных в 1826 году - Бахчисарай , Бахчисарай ночью , могила Потоцкой , гаремных могил - посвящены городу и дворцу.

    Чтобы войти во дворцовые интерьеры, нужно было купить билет, присоединиться к одной из групп и пройтись с гидом. Проанализировав ситуацию и представив все плюсы и минусы такого осмотра достопримечательностей, мы пришли к выводу, что мы отпускаем все и делаем упор на внешний вид. Мы думали, что в любом случае мы не сможем увидеть все это спокойно внутри, что, возможно, будет спешка из одной комнаты в другую, чтобы следующие могли быстро войти.Вместо этого мы прошли между цветочными клумбами, вокруг фонтанов, сделали несколько фотографий и вошли только в одну достопримечательность, представленную музеем. Не знаю, может, если бы мы раньше купили билет на основную экскурсию, нам бы сейчас не пришлось бы ничего платить?

    Охранник у входа в Соколиную башню

    Тем не менее, господин, охранявший высокую деревянную башню, взял с нас 10 хорватских юаней за человека. Как оказалось, мы оказались в Falcon Tower , высокой восьмиугольной деревянной сторожевой башне, построенной в первой половине 18 века .В помещении наверху содержалась ханская дичь (чаще всего соколы), которые в то время очень часто использовались для охоты. В башне было всего две комнаты, одна огромная на первом этаже, а другая под крышей. Мы быстро достигли дна, где были размещены различные экспонаты в виде красочных ковров и декоративных мантий обитателей дворца, и поднялись по лестнице вдоль стены. Если бы не бары, открывался бы прекрасный вид на весь дворец, Старый город и скалы, окружающие долину.Наверху не было абсолютно ничего, кроме пола и лестницы, которые привели нас сюда. Башня находится в углу Персидского двора - излюбленного места отдыха. Чан с семьей любили там гулять, отдыхал среди фонтанов и беседок. Я полагаю, что когда это пособие использовалось, оно было в гораздо лучшем состоянии, чем сегодня. Сейчас, к сожалению, немного заброшенный, очень сухой и грязный. Мы обвинили такое положение дел в отсутствии доступа к воде, хотя с другой стороны дворца рядом с дворцом протекает река, так что они могли как-то полить и сделать так, чтобы он выглядел хорошо.

    Вернулись к подъезду. Людей, конечно, не становилось меньше, приходили новые, желающие увидеть самые главные достопримечательности города. Одна из групп, целиком из Польши, приехала на автобусе. Суета была отличная, все куда-то пошли, а потом мы поняли, что нужно эвакуироваться. Мы видели все, что можно было увидеть без билета, поэтому бродить по дворцу больше не было смысла. Спустя более часа мы вернулись на главную улицу, быстро зашли в ближайший магазин за литром белого бахчисарайского вина (ох, как это было вкусно! И определенно стоило 37 гривен :-)) и пошли маршем по городу. .Пришлось найти магазин и запастись припасами на завтра, ведь нам предстояло долгое и утомительное путешествие в поисках новых приключений. В новой части Бахчисарая мы сделали покупки (в супермаркете нас доили 93 HRY!) И с бутылкой вина в руке вернулись в нашу палатку.

    Великая мечеть Хан-Джами

    Первый день выдался очень насыщенным. Мы увидели два самых важных места Бахчисараджа, прошли тысячи метров, залезли в разные странные дыры, пообщались с множеством людей и насладились солнечной аурой.Путешествие началось с толстой трубы, и мы надеялись, что ба! мы были уверены, что следующие дни будут не менее интересными и полными незабываемых впечатлений.

    .90,000 Свидетель событий прошлого - Дворец хана Нахчывана

    Нахчыван - один из древнейших центров мировой культуры. В результате исследований, проведенных в 2006 году, в Нахчыванской Автономной Республике было зарегистрировано 1162 памятника. Около 600 из них работают по всему миру и в разных странах. Одним из важных исторических памятников Нахчывана является Ханский дворец, являющийся свидетелем событий прошлого.

    Немного истории

    После падения Надир-шаха (одного из самых могущественных иранских правителей в истории) в 1747 году.В Азербайджане было двадцать ханств (политическое образование, управляемое ханом или чаганом). Каждый из них имеет свое место и роль в истории Азербайджана. Одним из них было Нахчыванское ханство. Первым ханством ханства был Гейдар-Кули-хан из племени Кенгерли, живший на этой территории примерно в IX веке. Дворец Нахчыванского хана был построен в 1760 году отцом Эхсан-хана-Калбали-хана Кангарли. Памятник возведен в стиле восточной архитектуры. С середины 18 века до начала 20 века.это резиденция нахчыванского хана. Ханский дворец привлекал внимание путешественников и дипломатов, находившихся в городе. Он упоминается в книгах, дневниках и воспоминаниях востоковедов, дипломатов и военных, побывавших в Нахдыване в 19 веке.

    Khan Palace Nakhchivan
    Ханский дворец Нахчыван
    Нахчыванская Автономная Республика, Азербайджан

    Структура здания

    Ханский дворец имеет роскошный интерьер: большой зал и потолок, покрытые изысканными орнаментами, привлекали иностранных гостей со всего мира.Помимо знаменитого зеркального зала, во дворце на третьем этаже есть две летние беседки - холлы, построенные параллельно комнатам в парадной части и ведущие по внутренней лестнице. На первом этаже были комнаты для министров и зал суда, на втором этаже справа и слева от первого входа - покои семьи Чан. Зеркальная комната находилась справа от второго входа и предназначалась для официальных приемов. Дворец нахчыванских ханов по композиции схож с ханскими дворцами Тебриза и Иревана, так как все они являются продуктами одной архитектурной школы.

    Дворец-музей

    Здание дворца начало функционировать как Нахчыванский государственный музей ковра в 1998 году. В 2010 году в здании был открыт Государственный историко-архитектурный музей «Ханский дворец». В музее девять выставочных залов. В музее около 2000 экспонатов, в том числе 236 экспонатов. Среди этих экспонатов архивные документы, фотографии, карты Нахчыванского ханства. На первом этаже есть мастерские, ферма и другие подсобные помещения.На втором этаже восемь выставочных залов, а на третьем - только один. В главном зале, где хранится коллекция, 40 экспонатов выставлены через пять окон со стеклянными колпаками и 16 настенных поддонов.

    Нахчыванский ханский дворец, являющийся свидетелем событий прошлого, перенесет вас в период ханства во время посещения этого волшебного места.

    Здравствуйте. Меня зовут Айдан, я из Азербайджана. Я люблю книги, спорт, музыку, искусство и путешествия. Вы влюбитесь в мою страну, просто прочитав мои рассказы!

    .

    Музей дворца короля Яна III в Виланове

    Крымское ханство было основано примерно в 1430 году после падения Великой Орды, а его существование было прекращено царицей Екатериной II в 1783 году. В это время татарским государством неизменно управляла одна династия, происходящая от Хаджи Гирея. Достоинство хана великанов было не наследственным, а выборным, но тем не менее трон всегда закреплялся за одним из представителей их семьи.

    Выборы хана производил курулай, т. Е. Община бейцев и крымских мирзов.Выборщики должны были учитывать волю турецкого султана, который с 1475 года утвердил избрание нового хана.

    Татарский правитель обладал двумя не слишком великими державами, которые, однако, узаконивали его власть. Чеканка монеты и упоминание своего имени во время пятничной молитвы в мечети было правом. Более того, он осуществлял суверенитет над всем государством. Фактически, власть хана ограничивалась его владениями. Не без значения были обычные права его вассалов и их клиентов, а также ограниченные возможности принуждения к повиновению татарских семей.На положение хана повлияло и то, что у него был небольшой доход, что позволяло ему содержать только тысячный отряд телохранителей. Ханская казна была полна военными трофеями, доходами от крымских салин, жалованьем и доходами от таможенных пошлин, а также подарками, присланными Москвой и Речью Посполитой. Лишь в небольшой степени его доход был получен от земных благ.

    Крымский правитель, теоретически независимый от кого бы то ни было, проводил политику, зависящую от Высокого порта и татарских сановников и вождей семей.Часто их интересы решали вопрос о мире и войне. Иначе и быть не могло, ведь во время войны хан находился в зависимости от вооруженных сил отдельных семей. Теоретически командование осуществлялось ханом или назначенным им сановником, но на самом деле члены семьи, принимавшие участие в битве, подчинялись вождям клана (бей). Не менее проблематичным было господство над кочевниками Ногами и горцами Черкесами. Зависимость последних в основном ограничивалась уплатой ежегодной дани и правом на рабов.Однако эти горцы часто восставали против ханской власти, отсюда и многочисленные, хотя и не всегда успешные, походы татар на Кавказ.

    Положение крымского правителя было не таким сильным и больше походило на роль польского короля, чем султана Турции. Хан находился в зависимости как от турецкого государя, так и от его последователей - вождей великих родов. Успехи и неудачи во многом зависели от личности и способностей самого хана, а также от умения балансировать между интересами отдельных семей и интересами государства.Так что хан был не восточным деспотом, а первым среди равных и символом единства Крымского ханства.

    .

    Смотрите также