Если ребенок боится спать один


Глава 13. Что делать, Если ребенок боится спать один?

Если ребенок боится спать один, то прежде чем предпринимать какие-либо действия для помощи вашему тревожному малышу, нужно разобраться в причинах возникновения этого страха.

Надо заметить, что не всегда детям приходилось спать в одиночку. Еще несколько десятилетий назад быт многих семей, особенно в сельской местности, не предполагал отдельной комнаты или отдельного спального места для каждого ребенка. Дети, выросшие из колыбельки, спали вместе с братьями и сестрами. В этом случае проблемой скорее была теснота, а не трудности преждевременного отделения и связанный с ними страх одиночества.

Ребенок, проснувшись ночью один, будет искать мать и стремиться оказаться рядом с ней, чтобы успокоиться и заснуть.

В трудные времена, связанные с переменами в жизни ребенка (адаптация к детскому саду, к школе, перемены в составе семьи) чувствительные дети ложатся в постель, окружив себя целой армией игрушечных защитников. Медвежата, зайчики и даже крошечные мышата – игрушечные друзья надежно охраняют ночной покой ребенка.

Проанализируйте свою семейную ситуацию, и очень даже может быть, что страх ребенка спать одному на самом деле окажется и совсем не страхом, а ширмой, за которой прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. Это может быть ревность к младшему брату или сестричке, потому что младенцу родители уделяют больше внимания. Вокруг малыша хлопочут, носят на ручках, могут подолгу укладывать спать. А ведь совсем недавно все было иначе – вечером внимание мамы доставалось единственному ребенку безраздельно. Лишившись привычной близости, старший ребенок обращается к такой завуалированной форме протеста против сложившейся ситуации, подсознательно пытаясь таким образом вернуть себе любовь мамы и папы.

В этом случае родителям важно перераспределить свои усилия, чтобы восполнить наметившийся дефицит. Ведь от того, что в семье появился младший брат или сестричка, первый ребенок становится старшим, но это не означает, что он автоматически становится взрослым. Он остается ребенком, а его потребность в близости с мамой и папой, в общении и поддержке лишь возрастает.

Следите за тем, чтобы ваше общение со старшим ребенком не ограничивалось раздачей поручений для помощи по уходу за младшим. Постарайтесь поддерживать сложившиеся до этого традиции чтения вечерней сказки или пение колыбельной на ночь.

Возможно, чувство ревности у ребенка может возникнуть при создании новой семьи, когда мама, до этого оказывавшая внимание только ребенку, в новой семейной ситуации вынуждена делить свое время и внимание между новым мужем и ребенком. Малыш может искренне не понимать, почему он, любимый ребенок, должен засыпать один в другой комнате, а совершенно незнакомый дядя спит с его мамой не только в одной комнате, но еще и в одной кровати. Ребенок начинает сражаться за возвращение утраченных позиций, в борьбе за «свое место под солнцем» придумывая различные уловки и причины для того, чтобы оказаться рядом с мамой.

В кабинете психолога:

Людмила (29 лет), сын Глеб (5 лет)

… Спать может только со мной. Устраивает скандалы, если я его начинаю уговаривать лечь в своей комнате. Я ему уже и красивый диванчик купила, но он отказывается на нем спать. Говорит, что в детской комнате ему страшно, что там живут разные привидения. А у меня новый муж, и он не одобряет поведения Глебушки. Говорит, что это я делаю его маменькиным сыночком…

В этой ситуации постарайтесь объяснить ребенку сложившуюся ситуацию и новые правила, которых теперь нужно придерживаться. Подберите варианты поощрения, вознаграждающие старания ребенка в соблюдении новых договоренностей, и регулярно поощряйте выполнение поставленных условий. Нужно следить за тем, чтобы в дневное время ребенок получал больше вашего внимания и любви. Ведь он особенно нуждается в ощущении безопасности в изменившейся семейной ситуации, когда его близость к матери и привычная возможность совместного сна ограничивается.

Постарайтесь наладить контакт между ребенком и вашим новым спутником жизни. Более тесные и дружеские отношения между вашими близкими людьми, ребенком и любимым человеком снимут напряжение и ревность, а страхи постепенно улетучатся из вашего дома.

Случаи, когда дети отказываются спать самостоятельно, встречаются и в школьном возрасте. Анализ семейной ситуации или жилищных условий может выявить скрытые причины такого поведения. Это может быть реакцией подростка на последствия пережитой стрессовой ситуации, например, развода родителей. Желание спать вместе с кем-то из близких может быть устойчивой привычкой, обусловленной стесненными условиями, проживанием семьи в однокомнатной квартире. Переезд и смена места жительства сами по себе являются мощным фактором стресса, как для взрослых, так и для детей. Даже если это событие долгожданное, радостное и условия жизни стали более комфортными. Меняется множество привычных отношений, многие из которых незримо поддерживали психологическое ощущение устойчивости и безопасности окружающего мира. Скорость, с которой дети адаптируются к новой обстановке, не одинакова, а стремление находиться рядом с родными в случае угрозы – основной способ снижения тревоги в семейных отношениях.

В кабинете психолога:

Диана (40 лет), дочь Дарина (10 лет)

… Дарина спит со мной. И никак не хочет спать отдельно. Раньше у нас была однокомнатная квартира, и мы спали на диване вместе. Но это были вынужденные условия. Сейчас у нас три комнаты. У нее есть своя комната, но она все равно не хочет спать сама…

Психолог: «Дарина, скажи, пожалуйста, многие ли из твоих знакомых девочек спят в одной кровати с мамой»

Дарина: «Я думаю, что все так спят».

Психолог: «А почему тебе не хочется спать на своей кровати в своей комнате?»

Дарина: «Я боюсь».

Психолог: «Чего?».

Дарина: «Ну, я не знаю, когда я сама, то мне кажется, что в темноте кто-то есть, кто-то смотрит на меня. Мне становится страшно. А когда я с мамой или бабушкой, то мне не страшно».

Страхи самостоятельного засыпания у детей дошкольного возраста очень распространены, могут наблюдаться даже в тех случаях, если семейная ситуация последнее время не менялась, никакие особые стрессовые ситуации не происходили.

Иногда для того, чтобы справиться с любопытными и активными детишками, родители сами запугивают малышей: «Не влезай, не ходи, а то придет бабайка и заберет тебя!» Некоторое время спустя детское воображение находит подтверждение родительским угрозам, и ребенок отказывается заходить в темную комнату, где бабайка наверняка подстерегает его за шкафом, в углу или под кроватью.

Занимательные сюжеты современных мультфильмов также дают богатую пищу детскому воображению и питают вечерние страхи. Необычные персонажи мультфильмов охотно переселяются с экранов в детские комнаты.

В кабинете психолога:

Инна (34 года), дочь Ника (5,5 лет)

… Наша проблема состоит в том, что Никуся все время засыпает только при свете и при включенной музыке. Она говорит, что боится темноты, потому что там летают привидения. Она даже в окно боится выглянуть, когда темно. Мне кажется, очень вредно спать со светом, тогда нервная система недостаточно отдыхает и расслабляется. Подскажите, что делать, всегда ли так будет?

Когда ребенок делится с вами своими переживаниями, доверяет вам свои спасения, не пытайтесь уговаривать его, убеждая в том, что бояться совершенно нечего. Старайтесь не выражать беспокойства и сохранять доброе и спокойное выражение лица.

Просите о том, чтобы ребенок рассказывал вам о своих переживаниях и мыслях, не перебивайте его и, сочувственно кивая головой, задавайте уточняющие вопросы. Приемы активного слушания являются мощным средством поддержки в данной ситуации.

Если ребенок хочет засыпать с ночником и музыкой – на здоровье. Зачастую мы, взрослые, снисходительны к собственным слабостям, но крайне критично относимся к слабостям ребенка. Конечно, спать при включенном свете вредно, однако каждый вечер испытывать стресс в борьбе за желательные условия засыпания для детской психики гораздо вреднее. Казалось бы, в обычном случае включенный свет и музыка активизируют и возбуждают, мешая засыпанию. Но если ребенок перевозбужден (например, длительным просмотром мультфильмов или дневными впечатлениями), привычная стимуляция в виде знакомой мелодии и свет ночника помогают успокоиться и расслабиться.

Поэтому, если ребенок боится оставаться ночью в темноте, многие психологи советуют оставлять включенным ночник. Чтобы вы не боялись, что это будет всегда, задайте себе один вопрос: «Много ли вы знаете взрослых, которые спят только при включенном свете?» Это все равно, что беспокоиться о том, что ребенок никогда не перестанет сосать соску.

В кабинете психолога:

Любовь (25 лет), сын Илья (4 года)

… Он очень чутко спит, вздрагивает во сне, часто просыпается ночью, плачет. Вечером, чтобы он заснул, я его присыпаю в его кроватке, иду к себе. Ночью он просыпается и переходит сонный на нашу кровать, ко мне под бочок, и досыпает до утра. Правильно ли это? Не будет ли это иметь последствия для его будущего? Мне все-таки кажется, что ребенок должен спать отдельно от родителей в своей кроватке.

Безусловно, хорошо, когда ребенок может спать отдельно от родителей. Однако тревожные дети в большинстве случаев приходят к родителям среди ночи, несмотря на категорические запреты и требования спать в детской комнате. Потребность в связи, близости, телесном подтверждении безопасности у них очень сильна. В этом случае не обязательно отправлять тревожного дошкольника спать в другую комнату. Можно устроить ребенку отдельное спальное место в одной комнате с родителями.

       

chudo-udo.info

Ребенок боится спать один. Как помочь ему преодолеть страх? • Архитектура Будущего

Почему за окном темнеет? Что происходит, когда мы засыпаем? Почему мне снятся сны? Могу ли я загадать, что мне приснится? Для ребёнка все, что связано с ночью и сном, окутано тайной и волшебством. Иногда добрым, а иногда и пугающим. И в силах взрослых помочь ребёнку справиться с переживаниями.

Чем младше ребёнок, тем более конкретными образами он мыслит.

Важно помнить, что дошкольники используют наглядно-образный тип мышления и ещё не способны мыслить абстрактно (символами). Это одна из причин того, что фантазия у малышей развита очень хорошо, весь их мир наполнен образами, многие из которых переходят из снов в реальную жизнь  и обратно.

В этом возрасте дети склонны  додумывать и усиливать  свои фантазии и страхи. Одним из самых ярких примеров такого фантазирования могут быть детские страшилки: кровавые руки, Пиковая дама, мертвец из зеркала… Все персонажи страшилок приходят ночью,  это время  становится «мостиком» между дневной  реальностью, когда  все ясно и  определено (пока еще родителями), и миром ночных фантазий, в котором происходит волшебство и существуют монстры.

Важно, чтобы родители учитывали возрастные особенности мышления детей и,  принимая их переживания всерьёз, создавали позитивный образ ночи, не внося дополнительных страхов и снижая те, что порождает фантазия ребенка.

Посмотрите вместе мультфильм (например, у студии Pixar есть прелестная короткометражка “День и ночь”), придумайте совместную сказку, расскажите подробный план, что будет вечером и ночью: где ребенок  будет спать, чем займутся родители, какой сон может присниться малышу…

К вечеру все люди обычно устают, дети тем более. Но, чем младше ребёнок, тем сложнее ему осознать свою усталость, что нередко приводит к излишнему возбуждению, что повышает  вероятность ночных страхов. Важно контролировать состояние малыша и вовремя  переключить его перед сном  на более спокойное занятие.

Учитывая особенности своего ребёнка, важно внимательно подходить к выбору вечерних активностей: чтение книжки, просмотр мультфильма, общение перед сном, — эти образы могут не только повлиять на процесс засыпания ребёнка, но и “прийти” к нему в снах.

Мы рекомендуем избегать “страшилок”, историй, сказок и мультфильмов, вызывающих сильные эмоции, особенно это касается тревожных и впечатлительных детей.

Лучше  сосредоточиться на добрых и приятных сюжетах,  возможно, хорошо знакомых ребёнку. Также важно заранее обсудить длительность чтения или просмотра мультфильма, количество глав или серий, чтобы окончание совместного занятия не  стало для ребёнка неприятным сюрпризом.

Главное правило договорённостей — они работают только в том случае, если мы их всегда соблюдаем.

Невозможно обойти вниманием тему и тему перехода ко сну в собственной кровати ребенка. В определенный момент должна произойти  сепарация ребенка – отделение его от  родителей, осознание себя отдельной личностью.

Процесс этот долгий и сложный. Первый  этап проходит примерно в 3 года, когда ребенок впервые заявляет о себе “Я”, “мое”, “мне”. В этот момент малыш начинает  ценить собственные вещи и даже ревностно их оберегать.

Также в это время ребёнок уже способен переносить отсутствие значимых для него взрослых без страха, что они не вернутся.

Разумеется, у ребёнка более раннего возраста тоже есть своё место для сна, однако именно к трём годам он способен спать в своей комнате и  не искать родителей сразу после пробуждения.

Отделение ребёнка — сложный и важный процесс не только для детей, но и для родителей.

Как вы сами реагируете на то, что ребёнок всеми силами стремится спать только с вами?  Готовы ли вы к его отделению? – вопросы, о которых стоит подумать пытливому и серьезному родителю. Если родитель готов «отпустить» ребенка, то как помочь ему “переехать” в свою кровать, комнату?

  • Привлекать ребёнка к оформлению спального места: вместе выбрать кровать, постельное белье, ночник. Это место должно нравиться ребенку, важно, чтобы он считал его  “своим”.
  • Вместе придумать ежевечерние ритуалы: сбор “спальных” игрушек, чтение или разговор перед сном, включение любимого ночника или лампы. Это поможет снизить тревогу,  добавив в засыпание регулярность, размеренность и порядок.
  • Находиться с ребёнком, пока он не заснёт, чтобы ему не казалось, что родители его резко бросили.

Если ребёнок проснулся ночью, чего-то испугавшись, его естественная реакция — найти родителей, ожидая от них защиты.

Родители в мире ребёнка отвечают за безопасность, поэтому потребность в них увеличивается в момент стресса.

Но иногда дети могут таким образом привлекать внимание, добиваться своего: хочется спать с родителями, а не у себя в комнате; хочется, чтобы пожалели, приласкали… Чтобы правильно реагировать в конкретной ситуации, важно понимать  истинные потребности ребёнка, приводящие к тому или иному поведению.

Показателем реального страха является, прежде всего, сложность в переключении на другие темы, концентрация  на источнике беспокойства. В ситуации  привлечении внимания сюжеты, герои, даже сами страхи  будут меняться.

И если в случае реального страха нужно разбираться с тем, почему этот образ пугает ребёнка, то в случае запроса на внимание стоит задуматься о том,  как лучше организовать общение с ним в дневное время.

Детей младшего школьного возраста (8-9 лет) и старше можно и нужно учить способам самопомощи, которые они могут использовать сами, не привлекая родителей: восстановить спокойное дыхание, найти любимую игрушку, досчитать до 10 и т.д.

Важно предложить  несколько способов, которые ребёнок мог бы комбинировать и пробовать, и только в случае неудачи шёл бы будить родителей. Это не только позволит развить самостоятельность и научить ребёнка справляться со страхом в ситуациях, когда родителей нет рядом (в лагере, в гостях у родных), но и поможет взрослым  понять, действительно ребёнок боится или пытается привлечь внимание.

И, наконец, важно знать  самому и  объяснить ребёнку, что страх — естественное переживание для любого человека в любом возрасте, и сами родители  тоже не исключение. Признание страха — это не только шаг к его преодолению, но и возможность  справиться с ним, а родители всегда в этом станут поддержкой и защитой.

Автор статьи — Александр  Есипович

дошкольникичто делатьстрахидетские страхи

www.ourfuture.ru

Ребенок боится спать один

Просмотров: 391

Сентябрь 25, 2017 - Комментариев нет

Каждый день я возвращалась из школы ровно в пять после продленки. Бабушка уже поджидала меня с чайком и чем-то сладеньким. Любила я эти наши посиделки: я о школе рассказывала, а она о домашних новостях. Однажды она рассказала о том, что у соседей ребенок боится спать один: девочка Таня плачет и капризничает.

Обычно меня не очень занимали чужие новости. Интереснее было, когда бабушка погружалась в увлекательные воспоминания. Но на этот раз я насторожилась, потому что, хотя я не боялась спать одна, но у меня с ночью тоже были особые отношения.

Отчего ребенок боится спать один

И до сих пор, хотя я давно выросла и у меня уже свои дети, я по-прежнему в особых отношениях с ночью. А что касается моей соседки Тани — она все так же боится спать одна. Она не вышла замуж. Работает учительницей русского языка и литературы. Очень любит детей.

И вот только недавно, проходя тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана, я поняла, как сказывается то, что происходило с нами в детстве, на всей нашей последующей жизни! И то, что наши дети вдруг тоже начинают бояться спать одни, может послужить тревожным звонком для нас, сегодняшних родителей.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает наши психические особенности, опираясь на восемь векторов.

Бабуля моя была очень артистична. Она рассказывала о жизни в деревне в ролях, и я представляла всех ее односельчан очень зримо! Еще она с наслаждением читала Библию и часто над ней плакала. Ведь она была обладательницей зрительного вектора. Зрительные люди очень эмоциональны, душевны. В развитом состоянии они несут культуру во общество. Среди них много актеров, художников и других деятелей культуры и искусства.

В силу своей сострадательности они могут также стать сестрами милосердия, врачами. При условии развитости, конечно. А вот если этого не случилось и к тому же нет адекватной реализации в обществе или в ближайшем окружении, такие люди страдают от невозможности проявлять свою огромную эмоциональную амплитуду по назначению. Тогда они могут «добирать эмоции» через рассказывание страшных историй. При этом, когда общаются с ребенком, часто не отдают себе отчет, что наносят ему психическую травму. Не понимают, что ребенок не может спокойно спать из-за страхов.

Моя бабушка рассказывала мне не только добрые истории, но часто и страшные рассказы. Это не были страшилки типа детских: «в одном черном-черном доме жил черный-черный человек». Их я не очень-то боялась. Бабушкины же истории были самыми что ни на есть настоящими историями и содержали криминальные происшествия с маленькими детьми. Она описывала смерть очень образно и эмоционально. Потому что ужасно ее боялась. Страх смерти в зрительном векторе врожденный. Если этот внутренний страх за себя не выносится наружу через сопереживание к другим, человек может так и оставаться всю жизнь в состоянии страха.

И бабушка, часто не находя другого применения своим врожденным свойствам, подробно описывала мне случаи из криминальной хроники. Возможно, она думала, что если ребенок будет сильно бояться, то станет вести себя осторожно, и с ним не случится никакой беды.

На самом деле здесь и крылась причина того, почему ребенок боится, из-за чего не может спать один. Она заключается в страхе. И боится ребенок в тех случаях, когда взрослые, несущие ответственность за него, не могут обеспечить ему ощущение защищенности и безопасности.

Какой ребенок боится спать один в комнате

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, какой именно ребенок чаще всего не может спать один.

Речь идет об эмоциональном ребенке с богатым воображением. То есть о малыше со зрительным вектором.

Его сияющие глаза широко распахнуты миру — навстречу всему, что вызывает в нем восхищение. Такой ребенок получает наслаждение от жизни прежде всего зрительно. Лучик утреннего солнца или лунная дорожка, блики на листьях или солнечный зайчик способны вызвать у него ощущение радости, буквально физически разливающейся от глаз по всему телу. Но есть и еще одна особенность у такого ребенка: он всего боится! И часто плачет. Страхи бывают особенно сильно проявлены в кожно-зрительной связке векторов.

Многие родители удивятся, узнав о том, что, рассказывая страшные сказки на ночь, они на самом деле очень пугают своих и без того от природы всего боящихся детей. Как часто мы слышим о том, что чей-то ребенок боится и не может спать один! Если это происходит со взрослым человеком, например, после тяжелой психической травмы, то он ищет помощи у специалистов. И мы воспринимаем это адекватно. Но когда наш ребенок вдруг начинает бояться спать один, мы на это смотрим несколько иначе.

Мы объясняем все происходящее с ним множеством придуманных причин. Самоуспокаиваемся тем, что ребенок якобы перестанет бояться сам собой, как говорится — перерастет. В качестве компенсации покупаем очередную мягкую игрушку, которую укладываем рядом с малышом на ночь. Читаем перед сном лишнюю сказку: про людоеда, про волка, съевшего сразу и внучку, и бабушку. Чем страшнее, тем интереснее кажутся нам сказки. То есть «лечим» его тем, что его калечит.

Я боюсь! О звуковом и зрительном насилии над детьми

Также большую ошибку мы совершаем, когда в присутствии детей смотрим и комментируем криминальные истории, новости о катастрофах и актах насилия. И не задумываемся над тем, что наш ребенок боится подобной информации. Нам кажется таким естественным, что дети слушают и смотрят то же, что и мы. Нам не страшно от того, что наш ребенок боится.

Он читает, рисует, играет на фоне телевизора, где мелькают кадры насилия, ругани, стрельбы. Мы не понимаем того, что, допуская эти темы к зрительному ребенку, мы стимулируем его к «раскачиванию» негативных эмоций.

Вот малыш уже подрос, и теперь он сам включает телевизор, играет на компьютере, просматривает клипы. Что он ищет? Часто те же раздражители, которые только и способны вызвать у него удовольствие, благодаря закрепившейся схеме получения эмоций через «раскачки» в страхах.

Кажется, что он не боится пугающей инфромации, а ищет ее. Смотрит сцены насилия или слушает какофонию страшных звуков в фильмах ужасов. При этом внешне все, казалось бы, выглядит благополучно. За исключением ночных кошмаров, пробуждений, криков и плача ребенка. И проблемы, с которой мы так и остались: нам по-прежнему непонятно, что делать, если ребенок боится спать один!

Мы так и не догадываемся, что через этот страх — остаться одному в комнате на ночь — психика ребенка, его скрытое бессознательное, сигнализирует нам о глубокой травме.

И то, что простительно малограмотной, выросшей в деревне, пережившей голод и войну простой женщине-крестьянке, никак не простительно нам, современным родителям! Страшные истории моей незабвенной бабушки ничто в сравнении со шквалом негативизма и ужастиков, которые мы обрушиваем сегодня на своих детей.

Мы растим из наших обожаемых малышей не только невротиков, как это бывает для ребенка со зрительным вектором. Мы неосознанно можем воспитать вандалов, разрушителей будущего нашего общества из детей с другими векторами.

Если вашего ребенка преследуют ночные страхи, если вы почувствовали, что многое в этой статье находит отклик в вашей душе, приходите на бесплатный онлайн-тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Результаты слушателей тренинга по избавлению от детских страхов, по отношениям с детьми и многие другие можно увидеть по ссылке:

Один из них читайте ниже:

«…Моей дочери 10 лет и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, ночью спать только при свете, я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

В конце марта в моей жизни случилась революция… Я получила приглашение на бесплатный тренинг, не могла оторваться от рассказа Юрия, а потом часами застревала на Портале и читала статьи в библиотеке, так как находила ответы на многие вопросы и, главное, поняла про свою дочурку.

Так не бывает, это не правда, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мою усталость как рукой сняло, и это все Благодаря Тренингу по СВП Ю.Бурлана…»

Аида Б., учитель специального образования, Ришон-ле-Цион

Узнать больше вы можете, зарегистрировавшись на бесплатные онлайн-лекции.

Автор Мария Качарава

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

 

myvektor.ru

Что делать, если ребенок боится спать один

В жизни родителя наступает момент отказа от совместного сна с ребенком. Какая бы связь не была между мамой и малышом, их ритмы и режимы не могут быть одинаковыми. Ребенок растет и осознает себя, как личность. Совместный сон не даст ему чувствовать себя полноценно, усугубит зависимость от мамы в том возрасте, когда она уже не так нужна.

Считается, что оптимальным временем для приучения ребенка к автономному сну является возраст трех лет. Малыш вступает в фазу активной социализации, ему предстоит начать общение с другими детьми и воспитателями, начать выстраивать отношения с людьми без вашего участия.

Однако, многие родители сталкиваются с тем, что ребенок панически боится спать в своей комнате в одиночестве.

Прежде всего необходимо разобраться с первопричиной страха, проанализировать ситуацию, а после решить, что делать, если ребенок боится спать один.

Источники страха ребенка

  • Запугивание. Взрослые любят припугнуть капризного ребенка «бабайкой», бабой-ягой и другими несуществующими персонажами, добавив, что приходят эти существа из темноты или ночью. Психологи не рекомендуют запугивать чадо. Он воспринимает это, как правду и, благодаря яркой фантазии, трансформирует в голове самые примитивные образы во что-то устрашающее.
  • Мультфильмы и взрослые передачи перед сном. В голове самого маленького ребенка на подсознательном уровне откладывается агрессия, исходящая от персонажей, крики и споры взрослых людей, атмосфера, исходящая от трагических новостей и прочее. Перед сном не давайте малышу смотреть серьезные передачи, сомнительные мультфильмы с преобладанием красного, фиолетового и желтого цветов, ярких вспышек и неправдоподобных, слишком высоких голосов.
  • Нехватка общения. Казалось бы, мама рядом. Сидит в кресле, читая книгу, крутится на кухне, грея молоко. Но по факту, она занята. Конечно, во благо ребенка, но это проходит мимо. С возрастом становится мало просто эмоциональной безмолвной связи. Круг общения все больше расширяется, и связь с мамой необходимо усиливать привычным общением, легкими разговорами. Расспрашивайте его о прожитом дне, даже если целиком провели его вместе, не выпуская малыша из виду.
  • Богатая фантазия. Дети в возрасте до семи лет склонны фантазировать, преувеличивать, создавать на пустом месте невообразимые ситуации. Это скорее положительная причина боязни, поэтому искоренять ее не стоит, лучше перевести в иное русло.

Как не стоит решать проблему

Разобраться, почему ребенок боится спать один, не значит, решить проблему. Даже докопавшись до сути, некоторые родители совершают ошибки в исправлении ситуации.

Чтобы не усугублять ситуацию:

  • Не разубеждайте ребенка в отсутствии опасности или страха. Особенно это касается дошкольников, они скорее потеряют к вам доверие.
  • Не идите на поводу. Не позволяйте ребенку спать в вашей кровати, стойко выдерживайте его умоляющий взгляд, глаза, наполненные слезами, и протянутые ручки. Если у ребенка получится добиться желаемого сейчас с помощью шантажа, этот метод он будет использовать и дальше.
  • Не ставьте ребенку в пример смелых сверстников. Иногда, причины страха кроются в чрезмерной фантазии или нерастраченной энергии. Не упрекайте ребенка в трусливости, не используйте в качестве аргумента возраст, в частности, забудьте о фразе «ты уже взрослый!»

Как отучить ребенка бояться спать в одиночестве

  1. Играйте в прятки. Чем больше ребенок изучит в доме потайных мест, тем больше будет осознавать, что они не представляют опасности. Едва ли в детском шкафу поместится огромное чудище. Хвалите ребенка за смелость, если он решит спрятаться под кровать или заглянуть в кладовую.
  2. Не выключайте свет, создавая кромешную темноту. Иногда даже у взрослых людей начинается паника от того, что невозможно найти точку опоры для зрения. Нестабильная, формирующаяся детская нервная система подвержена паническим атакам еще больше. Звук, шорох или неясное очертание предмета, способны заставить фантазию работать не в том направлении.
  3. Посмотрите страху в лицо. Не можете побороть чудище морально, уничтожьте физически. Шкафы жечь не надо, достаточно нарисовать чудище на бумаге и сжечь рисунок, сопровождая возгласами: «Уходи, чудище!»
  4. Станьте рыцарем! Если ребенок жалуется на присутствие в комнате пресловутой бабайки, поспешите ему на помощь. Изобразите в темном углу настоящую битву, машите руками, пригрозите воображаемому врагу. Выйдите взлохмаченная и тяжело дышащая с видом победительницы. После таких баталий малышу точно нечего будет боятся!
  5. Пишите с ребенком сказки, используя существ, которых он опасается. Меняйте сюжет по своему усмотрению, руководите персонажами, заставляйте их делать то, что приходит в голову. Когда ребенок поймет, что имеет власть над источником страха, он перестанет воспринимать его, как опасное, неведомое существо, возможно, даже преобразует в кого-то доброго, защищающего, а не нападающего. Такой метод избавления от страха подходит для малыша, отличающегося богатым воображением. Дошкольника это подготовит к школе, поможет стать отличным рассказчиком и душой компании. Совместное творчество сближает мать и дитя, выравнивает эмоциональный фон обоих и помогает растратить оставшуюся энергию.
  6. Избавьте комнату от кричащих агрессивных цветов. Разместите кровать так, чтобы ребенку было видно всю комнату. Установите источники света в затемненных зонах. Лучше это сделать с помощью легкой подсветки, которая не потребляет много электричества и не давит на глаза, создавая сонную атмосферу за счет равномерно рассеивающего света.
  7. Терапевтическое лечение из-за глубоких неврологических проблем, которые способен решить только доктор, прописав терапию, успокаивающие препараты, массаж.

Не забывайте, что только вы решаете, как помочь ребенку перестать бояться спать одному. Одинаковых ситуаций нет, каждая семья живет своими установками и правилами. Но соблюдая некоторые рекомендации, общие для всех, вы увеличиваете шансы ребенка вырасти здоровым и смелым, благодарным за детство, умеющим решать проблемы и преодолевать страхи, посильнее воображаемого чудовища.

womplanet.ru


Смотрите также