Когда нормализуется сон у ребенка


Детский сон: врач-сомнолог о типичных расстройствах сна у ребенка

Почему не спит малыш?

«Спит как младенец» - фраза, отражающая наши преставления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако все ли родители маленьких детей согласятся с таким утверждением? Отвечать на этот вопрос предстоит специалистам, работа которых связана с изучением и лечением детского сна – врачам-сомнологам.

Михаил ПолуэктовВрач-сомнолог, доцент курса сомнологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, канд. мед. наук

Сомнология – новая область медицинской науки, появившаяся в середине XX века. Она изучает состояние человека во время сна. Столь юный возраст данной науки связан с тем, что только в прошлом веке ученые научились регистрировать процессы, происходящие в организме человека во сне. Для этого используется метод полисомнографии, включающий регистрацию биопотенциалов мозга, мышечной активности и ряда других показателей, опираясь на которые специалист может определить, в какой стадии сна находится человек, и что в это время с ним происходит. Благодаря полисомнографии удалось выделить различные стадии сна: дремота (1 стадия), неглубокий сон (2 стадия), глубокий сон (3 и 4 стадии) и сон со сновидениями (фаза быстрого сна). С внедрением этого метода были проведены тысячи исследований для определения нормативных показателей сна взрослых и детей. Особое внимание уделялось изучению роли, сна в жизни человека. В результате было показано, что сон является не пассивным, а активным состоянием, во время которого происходят важные физические и психические процессы: растут и делятся клетки, удаляются из организма токсины, перерабатывается и складируется в памяти полученная за день информация. Проведены исследования и того, как изменяются характеристики сна по мере взросления человека.

Сон ребенка

Новорожденный младенец спит 18 часов в сутки, отвлекаясь от этого сладкого состояния только для того, чтобы поесть. При этом его сон наполовину состоит из так называемой активной фазы, которая у взрослых ассоциирована с просмотром сновидений (у маленьких детей доказать наличие сновиденческой активности не представляется возможным). В процессе дальнейшего развития доля активной фазы сна неуклонно уменьшается у взрослых она занимает только 20% общего времени сна. Общая продолжительность сна у грудных детей уменьшается до 14 часов к полугоду и 13 – к году жизни. Путать «день с ночью» малыш обычно перестает к 1,5 месячному возрасту – в это время у него появляется период бодрствования, привязанный к дневному времени. У ребенка активно идет созревание мозговых структур, отвечающих за работу внутренних часов, реагирующих на изменение уровня освещенности. А родители своим поведением должны подчеркивать разницу между дневным и ночным временем суток (ночью – низкий уровень освещения, тихий голос, минимальное взаимодействие с ребенком; днем – все наоборот). К возрасту 3 месяцев уже 70% детей спят непрерывно от вечернего до утреннего кормления, а в год эта цифра достигает уже 90%. Происходит и постепенный переход от многоразового дневного сна к 2-х разовому в 1 год и к 1-разовому – к возрасту 2 года.

Что представляют собой нарушения сна у детей грудного и раннего возраста (до 3-х лет) и как часто они встречаются? Прежде чем давать ответ на этот вопрос, следует коснуться нормальных феноменов, возникающих во время сна у детей. Наиболее частым поводом для беспокойства родителей ночью является плач или «похныкивание» ребенка во сне. Являются ли эти звуки сигналом тревоги, и следует ли немедленно подходить и успокаивать малыша? Врачи считают, что звуки во время сна являются вариантом нормы – это называется «физиологический ночной плач». Предполагают, что таким образом находят выход дневные эмоции и впечатления малыша, вероятно, во время фазы сна со сновидениями. Кроме этого, физиологический плач несет «сканирующую» функцию: ребенок проверяет наличие родителей и возможность получить продержку и успокоение. Не получив подтверждения, он просыпается и плачет уже по-настоящему. Однако немедленное реагирование даже на негромкие ночные звуки со стороны ребенка может принести к ненужным сложностям. Малыш не получает возможности научиться справляться со своим ночным одиночеством самостоятельно, самоуспокаиваться, соответственно и в дальнейшем он каждую ночь будет требовать внимания родителей. Способность самоуспокоения в возрасте 1 года развивается уже у 60-70% детей. Другим поводом для беспокойства родителей являются ночные пробуждения малыша, во время которых требуется участие взрослых. Пробуждение ночью является нормальным элементом сна, оно происходит при воздействии каких-либо стимулов во время пребывания в определенных стадиях сна (дремота или сон со сновидениями). Поскольку эти стадии сменяются с определенной периодичностью, называемой циклами сна (у грудных детей это 50-60 мин.), то и возможности для пробуждения возникают несколько раз за ночь. Дети в возрасте 1 года пробуждаются в среднем 1-2 раза за ночь, затем, в большинстве случаев, тут же засыпают. При повышенном внимании со стороны родителей, неумении самоуспокаиваться эти изначально естественные пробуждения перерастают в расстройства сна. Часто родители обращаются к врачу по поводу вздрагиваний ребенка во сне (при этом назначаются разнообразные обследования, не выявляющие никакой патологии). В настоящее время установлено, что вздрагивания при засыпании и во время поверхностных стадий сна являются естественным феноменом, связанным с изменением нервной возбудимости в переходных функциональных состояниях (от бодрствования ко сну и между стадиями сна), их называют «гипническими миоклониями». У маленьких детей этот феномен может проявляться ярко в связи с тем, что тормозные механизмы нервной системы недостаточно сформированы, в дальнейшем выраженность вздрагиваний будет уменьшаться.

Типичные расстройства сна у ребенка

Теперь познакомимся с наиболее часто встречающимися расстройствами сна у детей грудного и раннего возраста. Распространенность нарушений сна в этом возрастном периоде по научным данным составляет 15% - в каждой шестой семье малыш плохо спит.

Чаще всего наблюдаются инсомнии - трудности засыпания и/или поддержания непрерывного сна ребенка в течение ночи. Врачи разделяют инсомнии на первичные, где расстройство сна является основной проблемой и развивается само по себе, и вторичные – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо других заболеваний, чаще неврологических, так как функцию сна организует именно нервная система.

Например, в отечественной детской неврологической практике у детей первого года жизни при обнаружении нарушений нервной регуляции (изменение мышечного тонуса, повышенная возбудимость) часто ставится диагноз «перинатальное поражение нервной системы», соответственно, наиболее часто нарушения сна у этих детей связывают именно с патологией нервной системы.

В практике американских педиатров, такой диагноз ставится в десятки раз реже, соответственно, и нарушения сна, возникающие в этом возрасте, рассматриваются не как вторичные, из-за патологии нервной системы, а как первичные, чаще всего обусловленные неправильным установлением режима сна ребенка.

Далее в этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные расстройства сна, касающиеся именно первичных инсомний, не связанные с патологией нервной системы.

Если говорить о первичных нарушениях сна детей грудного и раннего возраста, то к наиболее распространенным формам относятся поведенческая инсомния и расстройство пищевого поведения, связанное со сном. Как это видно из названия, проблема поведенческой инсомнии кроется в неправильной организации поведения ребенка и родителей в период, связанный со сном. Наиболее часто это связано с нарушением ассоциаций засыпания. Как это выглядит на практике? Ребенок часто просыпается ночью, плачет и не успокаивается до тех пор, пока его не возьмут на руки и не покачают.

Другим вариантом является невозможность засыпать вечером самостоятельно – требуется обязательное присутствие взрослых в период засыпания, который может затягиваться на несколько часов. Причиной развития таких нарушений является формирование неправильных ассоциаций засыпания – условий внешней среды, при которых ребенок чувствует себя комфортно, успокаивается и погружается в сон. Если с первых месяцев жизни он привыкает дремать на руках, при укачивании, соответственно, и в дальнейшем малыш будет «отстаивать» свое право на такую организацию сна – ведь иного он не знает. Поэтому следует создавать условия для формирования «правильных» ассоциаций засыпания. Этому способствует соблюдение одного и того же ритуала укладывания[1]: купание, кормление, небольшой период пребывания взрослого у кроватки ребенка и оставление его одного. В настоящее время в связи с появлением многочисленных приспособления для наблюдения (радионяни, видеокамеры) родители могут знать, что происходит в детской спальне и не заходить туда лишний раз.

К неправильным ассоциациям засыпания относятся: засыпание на руках у взрослых, в родительской постели, при укачивании, при перебирании волос, во время кормления с бутылочкой во рту, с пальцем во рту и т.д. Почему к неправильным? Потому что, проснувшись ночью, малыш будет криком требовать создать те условия, в которых его научили засыпать.

Интересно, что, строго говоря, нарушение ассоциаций засыпания не является расстройством сна у ребенка, так как при своевременном подходе количество и качество его сна не нарушается, однако для родителей такое поведение превращается в еженочный кошмар, который может продолжаться до 3-х летнего возраста.

К правильным ассоциациям засыпания, помогающим ребенку уснуть, относится так называемый «предметный посредник». Это некая вещь, которая находится рядом в постели ребенка во время сна. Для грудничков это может быть пеленка, сохраняющая запах матери, ее молока, а для детей постарше – любимая игрушка. Эти предметы помогают ощутить связь с родителями, успокоиться во время ночных пробуждений малыша в одиночестве.

Лечение нарушений ассоциаций засыпания сводится к замене «неправильных» ассоциаций «правильными». Необходимо приучать ребенка засыпать в своей кроватке, с минимальным участием взрослых. В ночное время следует не торопиться бежать к нему, а своим поведением подчеркивать разницу между ночным и дневным временем: свести к минимуму общение с ребенком во время подходов к кроватке. Что делать, если неправильные ассоциации уже закрепились, ведь изменение условий сна будет вызывать активный протест со стороны малыша? В ходе исследований показано, что изменение условий сна не является «запредельным» стрессом для ребенка (скорее для других членов семьи) и через какое-то время, чаще около недели, он смиряется со вновь установленным режимом.

Для того, чтобы облегчить переход к новым правилам, используются легкие успокаивающие средства на основе валерианы и пустырника. В сложных случаях требуется помощь врача. Существуют специальные методики поведенческой терапии расстройств сна, которые содержат конкретный план действий по изменению ассоциаций засыпания. Например, одна из них, метод «проверки и выдержки» рекомендует, если ребенок проснулся, подходить на его зов, проверять, все ли в порядке, ждать, когда малыш снова уснет затем уходить и не возвращаться до следующего пробуждения (т.е., сколько раз за ночь ребенок проснулся, столько и подходить).

К другой разновидности поведенческой инсомнии детского возраста относится расстройство установок сна. Эта проблема детей более старшего возраста, после года, которые уже могут вылезать из кроватки и устно высказывать свое недовольство. Проявляется это нарушение сна тем, что ребенок отказывается ложиться в установленный срок, придумывает различные поводы, чтобы оттянуть время похода в постель или устраивает истерики. Будучи уже в постели, он не смиряется с навязанным режимом и начинаются бесконечные «походы» в туалет, просьбы дать попить, поесть, посидеть рядом и т.д. Общение с родителями, таким образом, продлевается на 1-2 часа, после чего малыш засыпает.

Другой формой нарушения установок сна являются ночные приходы в постель к родителям. В данном случае не выполняется установка на сон в определенном месте. Конечно, большинству детей значительно комфортнее и слаще спать под материнским или отцовским боком. Качество сна самого ребенка при этом не страдает, чего нельзя сказать о родителях. Часто неправильные ассоциации засыпания и установки сна сочетаются. Например, малыш привыкает засыпать в родительской постели, затем, просыпаясь ночью в своей кроватке, хочет восстановить «статус кво» и отправляется в родительскую комнату.

В лечении этого вида расстройств сна главным является достижение внутреннего согласия ребенка с «навязываемым» ему режимом. Это достигается, во-первых, неуклонным соблюдением ритуала укладывания и места для сна. Ведь часто бывает, что у родителей ребенок живет по одному распорядку, а у любящих бабушек – по другому. У годовалого ребенка еще нет понимания времени, соответственно, нужно сделать так, чтобы ритуал укладывания содержал понятные ему временные ориентиры, подсознательно подготавливающие его к моменту расставания. Чаще всего это определение числа читаемых сказок (одна или две). Следует попытаться достичь с малышом и формальной договоренности, предложив ему укладываться на полчаса позже, но взамен не требовать потом внимания родителей. Можно подкрепить эту договоренность обещанием неких благ в будущем при соблюдении этих договоренностей (это срабатывает лишь у более старших детей).

Существуют способы поведенческой терапии, призванные облегчить переход к новому распорядку, например, методика «позитивного ритуала», когда вначале ребенку позволяют укладываться спать, когда он сам хочет, а затем незаметно для него сдвигают время укладывания на 5-10 минут раньше предупреждая, таким образом, протестное поведение. Успокаивающие средства, как и в предыдущем случае, имеет смысл применять только на время изменения стереотипа сна, снижая болезненность этого периода для малыша и домашних.

К другой форме нарушений сна относится расстройство пищевого поведения, связанное со сном, когда для того, чтобы уснуть во время ночных пробуждений, малышу требуется поесть или попить. Количество потребляемой таким образом жидкости или пищи может доходить до одного литра за ночь! Проблема эта зачастую развивается, когда родители идут на поводу собственной лени и, вместо того, чтобы организовать сон ребенка так, чтобы у него вырабатывались правильные ассоциации засыпания, они предпочитают на каждое проявление его ночного плача или беспокойства предлагать бутылочку с питанием. Достаточно быстро это входит в непременный атрибут хорошего засыпания для ребенка, неудивительно, что затем и в возрасте одного и даже двух лет дети просыпаются ночью и требуют поесть.

В настоящее время считается, что после 6-ти месячного возраста желудок ребенка вмещает достаточно пищи, чтобы обходиться без дополнительного питания в течение ночи. Если нет проблем с набором веса, никаких показаний к сохранению ночных кормлений в этом возрасте уже нет. Вред от пренебрежения этим правилом очевиден: получая молочное питание в течение ночи, ребенок подвергается риску развития кариеса, в горизонтальном положении возможен заброс молока из носоглотки через евстахиеву трубу (канал, соединяющий ухо и носоглотку) во внутреннее ухо, приводящий к его воспалению. Ночные кормления нарушают гормональные циклы организма, так как в норме пищеварительная система должна отдыхать с вечера до утра. Еще раз повторим, что потребность в ночном питании с полугода отсутствует, и ночные пробуждения малыша с требованием еды являются либо «заученными», когда еда выступает главным регулятором сна и бодрствования (как у новорожденных), либо разновидностью неправильных ассоциаций засыпания, при которых важно не количество пищи или жидкости, а сам факт сосания бутылочки (груди), имитирующий условия вечернего засыпания.

Важным шагом в лечении расстройства пищевого поведения, связанного со сном, является разнесение по времени моментов кормления и укладывания в постель (не менее чем на 30 минут). Кормление следует проводить не в постели, если ребенок-искусственник и уже может сидеть (примерно в 7-8 месяцев), при этом лучше использовать не бутылочку, а чашку или поильник. После приучения ребенка к новым условиям вечернего приема пищи можно приступить к уменьшению количества даваемого ночью питания, а затем просто «потерять» бутылочку или не предлагать грудь.

Где же место для лекарств, улучшающих сон детей грудного и раннего возраста? В проведенных исследованиях было доказано, что методы поведенческой терапии – изменение режима и условий сна, не менее эффективно улучшают сон, чем лекарственные препараты. При этом действие лекарств в отношении сна прекращается почти сразу по окончанию лечения, в то время как плоды нормализации режима сна семья продолжает пожинать и в дальнейшем. В случае вторичных нарушений сна (т.е., развившихся на фоне других заболеваний), необходима коррекция патологии, которая стала первопричиной проблемы, и, на это время, возможно назначение успокаивающих средств вплоть до снотворных. Однако даже в этом случае более важными являются мероприятия нормализации режима сна и поведенческой терапии.

Существенная роль в организации правильного режима сна и бодрствования грудного ребенка принадлежит участковым педиатрам и патронажным медсестрам. С первых дней жизни ребенка именно они общаются с родителями и могут дать правильный совет. Если же у малыша развиваются стойкие нарушения сна, с которыми родители и педиатры не могут справиться, то помощь могут оказать более квалифицированные в этом отношении специалисты: невролог и (в идеале) детский врач-сомнолог.

В некоторых поликлиниках уже ведут прием специалисты по детскому сну. К ним можно обращаться, так сказать, напрямую или по направлению от других врачей. Сомнолог определит, нарушены ли нормальные показатели сна у ребенка, предложит методы лечения, сочетающие подходы различных специальностей (неврология, психотерапия, физиотерапия). При необходимости более полной оценки структуры сна ребенка будет назначено полисомнографическое исследование. Его можно проводить детям любого возраста, как в условиях стационара, так и на дому, в привычной обстановке.

Обычно полисомнография проводится в течение одной ночи. Вечером ребенок с родителями приезжает в лабораторию сна, медсестра накладывает на тело и голову специальные датчики, которые не ограничивают движения и не мешают сну, малыш спит, а на компьютер записывается необходимая информация. Родители обычно остаются спать в той же комнате, где идет исследование. Наутро датчики снимают, врач просматривает результаты записи и определяет дальнейшую тактику. Использование этого специального метода оценки сна значительно повышает эффективность лечения. Однако, поскольку диагностические и лечебные мероприятия не покрываются средствами обязательного медицинского страхования, консультации сомнолога и полисомнографические исследования пока остаются платными услугами.

ссылка на материал ссылка

baby-secret-net.livejournal.com

❶ Как нормализовать сон ребенка

Инструкция

Дети должны привыкнуть спать не только в тишине, но и в умеренном шуме. Приучайте ребенка не просыпаться от неожиданных звуков. Когда это произойдет, вы спокойно сможете принимать гостей в соседней комнате и смотреть телевизор. Выделите ребенку отдельную комнату, чтобы он не боялся спать без родителей. Лучше это сделать в раннем возрасте, так как чем старше, тем труднее перевести ребенка в отдельную комнату. Если ребенок боится темноты, убедите его, что она не опасна. Будьте ласковы, выслушайте его, докажите ему, что нечего бояться. Процедура отхода ко сну должна быть приятной и мирной. Готовьте ребенка ко сну весело, а не повторяйте ему постоянно, что нужно срочно ложиться спать. Не допускайте спора в семье, пора или не пора ко сну. Ведите ребенка к кроватке за руку, а не подгоняйте словами и окриками. Можете даже посидеть с малышом, дожидаясь, пока он уснет. Оберегайте малыша от страшных зрелищ и пугающих звуков. Кошмары и плохой сон появляются от страшных передач и фильмов. Помните, что истории об удивительных приключениях могут забить голову ребенка всякой чепухой и глубоко трогать ребенка. Пережитые за день впечатления появляются в голове именно ночью и не дают уснуть. Придите с ребенком к соглашению относительно распорядка дня. Твердо соблюдайте установленный режим. Достаточно времени проводите вместе на свежем воздухе. Нежелание заснуть можно объяснить радом причин: отношения с друзьями, плохая успеваемость в школе, постоянные скандалы в семье - все влияет это на ухудшение сна. Поговорите с ребенком, выясните причины беспокойства и постепенно решите назревшие проблемы.

www.kakprosto.ru

Плохой сон у ребенка (причины, следствия, коррекция).

Очень частыми жалобами родителей, у которых есть малыши первых лет жизни, являются нарушения сна. Мамы и папы говорят доктору, что малыш часто просыпается, беспокойно спит и ворочается, что не дает полноценно выспаться взрослым. Чаще всего проблемы сна оказываются мнимыми, а сон малыша является нормальным. Чтоб развеять сомнения родителей и помочь им правильно организовать сон ребенка, давайте разберемся с нормами и патологиями сна детей раннего возраста.

Как спит ребенок в норме?

Многих родителей волнуют частые просыпания малыша в первые годы жизни, но в большинстве случаев это не повод для беспокойства. Первые месяцы сон малыша прерывист, и примерно с полугода до полутора-двух лет малыши склонны часто просыпаться по ночам. Причем, многие думают, что бессонные ночи – удел мамочек, кормящих грудью, потому, что малыши просыпаются поесть молочка. Хотя на самом деле малыши-искусственники просыпаются ничуть не реже, чем малыши на грудном вскармливании.

С точки зрения физиологии сон ребенка младшего возраста и не должен быть продолжительным. Для ребенка естественно просыпаться часто. В утробе матери малыш не различал смену фаз сна и бодрствования в связи с ночью, поэтому ребенок просто чередовал сон и активность через определенные интервалы времени.

Примерно до трех-четырех месяцев малыш спит большую часть времени – до 18-20 часов в сутки, а четких смен дня и ночи у него нет. Он обычно просыпается, когда голоден или его что-то беспокоит, и засыпает после кормления или устранения неприятных факторов. В среднем периоды сна длятся около 2-3 часов, ночью сны обычно чуть длиннее до 4 часов, а днем обычно короче, от 40 минут до 2 часов.  Многие родители пугаются таких ритмов сна у ребенка, но это физиологически оправданное явление. На самом деле для здоровья и правильного развития ребенка нужен именно такой ритм сна.  

Сон делится на определенные фазы, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении всего периода сна. Выделяется этап засыпания, быстрый или поверхностный сон и медленный или глубокий сон. Длительности каждой фазы сна у младенца составляют примерно 20-30 минут, а с возрастом достигают примерно 2 часов каждый. Причем, характерным для детей является преобладание фазы поверхностного сна над глубоким. В первые месяцы жизни количество быстрого сна составляет примерно 80-60%, к полугоду поверхностный сон занимает до 50% всего времени сна, а к трем годам достигает примерно 30% от всего количества сна. В то время, как для взрослых поверхностный сон в среднем составляет 20%. Поэтому малыш в отличие от взрослого спит по-своему.

Сон малыша начинается с фазы поверхностного, глазки малыша закрыты, веки вздрагивают, видны движения глазных яблок, дыхание неритмичное, могут быть вздрагивания и улыбки. Малыши в этот период видят сны. Кроме того, в этот период сна идет активное созревание и настройка мозговых структур. Мозг анализирует и усваивает полученную за время бодрствования информацию, формирует навыки. В это время, если малыша что-то побеспокоит – он легко проснется. Через 15-20 минут у малыша происходит смена фаз сна, дыхание урежается, становится более размеренным и глубоким, снижается частота сердцебиений, нет движений глазных яблок, перестают происходить вздрагивания, расслабляются мышцы и разжимаются кулачки, ребенок потеет. Это фаза медленного сна, в этот период ребенка сложно разбудить.

Делаем вывод, чтобы уложить малыша спить без проблем, нужно выждать момент перехода поверхностного сна в глубокий и только тогда укладывать кроху в кроватку. Если сделать это раньше – малыш проснется и заснуть вновь ему будет сложно.

В чем проблема?

И все-таки иногда сон ребенка нарушается – этому существует множество причин, и большинство из них не требуют врачебного вмешательства и медикаментозной коррекции. Докторами выделяются четыре основных группы причин, являющихся причинами плохого сна малышей. Обычно это:

- физиологические причины и особенности ребенка,

- эмоциональная перегрузка малыша,

- болезни и проблемы в здоровье ребенка,

- неврологическая патология.

О физиологических особенностях сна мы с вами говорили ранее, сон малыша подчинен определенным ритмам и это надо учитывать при составлении режима дня.

Часто родители жалуются на то, что ребенок примерно до 6-8 месяцев спал хорошо, а потом его как будто подменили. Он стал просыпаться, ворочаться и даже вставать на четвереньки или ползти во время сна. Спешим успокоить родителей – это нормальное явление. Кроха, начиная примерно с полугода, ежедневно осваивает большое количество навыков движения, управления своим телом и получает массу эмоций. Эти дневные впечатления нервная система детально анализирует ночью, во время сна, тщательно отрабатывая и запоминая малейшие детали. Поэтому иногда ночью кроха может пытаться ползти, вставать на четвереньки и даже смеяться, гулить и хныкать не просыпаясь. Если при этом днем он бодрый, веселый, хорошо кушает, у него нет признаков болезни – значит его сон достаточный и ничего делать не нужно. Организм малыша прекрасно контролирует и регулирует время сна без вашего вмешательства.

Очень часто родителей пугают ночные вздрагивания ребенка, однако это не свидетельствует о патологии. Такие вздрагивания происходят в результате работы нервной системы в фазе быстрого сна и проявляется однократными или повторяющимися сокращениями мышц конечностей или тела. Больше всего они появляются у легко возбудимых малышей в первый год жизни или посте эмоциональных событий – радости, обиды, истерик, и с возрастом обычно прогрессивно уменьшаются.

Иногда по ночам могут проявляться всхлипывания или капризы и плачи малыша. Причина их аналогичная – переизбыток эмоций в дневное и вечернее время. Скорее всего стоит пересмотреть режим дня малыша, перенеся активные игры и шумные забавы на боле ранний срок, чтоб нервная система ребенка перед сном не превозбуждалась.

Сон зависит от состояния здоровья. Когда у малыша болит живот или режутся зубки, его сон становится беспокойным, прерывистым, малыш часто плачет и просыпается. Кроме того, на сон влияет одежда малыша – если ему давят резинки, шнурочки или швы, малыш будет ворочаться во сне, хныкать и просыпаться. Сон может быть нарушен, если воздух в детской слишком теплый и сухой, тогда слизистые носа пересыхают, становится трудно дышать и малыш может просыпаться. Кроме того, малышу может быть жарко, особенно ели родители заботливо накрывают малыша одеялом, и это тоже снижает качество сна. Оптимальной температурой для сна является 18-20 градусов и влажность не ниже 60%. Если нет возможности поддерживать такую температуру – хотя бы надо взять за правило длительное проветривание в комнате перед сном.

Расстройства сна.

В вопросах расстройств сна до сих пор не существует однозначных классификаций. Наиболее удачной классификацией на сегодня является предложенная американскими врачами:

1.  Это первичные нарушения сна, при которых нет сопутствующих проблем, они образуются без наличия у малыша явных внешних или внутренних причин.

2.  Это вторичные нарушения, при которых нарушения сна являются одним из симптомов болезней или состояний организма ребенка – расстройства сна при эмоциональных перегрузках, болезнях желудка и кишечника, аллергиях, инфекционных и других болезнях. Чаще всего при них выявляется повреждение нервной системы, регулирующие и координирующие процессы сна.

Нарушения обычно разделяются на кратковременные, проходящие за несколько дней, и долговременные, которые длятся порой месяцами и даже годами.

В грудном возрасте чаще всего встречается поведенческая инсомния, когда ребенка очень трудно засыпает и неумение поддерживать самостоятельно достаточно продолжительный сон. Обычно малыши после 3-4 месяцев жизни. даже если их что-то побеспокоило во сне, и они проснулись, при устранении мешающего фактора быстро засыпают снова, практически не требуя помощи родителей. при нарушениях сна малыш. который обычно отличается волнительностью и возбудимостью, просто не может засыпать без участия мамы, либо определенных ритуалов. Ему каждый раз требуются длительные укладывания и укачивания, обязательно требуется присутствие взрослых. То есть, основное отличие от обычного сна детей – это при равном количестве пробуждений за ночь, невозможность длительно заснуть самостоятельно, укладывания по 30-40 минут.

Часто такое наблюдается при переутомлении детей, переизбытке дневных эмоций, отмечается в первую половину ночи, примерно до 1-3 часов утра, ребенок просыпается от малейшего шума или даже шагов. И самой распространенной причиной этих нарушений являются ошибки родителей в организации режима малыша и игнорирование его сигналов.

 Перепутал день и ночь.

У малышей процессы разделения на ночной и дневной сон формируются примерно с 3-4 месяцев, однако, большую роль играет еще и внутренний биологический ритм, «жаворонок» малыш или «сова». Если же режим, заданный родителями, не совпадает с биоритмами ребенка, могут возникнуть нарушения сна. Малыш просто не может заснуть в определенное время, а потом ему трудно просыпаться. При этом смешаются все процессы сна – и дневной и ночной. В результате происходят нарушения в работе всего организма, малыш становится капризным, может страдать аппетит и даже иммунитет. При длительном течении данного процесса происходит формирование проблем, которые можно устранить только с помощью врача. При этом понадобятся общие усилия всех членов семьи и строгое соблюдение режима всеми. Самыми эффективными являются интенсивные физические нагрузки и прогулки в течение дня с точным соблюдением времени укладывания и пробуждения.

Что делать, чтоб малыш лучше спал?

Для начала – просто понять, что просыпаться ночью несколько раз для малыша до трех лет – это нормально и не беспокоиться по этому поводу. Если же эти пробуждения для вас очень тягостны – нужно настроиться на позитивный лад и немного помочь малышу и себе нормализовать сон.

Первым делом проанализируйте питание – малыш должен достаточно есть днем, чтоб не просыпаться ночью от голода, вечером нужно включать в питание малыша каши, хлеб, йогурт, сыр, яйцо и фрукты.

Разработайте свою «сонную церемонию», которая будет настраивать ребенка на своевременный отход ко сну – прогулка, ужин, затем ванна и чтение сказки, например. Все это позволит создать условный рефлекс на сон в определенное время.

Укладывать малышей в постель нужно при первых же признаках усталости, не дожидаясь состояния вялости или перевозбуждения. Дети до четырех лет в идеале должны дожиться не позднее 20-21 часа. До периода школы у ребенка в обязательном порядке должен быть дневной сон, ребенок который не спит днем, будет плохо спать и ночью. Если кроха проснулся ночью, успокойте его тихим голосом, колыбельной или несколькими словами, которые говорите при укладывании. Не употребляйте этих слов в других ситуациях, пусть у малыша сложится ассоциация этих слов со сном.  Не стоит включать свет, лишний раз менять подгузник или отвлекать ребенка игрушками. Чтобы сон был спокойным, малыш должен засыпать в хорошем настроении, с любимой игрушкой или рядом с мамой. Не стоит резко менять обстановку для сна, детям спокойнее в привычной обстановке. Для малышей, а особенно грудничков особо удобным является практика совместного сна, это позволит крохе спать спокойнее, а маме высыпаться.

Если малыш проснулся и плачет, не стоит игнорировать его, обязательно подойдите к нему, возьмите на руки или посидите рядом. Ваше присутствие успокоит кроху и позволит вновь вернуться в страну снов.

www.detskydoctor.ru


Смотрите также