Продолжительность сна у детей


Сон у детей раннего возраста (1-3 года)

Чего ожидать родителям?

            Суточная продолжительность сна детей раннего возраста составляет в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство детей раннего возраста самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов.  Продолжительность  сна индивидуальна у каждого ребенка, однако родителям  следует ожидать, что она одинакова  и является постоянной характеристикой. Продолжительность сна может быть нарушена заболеванием, стрессовыми событиями и изменением режима дня. Появление у ребенка тревоги, особенно при условии разделения его с матерью, также может повлиять на качество сна. Большинство детей раннего возраста перекладываются родителями из детской кроватки в свою кровать в возрасте от 2 до 3 лет. Если  ребенка перекладывают в кровать в более раннем возрасте, то такое событие также может привести к нарушению сна.

   Многие дети продолжают пробуждаться во сне, хотя в большинстве случаев пробуждения являются причиной отсутствия  строго режима дня.  Все дети пробуждаются во сне на очень короткое время. Однако дети, у которых не выработано привычки засыпать самостоятельно, не в состоянии уснуть  без помощи родителей.

Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал?

  •  Придерживайтесь строгого режима дня. Ребенок должен засыпать днем и ночью в одинаковое  время  и меть достаточный ночной сон. Если ребенок после дневного сна  просыпается поздно, то ему будет сложно уснуть ночью. Старайтесь не лишать ребенка  дневного сна, если хотите, чтобы он хорошо уснул ночью, поскольку уставший ребенок засыпает ночью труднее.
  •  Используйте игрушки, позволяющие ребенку расслабиться.  Отдавайте предпочтение простым и неброским мягким игрушкам (мишки, собачки), которые позволят ребенку чувствовать себя комфортно и спокойно.
  •  Установите режим дня.  Игры должны быть спокойными и приятными для ребенка. Принятие ванны и рассказывание сказок должны быть непродолжительными. Всегда выключайте свет в комнате ребенка  перед уходом.
  •  Организуйте постоянство условий засыпаний вашего ребенка. Убедитесь, что условия, в которых спит Ваш ребенок  комфортные. Лучше всего ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке.
  •  Укладывайте ребенка в постель сонным, но не разбуженным. Такая тактика поможет ребенку заснуть самостоятельно и сформирует у него привычку успокаиваться самому, когда он проснется посреди ночи.
  •  Соблюдайте строгие временные рамки при организации режима отхождения ко сну. Если Ваш ребенок не может уснуть и встает в кроватке, постарайтесь  лимитировать свое поведение. Например, определите количество сказок или книг, которые Вы читаете. Подходите к ребенку определенное количество раз, после того как уложите его в постель.
  •  Обратитесь к Вашему доктору, если:

-  у ребенка имеются проблемы с дыханием, а именно -  шумное дыхание, храп, дыхание с открытым ртом, дневная сонливость; симптомы гиперактивности, нарушения внимания и импульсивности (Вопросник для родителей детей, страдающих апное);

-    если у Вашего ребенка появились ночные страхи или необычные пробуждения во сне; (ночные страхи)

- если Ваш ребенок не может уснуть длительное время (более 40 минут- 1 часа)  или имеет проблемы с качеством сна, которые отражаются на его дневном поведении - гиперактивность или сонливость, утренние головные боли.

Во всех случаях необходима консультация сомнолога и проведение полисомнографического исследования.

www.nevromed.ru

Продолжительность сна грудного ребенка

Появившись на свет, малыш проводит во сне две трети всего времени, половину которого занимает парадоксальный (быстрый), насыщенный сновидениями. Почему ребенок так много времени спит, и о чем могут быть его сны?

По мнению ученых, быстрый сон способствует развитию мозга, программируя в нем генетически заложенные инстинкты и формирует новые, определяющие уникальность личности.

В этой статье: продолжительность сна грудного ребенка, структура сна малыша, сколько должны спать дети разного возраста, как зависит характер сна от темперамента.

В течение суток сон малыша распределен равномерно. Период, когда родителям приходится ночью подыматься к кричащему младенцу, длится недолго.

К трем месяцам ребенок, просыпаясь ночью, может бодрствовать в одиночестве и не будить родителей, если ему комфортно и спокойно.

К шести месяцам время бодрствования увеличивается до нескольких часов подряд, а сон занимает около 12 часов в сутки.

Длительность сна грудного ребенка зависит от индивидуальных потребностей малыша, но в среднем периоды ночного сна составляют 4-6 часов, а дневного - 2 часа.

Фазы сна ребенка

Взрослый человек  в течение ночи имеет до 5 циклов «медленный сон – быстрый сон». Цикл начинается с поверхностного сна – дремоты и заканчивается парадоксальным сном с яркими сновидениями во время быстрых движений глаз.

Сон ребенка, также делится на фазы, но они распределены иначе. Еще в утробе матери, неродившийся шестимесячный малыш видит сны, он погружен в состояние, похожее на быстрый (парадоксальный) сон.

В первые месяцы жизни парадоксальный сон составляет половину всего сна младенца. Его доля снижается до трети к двум годам, до пятой части – к пяти годам, а  в 10-14-летнем возрасте составляет 23,5% − как у взрослого человека. 

Остальные стадии сна (дремота, сонные веретена и дельта-сон) формируются у ребенка позже, что объясняется неравномерностью развития мозговых структур, ответственных за ту или иную фазу сна.

Отделы мозга, отвечающие за парадоксальный сон, развиваются раньше. Поэтому и парадоксальный сон появляется еще в утробе, он стимулирует ускоренное развитие мозга.

К 2 годам мозг малыша достигает  90%  взрослого мозга, ему становятся доступны познавательные процессы, осознание самого себя, формируется личность. Доля парадоксального сна в этом возрасте уменьшается.

Интересен факт:

маленькие дети не умеют дремать, они или спят или бодрствуют. Состояние дремоты формируется у них к восьми – девяти годам.

Парадоксальный сон младенца и взрослого похожи: присутствуют быстрые движения глаз, снижение тонуса мышц тела, нерегулярны пульс и дыхание. Однако есть и отличия: малыш более беспокоен в парадоксальном сне, у него непрестанно дергаются руки, ноги и лицевые мышцы.

Недоношенные дети настолько активны, что сложно определить, в каком состоянии они находятся – в бодрствовании или в парадоксальном сне.

Чередование стадий сна также отличается – новорожденные могут погружаться в быстрый сон прямо из бодрствования, минуя стадию медленного сна. Формирование нормальной последовательности «бодрствование – медленный сон – парадоксальный сон» происходит у детей к двум-трем месяцам, она сохраняется в течение всей жизни.

Глубокий дельта-сон формируется к трехмесячному возрасту: ребенок проводит первые ночные часы в глубоком медленном сне, распределение стадий его сна соответствует взрослому возрасту.

Цикл «медленный сон – парадоксальный сон» присутствует уже в раннем возрасте: у годовалых малышей – 40 – 50 мин, к 5 – 10 годам увеличивается до 60 – 70 мин. Типичный для  взрослых 90-минутный цикл, постепенно формируется у детей старшего возраста.

Таким образом, можно утверждать, что важные особенности сна взрослых проявляются уже в раннем возрасте.

Постепенно длительность дневного сна в первые годы жизни снижается. Большинство дошкольников еще спят днем, а достигнув школьного возраста, они уже могут бодрствовать целый день. Многоразовый (полифазический) характер сна новорожденного сменяется одноразовым (монофазическим) сном взрослого.

Возраст и продолжительность сна

Доношенный ребёнок до 3-ех месяцев проводит во сне 16 – 17 часов в сутки, около двадцати часов спит недоношенный.

Время сна у каждого ребенка индивидуально, но есть  средние показатели для всех детей:

  • Новорожденный спит в сутки 16-17 часов,
  • Сон в 3-6 месяцев составляет — 14-15 часов,
  • В 7-12 месяцев дети спят по 13-14 часов,
  • От 1 года до 3 — 12-13 часов,
  • 4-6 лет — 11-12 часов,
  • 7-12 лет — 9-10 часов.

Режим и темперамент

Детские психологи выделяют три у типа детей: покладистые, трудные, медлительные.

Покладистого ребенка отличает четкий распорядок дня, он легко самостоятельно засыпает.  Если он выспался и чувствует себя хорошо, то  просыпается также без проблем. Сон у этих малышей крепок, они редко плачут, если просыпаются ночью.

Трудные детишки проявляют плохое настроение, замкнутость, гиперактивность. Их сложно приучить к режиму, времени на засыпание им требуется больше. Если малыша запеленать или покачать, то заснет он быстрее и легче.

Правда это может вызвать привыкание, и тогда родителям придется делать это постоянно. У  детей этого типа ночной и дневной сон короче, они склонны к беспокойству и частому пробуждению.

Медлительные дети обычно спокойны, сон их крепок и нет особых проблем с засыпанием и пробуждением. В незнакомой обстановке они обычно замыкаются и на контакт с незнакомыми людьми не идут. Для адаптации им необходима помощь родных.

Темперамент малышу достается с рождением, не стоит пытаться переделывать ребенка под общепринятые нормы. Следует режим дня подстраивать по возможности под его потребности, это обеспечит ребенку нормальное развитие.

Источник «Тайна сна» А.Борбели.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайт Sna-kantata.ru!

В следующих статьях:

sna-kantata.ru

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес до 7 лет 1

Возраст

Количество периодов дневного сна

Длительность каждого периода дневного сна

Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)

С 2,5-3 до 5-6 мес

С 5-6 до 9-10 мес

С 9-10 мес до 1 года

1 год—1 год 6 мес

1 год 6 мес—2 года

2—3 года

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

4-3

3

2

2

1

1

1

1

1

1

2 ч—1 ч 30 мин

2 ч—1 ч 30 мин

2 ч 30 мин—2 ч

2 ч—1 ч 30 мин Зч

2 ч 30 мин

2 ч 20 мин

2 ч 10 мин

1 ч 50 мин

1 ч 45 мин

17 ч 30 мин—17 ч

16 ч 30 мин—16 ч

15 ч-14 ч 30 мин

14 ч 30 мин—14 ч

14 ч-13 ч 30 мин

13 ч 30 мин—12 ч 30 мин

13 ч 20 мин—12 ч 20 мин

13 ч 10 мин-12 ч 10 мин

12 ч 35 мин—11 ч 5 мин

12 ч 30 мин—11 ч 30 мин

1 Суточная продолжительность сна, указанная в таблице, рассчитана на здо­ровых детей с уравновешенной нервной системой.

Перед сном нельзя обильно кормить ребенка, поить чаем, кофе, какао, неприемлемы подвижные игры. Чтобы дети быстро засыпали и хорошо спали, рекомендуется укладывать их в одно и то же время. Речь взрослых должна быть ласковой, тихой, движения мягкие и спокойные. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Нельзя укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без которой он не сможет быстро засыпать. В комнате, где спят дети, форточки и фрамуги оставляют открытыми, но за 20—30 мин до подъема детей их закрывают. Во время сна ребенок должен находиться в состоянии теплового комфорта. Очень важно в соответствии со временем года подобрать ему удобную и теплую одежду.

Неадекватно организованное бодрствование или заболевание ребенка могут приводить к нарушению полноценности и эффективности сна, а нарушения сна становятся причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно-психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной составной частью общего наблюдения педиатра, а нарушения сна могут быть основой для углубленного обследования детей.

У новорожденного сон носит полифазный характер. Так, в течение дня новорожденный ребенок засыпает от 4 до 11 раз и реальные отличия дня и ночи по длительности сна еще не установились. С годами происходит переход полифазного сна на монофазный с сохранением только скрытых элементов полифазности у старших детей и взрослых.

Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого ме­сяца и после этого стабилизируется. В целом естественная потребность в сне с годами уменьшается Уменьшение общей суточной длительности сна у детей происходит прежде всего за счет сокращения дневного сна. Уже к концу первого года жизни ребенок засыпает днем не чаще 1—2 раз. С 1,5 лет длительность дневного сна составляет около 2,5 ч и еще около часа уходит на засыпание. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности в сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6-летнего возраста. Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот (не более 30 мин) являются свидетельством сохранности здоровья ребенка, нормального режима жизни и хорошего психологического климата в семье.

На всех возрастных этапах сон организован циклически, т. е. последовательные стадии медленного сна завершаются фазой быстрого сна. В течение ночи отмечается несколько полных циклов. Длительность отдельных циклов существенно изменяется с возрастом. В первые годы жизни ребенка фаза быстрого сна занимает около 50% всего времени сна, у 3-5-летнего она составляет около 30%, после 5 лет —22—28%.

Изменение структуры и длительности глубокого сна можно констатировать по такой характеристике, как количество движений во сне. У ребенка первых лет жизни оно больше, чем у старших детей (80 против 60), однако обилие движений во сне не мешает спать младшему и нередко ведет к пробуждению старшего ребенка.

Фазе быстрого сна свойственны физиологические миоклонии — мелкие быстрые подергивания отдельных мышечных пучков и групп с незначительным движением в мелких суставах типа подергивания пальцев рук и мимических мышц. В стадии медленного сна миоклонии существенно меньше.

В грудном возрасте проблемы сна возникают сравнительно редко, при нормальном активном бодрствовании ребенок утомляется и засыпает сравнительно быстро. В возрасте около 1,5 лет засыпание происходит с трудом и ребенок сам помогает найти приемы, способствующие засыпанию. Здесь огромное значение имеет сохранение привычной обстановки и стереотипного поведения перед сном и самого ребенка, и окружающих.

Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование - это сопряженные состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а достаточный по длительности и глубине сон обеспечиваетактивное бодрствование. Состояние сна и бодрствования формируется у ребенка в процессе его развития. У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично, при этом самым сильным раздражителем является голодное возбуждение, которое нарушает сон. Наличие пищевой доминанты и постоянное совпадение пищевого возбуждения с временем кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни ребенка выработать у него ритм кормления.

Режим кормления определяется возрастом, так как с возрастом меняется объем пищи, который ребенок может съесть. Кроме того, на частоту(ритм) кормления влияют:

  • консистенция пищи (жидкая или кашеобразная);

  • однородность (состав) пищи (однородная пища быстрее усваивается и требует приема через равные промежутки времени);

  • характер деятельности между двумя кормлениями (если ребенок спит, усвоение пищи задерживается, если бодрствует - ускоряется).

Последовательность кормления:

  • до 9-10 месяцев: кормление - бодрствование - сон, так как в этот период жизни у ребенка преобладает пищевая доминанта;

  • с 10 месяцев: ужин, полдник перед сном, завтрак после бодрствования. Пищевая доминанта угасает, ее сменяет ориентировочная доминанта.

Допустимые интервалы между сном и кормлением:

завтрак: до 1,5 года - 30-45 минут;

от 1,5 до 3 лет - 1 час;

от 3 до 3,5 лет - до 1,5 часа;

старше 3,5 лет - не более 1,5 часа;

обед: при двухразовом сне - после первого сна (до 15 минут);

при одноразовом сне - обед, затем через 15-30 минут сон;

ужин: при одноразовом сне - сон через 30 минут после ужина;

у детей 3 лет и старше промежуток между ужином и сном можно увеличить до 1 часа.

Этапы формирования режима

Выделяют три этапа формирования режима.

Первый этап: конец первой - начало второй недели жизни. К этому моменту у здорового ребенка должен быть сформирован ритм кормления,обусловленный пищевой доминантой. Имеются данные, что если беременная женщина соблюдает режим приема пищи, то этот ритм сохраняется и у детей.

Второй этап: формирование суточного (циркадного) ритма (если темно - спать, если светло - бодрствовать). У здорового ребенка он формируется к месяцу.

Третий этап: формирование к двум месяцам дневного ритма (последовательность сна, бодрствования, кормления).

Таким образом, к двум месяцам жизни у ребенка должен быть сформирован первый сложный динамический стереотип, который называется режимом.

Составление возрастных режимов для детей раннего и дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом детского учреждения совместно с педагогами и основывается на следующих принципах.

  1. Установление на каждом возрастном этапе длительности бодрствования соответственно пределу работоспособности нервной системы.

  2. Установление необходимого суточного количества часов сна и правильное распределение отрезков сна в течение суток для обеспечения своевременного и полноценного отдыха центральной нервной системы.

  3. Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.

  1. Установление правильного ритма кормления.

  1. Обеспечение правильной смены разных видов деятельности с учетом выносливости нервной системы с целью недопущения переутомления от однообразных, длительных действий.

Принципы организации режима дня для детей раннего возраста, воспитывающихся в детских учреждениях, разработаны Н.М. Щеловановым и его сотрудниками. Для составления режима дня детей первых трех лет жизниможно пользоваться примерной схемой, разработанной Н.М. Щеловановым и Э.Л. Фрухт (табл.2).

studfiles.net


Смотрите также