Рассказ о цапле


Сообщение про цаплю

В школе  для урока окружающего мира надо было приготовить доклад про хищное и растительноядное животное. Я выбрала цаплю и кролика. Вот сообщение про цаплю. А про кролика я напишу потом.

Цапля — это  крупная болотная хищная птица.

Длина взрослой цапли 90—100 см. Размах крыльев — почти 2 метра. Вес — около 2  кг. У цапли  голова узкая, с розовато-жёлтым длинным, сильным клювом.  Оперение обычно светло серого цвета. На затылке у взрослых птиц есть хохолок. Лапы у неё тоже длинные и тонкие желтовато–серого цвета. Кричит цапля чаще всего в полёте. Крик у неё резкий и хриплый.

Серая цапля — хищная птица.

Охота и питание

Питается цапля рыбой, лягушками, насекомыми и грызунами.

Во время охоты, цапля, стоит на одной ноге, и ходит тихо по колено в воде, чтоб не вспугнуть добычу. Увидев жертву, она сильно бьёт её клювом стараясь убить, перед тем как проглотить.

Распространение

Живет цапля в Европе и Азии и  некоторых регионах Африки.  Она водится  около воды: рек, озёр и болот, там, где есть мелководье.

Цапля строит большие гнёзда на высоких деревьях,  обычно на соснах.  Размер гнезда примерно 80 см. В строительстве используются ветки и трава осока.  Яйца цапля откладывает один раз в год. Они бледно-голубого  цвета иногда с красными пятнышками. Высиживают птенцов мама и папа по очереди. Самостоятельно летать птенцы смогут в 2 месяца.

Если мой доклад про цаплю и мои старания немножко помогли вам в учёбе, поставьте, пожалуйста, ссылку на мой блог в своей социальной сети.

Спасибо. Вашим комментариям я тоже обрадуюсь.

Хитрая цапля | Детям о животных

Автор: М. В. Шевляков

На берегу большого пруда много лет жила Цапля. В пруде этом водилось множество рыбы, которую никто не ловил, потому что не было поблизости населенного места. Хотя, конечно, люди и знали, что этот дальний от них пруд изобилует рыбой, но никто к нему не стремился. Они довольствовались той рыбой, которая плавала в ближайших к ним реках и озерах.

Для Цапли хорошее тут было житье. Ее никто не беспокоил, охотники в эту сторону не заходили и собачий лай ее не тревожил.

Питаясь рыбой, Цапля никогда не знала нужды. Сколько, бывало, ей нужно на обед или на ужин, столько и наловит.

Но вот пришла старость. Силы ее ослабели, стала плохо видеть и пропала та ловкость, с помощью которой она занималась рыболовством.

Наступило тяжелое для Цапли время. Не каждый день приходилось ей до сыта наедаться, иногда неделями сидела впроголодь.

Стала Цапля раздумывать – как бы поправить свое положение, думала-думала и придумала...

Стоит она как-то на берегу, в раздумье поджав одну ногу под крыло, и поджидает гостя, – усатого Рака, который водил с ней давнюю дружбу и ежедневно приходил к ней побеседовать.

Выполз из воды Рак, поздоровался с Цаплей и, заметив ее грустный вид, спросил:

– Здорова ли ты, кумушка?

– А что, куманек?

– Вид у тебя такой странный, как будто ты чем-то расстроена?

– Ох, уж лучше и не говори! – сказала Цапля, глубоко вздохнув. – Я действительно расстроена.

– Чем, кумушка?

– Неприятные слухи до меня дошли. Сегодня утром подходили к нашему пруду два рыболова, которые уговаривались переловить здесь всю рыбу.

– Может ли это быть? Не ослышалась ли ты, кумушка?

– Нет! Они говорили, что их реки и озера стали беднеть рыбой и поэтому свою деятельность они должны перенести сюда.

Призадумался Рак, а хитрая Цапля продолжала:

– И если это случится, то придется мне с этим родным местом расстаться навсегда и искать другого пристанища, потому-что здесь непременно умрешь от голода.

– Да, – согласился Рак. – Плохо тебе придется, если рыболовы сдержат свое слово.

– Непременно сдержат. Они затем и приходили, что бы осмотреться и изучить местность.

– А запаса у тебя, кумушка, нет?

– Какой там запас! У меня всегда было правило ловить рыбы ровно столько, сколько мне нужно... Вот в том-то и беда моя, что я очень жалостлива и зря рыбу не уничтожала.

Цапля говорила таким искренним голосом, что Рак ей поверил и поспешил обратно в пруд, чтобы скорей сообщить неприятное известие рыбам. Быть может они, вовремя узнав о грозящей им опасности, сумеют найти средство к спасению.

Разумеется, как только Рак передал рыбам рассказ Цапли, в пруде поднялся переполох. Рыбы стали и стонать, и плакать. Когда же немного успокоились, то собрали общий совет, на котором порешили пойти всем обществом к Цапле и проверить сообщение Рака.

Цапля встретила их со слезами.

– Верно, все верно, что рассказал вам мой куманек, – проговорила она, переминаясь с ноги на ногу. – Я собственными своими ушами слышала разговор рыболовов и, уверяю вас, что они говорили это не в шутку.

Опять переполошились рыбы.

– Что же нам теперь делать? – спрашивают они у Цапли.

Чтобы не дать оплошного ответа, Цапля призадумалась и, подумав, сказала:

– По-моему беды этой избежать вам не трудно.

Рыбы насторожились и внимательно стали прислушиваться к совету Цапли. А Цапля спокойно продолжала:

– Неподалеку отсюда есть другой пруд... глубокий, большой... вода в нем чистая, прозрачная, каждая песчинка за полверсты видна. Рыбы там водится пока мало. Вот туда бы вам и перейти?

– Чего бы лучше, – ответили хором рыбы, – да только мысль эта не осуществима.

– Почему? – удивилась Цапля.

– Как же мы перейдем? Протока в тот в пруд нет, а по земле ходить мы не умеем.

– Ну, в этом-то я могу вам помочь, – заявила Цапля. – Только попросите меня хорошенько. Я вас всех в своем клюве из этого пруда в тот перетаскаю...

Рыбы начали ее упрашивать, чтобы свою удачную мысль она привела в исполнение. Сначала Цапля немножко поупрямилась, стала жаловаться на старость да на дряхлость, но потом, когда рыбы особенно неотступно умоляли ее взять их под свое покровительство, она, наконец, согласилась на их просьбу.

– Но с условием, – заметила Цапля, – я буду перетаскивать вас понемножку. Целый день работать я не в силах.

Рыбы, разумеется, не спорили.

– Хоть не всех за раз, да только убереги нас от хищных рыболовов.

И вот Цапля по два раза в день стала скликать рыбу, которая массою, наперебой отдавалась в ее распоряжение.

Цапля брала рыбу по выбору, сколько ей было нужно на завтрак или обед, и уносила ее подальше от берега, к лесу, да там ее и съедала. А когда вновь появлялась у пруда, всегда говорила, сбегавшейся на ее призыв рыбе и спешившей как можно скорее попасть в ее клюв:

– А уж как ваши подруги-то довольны, так даже и рассказать не сумею! Радуются, плещутся в свежей водице и вас поскорее к себе ожидают.

И так хитрая Цапля долго жила безбедно, пока не истребила всю рыбу в пруде. А когда рыбы не стало – не стало и Цапли. Нечем ей было кормиться, пришлось от голода умирать.

ЦАПЛЯ ~ Проза (Рассказ)

Владимир ПРОНСКИЙ

ЦАПЛЯ

Рассказ

— А её едят? — спросил я у Олега, когда он брезгливо пнул рыжевато-охристую птицу с длинными жёлто-зелёными ногами, плетьми лежащими на траве.
— Что-то не слышал, — ответил приятель неуверенно и сморщился, сказал таким тоном, будто его заставляли есть эту самую цаплю: — Точно — не едят. Мне кто-то говорил, что они дохлятину жрут!
Я начал разглядывать птицу, которую так близко никогда не видел, а Олег, осмотрев на свет стволы ружья, обиженно вздохнул:
— Только патрон зря сжёг!
После его вздоха хотел спросить, зачем он застрелил невредную птицу, но не спросил, постеснялся. Вспомнилось, как собирались на охоту, как он расхваливал здешние места, хотя ничего примечательного в безлесных берегах реки я не увидел... А по его словам выходило, что лучше, чем «охота у свояка», ничего нет на свете.
— Свояк письмо прислал, — говорил недавно Олег за кружкой пива, — пишет, что пролётная утка пошла... Так что собирайся — в следующие выходные рванём, только тормоза отрегулирую.
Вместе мы работаем недавно: стоим за соседними станками в ремонтном цехе. Он перевёлся из филиала, причину перевода я не знал, да это и неважно: главное, он — охотник. Охотник, как успел понять, заядлый, опытный, что для меня, начинающего, заманчиво вдвойне. Это, наверное, и сдружило нас. Хотя первое время не понимал, почему Олег тянется именно ко мне, но потом догадался: не противлюсь его болтовне — а заливать он мастак. Вот смог же убедить, что поохочусь всласть...
Однако за всю зарю мы ничего не добыли, только тощая цапля согнулась на рыжей траве.
— Отволоку свояку, — скрипуче сказал Олег, — собаке отдаст.
Он затолкал неуклюжую птицу в рюкзак, а когда возвращались в деревню, передумал и моргнул по-свойски:
— Чучело набью, буду гостей пугать!
Но заняться птицей сразу у него не хватило времени, а скорее — желания. Потому что, вернувшись с охоты, он уговорил свояка сделать из яблок, скармливаемых скотине, домашнее вино. Олег не поленился слазить на чердак и подал оттуда три огромные, пыльные бутыли. И к соседям сбегал — попросил мясорубку. До обеда они со свояком — молодым, сонным мужиком — провернули ворох яблок. Мне в этой затее отводилась самая скучная роль: я вырезал у яблок гнилые бока и бросал в эмалированный таз, ощерившийся сколотыми краями. Вскоре руки почернели от яблочного сока, а правая совсем занемела и едва держала нож. Мне бы воспротивиться, но было неловко отказаться, и поэтому я мужественно кромсал яблоки до тех пор, пока все бутыли на две трети не оказались наполненными красно-бурой массой, разукрашенной коричневыми зёрнышками, как изюмом.
Пообедав, Олег вспомнил о цапле, но от неё стало попахивать, и он выбросил птицу в овраг, потому что пришла пора собираться на вечернюю зарю. Пока собирались, наползли тучи — стало сыро, зябко, скучно. Начался дождь, да сильный, с пузырями, будто стояло лето, а не конец сентября. Свояк завалился спать, а мы с Олегом загрустили и стали ждать окончания дождя, но до самой темноты так и не дождались и последовали примеру хозяина, потому что минувшую ночь провели за рулём и почти не спали.
Проснулись глубокой ночью. Сонные, начали собираться и, забрав резиновую лодку и ружья, отправились на реку. Вчера четыре километра проскочили мигом, а после дождя да в темноте эти километры показались вдвое длиннее.
Вместе с дождём пришло похолодание, и теперь от реки исходил густой туман, встретивший на дальних подступах. Было интересно и жутко идти в сплошном «молоке», едва успевая за длинной фигурой Олега. У меня, потерявшего всякую ориентацию, вдруг родилось удивительное чувство: сделалось тревожно оттого, что идём в другую сторону от реки и вот-вот должны увидеть крайние деревенские дома... И тем неожиданнее было оказаться на месте — даже чуть не оступились в воду, но нас задержали камыш и осока, росшие вдоль низкого берега.
Мы похрюкали насосом, надувая лодку, расправили раструбы охотничьих сапог и стали дожидаться рассвета: Олег скрылся на лодке в камыше, а я замаскировался на берегу.
Рассветало так незаметно, что от постоянного напряжения устали глаза. Я больше доверялся слуху, надеясь услышать свист крыльев, но близко утки не подлетали, а те, что проносились чуть дальше, в тумане видны не были. От сырости и холода, от невезения я мало-помалу к охоте остыл, а ружьё повесил на плечо, устав держать наготове... А тут ещё привлек внимание паучок, возившийся на росистой метёлке камыша. У паучка, видно, в жизни что-то случилось неладное, он бегал по метелке туда-сюда, словно искал что-то. Ему, наверное, было очень грустно от одиночества, и никто не мог ему помочь, а я не знал как. Да к тому же мое внимание что-то отвлекало, и не понять, что именно. Это походило на наваждение. Я отворачивался от суетившегося паука, закрывал глаза, но, открывая их, снова и снова видел «мешавший» предмет, находившийся у самой воды на одной мысленной линии с паучком. До предмета было метров тридцать, и в тумане он напоминал корягу, темнеющую в камыше. По-прежнему наблюдая за паучком, я нет-нет да посматривал на предмет и чувствовал, что это необычный предмет — он шевелился, и не шевелился даже — еле заметно менял положение. От собственной неподвижности и напряжения стало казаться, что из воды торчит чья-то рука; наплывала новая волна тумана — и уж виделся горбатенький старичок, стоящий на одной ноге.
Мне ещё что-то мнилось до тех пор, пока туман немного не рассеялся. И тут я догадался: это охотящаяся цапля! Едва сделав открытие, я забыл о нём, потому что услышал уток. Два чирка — свист крыльев услышал раньше, чем увидел их самих, — нацелились на полянку чистой воды, но, заметив меня, тотчас исчезли в мягкой туманной наволочи. Это произошло так быстро, что я даже не успел снять с плеча ружьё. Только привычно дернулся, хватаясь за ремень, и этого резкого движения оказалось достаточно, чтобы спугнуть цаплю. Она подпрыгнула и, стреканув по камышу округлыми крыльями, стала набирать высоту. Летела цапля тяжело и заполошно, испуганно вытянув шею: отвислые ноги, казавшиеся привязанными, ей явно мешали.
Вдруг мысли смешались, когда я сообразил, что птица полетела на Олега.
— Это — цапля! — крикнул в туман. — Не стреляй!..
Но слов моих Олег не слышал, потому что я не успел крикнуть «Не стреляй», а цапля, сложившись комком, рухнула в заросли... Одновременно с этим словно из дальнего далёка услышал выстрел.
В это утро охотиться я больше не мог. Сразу ушёл в деревню, собрал рюкзак и, распрощавшись с удивленным Олеговым свояком, спросившим: «Ничего не случилось?» — отправился на шоссе дожидаться попутку, потому что не было сил возвращаться с Олегом в одной машине. Только сказал на прощание хозяину, чтобы не волновался:
— Всё нормально...
В этот момент я удивлённо подумал, что забыл имя «свояка», совсем не представляю его жену: она постоянно гремела в кухне посудой, но её саму видел раз или два. А пока дошёл до шоссе, запамятовал и название деревни, в которой останавливался на ночлег, да и не хотелось ничего запоминать.
Вернувшись в город, несколько дней ходил сам не свой.
Правда, через неделю-другую немного отмяк, во всяком случае, уже не так злобно смотрю на Олега, склонившегося за соседним станком. Только теперь почему-то постоянно кажется, что вместо него стоит кто-то другой: с длинным клювом, чёрным хохолком на вытянутой голове, по-стариковски согнутенький на длинных тонких ногах. Это наваждение не проходит и тогда, когда Олег изредка подходит и что-нибудь пищит по-птичьи, например:
— На русаков не собираешься?.. А то свояк пишет — вино-то вовсю фурчит...
В таких случаях я теряюсь и не знаю, что ответить Олегу, на каком языке говорить с ним, и всякий раз неопределенно пожимаю плечами.

Про серую цаплю и не только...

Второй, из птиц согласившихся мне попозировать в Крыму (первым, Вы помните, был зимородок), стала серая цапля. Птица и для Ленинградской области довольно обычная, но если она сама под объектив лезет, странно её не фотографировать.=) Вот про неё то и будет сегодняшний рассказ, точнее не про неё, а про то, как я её снимал, конечно, с приключениями.=)

С серой цаплей, с одной стороны, конечно, было легче, птица то большая, поэтому совсем уж близко подходить не надо. Но цапля оказалась неврастеником и стоило только на горизонте показаться человеческой фигуре, как она тут же снималась. Поэтому, так же как и зимородком первые её снимки были одиночными и издалека.

А чаще всего, получалось сфотографировать её в полёте. Я думаю ни для кого не секрет, но всё равно скажу, как отличить цаплю от журавля в полёте? По окрасу они похожи, на большом растоянии можно и перепутать, а вот манера держать шею, у них абсолютно разная, журавль её вытягивает, а цапля складывает буквой s. Поэтому, если в далеке летит серая птица с вытянутой шеей, то это журавль, а если шеи практически не видно то это цапля.=) На снимке видна эта буква s.

Ну это так, лирическое отступление, вернусь к моему рассказу. Когда появилась моя "засидка" в тростниках дело пошло гораздо лучше, и всё равно сказывался нервный характер птицы. Сфотографировать цаплю за своими делами, как мне этого хотелось, оказалось просто не возможно. Как бы тихо я не сидел в тростниках, такое ощущение, что она меня всё равно слышала и снимки получались однотипными, цапля стоит и настороженно слушает.

Да и место для засидки я выбрал не очень удачно, прямо передо мной оказалось относительно глубокое место. Цапля сюда подходила не часто, глубина ей была под самый край сапог и ей, конечно, это не очень нравилось. =)

В довесок ещё, в двух метрах у меня за спиной, по краю тростника, проходила тропинка, по которой, хоть и не часто, но ходили люди, а цапля, как я говорил, стойким нордичиским характером не обладала и сразу же бросалась в бегство.

Успокоив нервы на соседних водоёмах минут через сорок возвращалась и опять до следующего нервного срыва. Да и возвращалась она тоже не обычно, сначала минут пять кружилась над моим водоёмом, потом присаживалась где нибудь в сторонке и только потом спускалась в воду.

С тропинки, проходящей у меня за спиной, моё убежище было не видно, но я прекрасно слышал, когда по ней шёл человек, как только слышал шаги, фотоаппрат откладывал в сторону минут 30 можно смело отдыхать и читать книжку.=) Однажды, сижу никого не трогаю, цапля медленно настороженно перебирает ногами передо мной...

... и тут, такое ощущение прямо над ухом, раздается басовитое, тяжёлое УФ-ФФФФ. Чуть не подпрыгнул на месте, шагов я не слышал, да и цапля на месте, значит не человек, я просто заметался в мыслях что бы это могло быть... А тут ещё что то большое начало пробираться по тростникам в мою сторону, в этот момент цапля не выдержала и улетелау меня в отличие от неё крыльев нет, пришлось остаться. Треск ломающегося камыша прекратился, зато ещё раз раздался тяжёлый вздох УФ-ФФФФФ, это сейчас рассказывать смешно и легко, а там сидя в камышах, когда не видишь в метре от себя, что происходит, но точно слышишь, что то происходит, а в голове, совершенно нет никакого разумного объяснения этим звукам, было как то не по себе.=))) Понятно, что это какой то зверь, но какой?

 Ну чего сидеть тут абсолютно уже бестолку, да и посмотреть надо что же это такое, начал выбираться на тропинку, а когда вылез от улыбки не удержался...

Кусочек моей засидки чуть-чуть виден справа на фотографии. Как они умудрились подойти так бесшумно? =))) Вообщем, этот момент в съёмке серой цапли запомнился мне больше всего. =)

Вот так, надеюсь было интересно.=)


Рецензия на рассказы Сергея Цапля / Лев Вишня

Рецензия на рассказы Сергея Цапля.

https://author.today/u/tsaplyas

Познакомился с этим автором совсем недавно и надо сказать, творчество его заинтересовало. Рассказы короткие, легкие и читаются довольно быстро. Скажем так это вполне сносная современная проза, состоящая из зарисовок и эпизодов жизни самого автора. Очень многое подано с вполне тонким юмором.

Честно говоря, сначала наткнулся на «Тимофеича», потом понял, что автор пока просто не знает, как разместить роман и перешел на другие рассказы, а «Тимофеича» просто отметил (о нем чуть позже).

Итак, сначало рассказы.

Прежде всего, сказать, что хоть автор начинающий, но говорить, что не умеет работать – нельзя. Потенциал безусловно есть. Ошибки, такие типичные ошибки присутствуют и о них отдельно, ниже. Сейчас просто по содержанию. Да и еще, стиль на удивление легкий и читается быстро, усваивается полностью. Язык – хороший.

«На все времена...»

https://author.today/reader/88018

Очень добрая зарисовка из недалекого прошлого, времен конца Перестройки. Группа знаменитых артистов выступает в Первом Московском медицинском институте. Предновогоднее выступление. Интересно показано развитие преставления, начинается причем с мелкого организационного бардака (артисты приехали позже чем закончился доклад), но затем события развиваются в положительном ключе и в итоге все заканчивается прекрасно. Интересно раскрыты характеры наших знаменитостей:

Кобзон:

«Потом ответил хорошо поставленным академическим голосом, четко разделяя фразы:

- Поверьте, молодой человек, МНЕ ничего согласовывать не надо. Все уже давно согласовано. Петь буду минут пятнадцать-двадцать. Объявлю сам.» 

Задорнов:

« Михаил Николаевич, надо отдать ему должное, рассмеялся и закончил так:

- Ну и напоследок...   

За кулисами напряглись.

- Анекдот...»

И Лановой:

«Сергей и не заметил, как рядом с ним оказался Василий Лановой, пока он не сказал сквозь хохот:

- Во дает, чертяка! Блеск! Но делать что-то надо... Скоро мой выход в театре, а до Вахтанговки еще добежать... И здесь выступить минут десять... Пора!»                                     

Общее ощущение от рассказа приятное и ностальгическое. Именитые актеры показаны тут молодыми, а общий тон произведения ностальгический. Мне понравилось.

«700 километров»

https://author.today/reader/74771 

Хорошая романтичная история, происшедшая внутри поезда. Два человека оказались в одном купе – он средних лет, с охоты, она – молодая и беременная. Оба рассказали свои истории, на удивление похожие. Вот как представлена сама девушка:

«Она вдруг лукаво улыбнулась и заговорила с изящной простотой выпускницы Смольного института.

- Вы, наверное, обескуражены («обескуражены!») таким соседством, но, право же (Боже – «право же!»), мы не смогли приобрести билет в СВ по причине его отсутствия.»

История про детство и преодоления страхов (темной комнаты и летучих мышей), рассказанная главным героем, затем история девушки, как та всю жизнь боялась отстать от поезда. Истории о первых знакомствах и первой любви. Все словно катится под колеса поезда, мерно в тихом уютном купе. И наконец он и она рассказывают друг другу свои ключевые истории о самом важном знакомстве в жизни и самом запоминающимся общении. И он и она имели в своей жизни любовь, но не сумели удержать у себя по разным причинам. У него «девушка уехала в другую страну». У нее – возлюбленный оказался довольно циничным субъектом, таким типичным пользователем. И теперь она беременной в этом поезде едет в Москву…

Ну зачем ты мне звонишь?!

- …Я… подумал… вдруг простишь…  

Все пустое… Извини…

- Ничего… пока… звони…

Трагично, грустно и… очень жизненно. Чаще всего именно так и происходит. Пожалуй наиболее интересный рассказ в серии. 

«Вечерняя дойка»

https://author.today/reader/85376

В сельский клуб приезжает московский театр, чтобы сыграть в рамках акции названием «Акция «Бригада милосердия» в помощь одной партии, идущей на выборы в Госдуму. Приехали рано. Уже семь часов, а в деревне идут свои дела. Собираются люди на представление неспешно, актеры ждут. Даже искупались перед представлением. Потом только уже к 10 часам:

Клуб один, деревень вокруг несколько, так что пока зал не заполнился, а это случилось примерно в половину одиннадцатого, отмашки Режиссера не последовало. Но зато какой зал!  Мужчины в лучших костюмах, женщины в платьях с бусами, которые явно надевали по самым торжественным случаям. Даже молодежь вся в воздушном и рубашечно-белом.

Представление прошло успешно, так что не очень то и думалось о том какая победит на выборах партия. Это уже казалось лишним.

А общем, в конечном итоге немножко не понял о чем этот рассказ, но заметил, что тональность положительная. Как и вообще всех рассказов данного автора.

«Деловая хватка»

https://author.today/reader/93323

История про то, как заказали наши предприниматели мельницу на знаменитом украинском танковом «ХТЗ». Привезли туда чертежи, показали аналог. Местные специалисты осмотрели технику. Завод получил аванс. А просмотр результата состоялся за пуленепробиваемым стеклом. И на то были причины. Вскоре после включения – «результат» взорвался в буквальном смысле слова: разлетелся на куски. Ну а директор ХТЗ, увидев сие – потребовал оставшуюся оплату! И очень сильно обиделся, когда ему отказали. Оказывается у украинских производителей свое представление об выполненном контракте, а вот у заказчика – малость иное. Заказчику нужен почему-то результат. А у директора ХТЗ один ответ: «мы же провели работу, что вас не устраивает? То, что мельница развалилась, ну так это мелкие проблемы, устраним!»

В общем, по прочтении рассказа понял многое из таинственной украинской души. В историю вполне верю, поскольку периодически слышал о подобных событиях. Сам также 20 лет провел на производстве в проектном учреждении. Все это вполне знакомо…

Недостаток у рассказа один: он довольно затянутый для такого объема событий. Тут можно изложить существенно короче. Но… не принципиально!

«Мой бульвар»

https://author.today/reader/100179 

Интересная зарисовка на тему конца Перестройки, содержащая много беглой информации о том времени (еще до распада страны). 

«Справа по ходу зоомагазин известной торговой марки. А в годы моей юности — книжный, где мы с нетерпением отоваривали марки за сданную макулатуру.

Вы, современный читатель, не понимаете, что это за марки такие? Объясняю: в советские времена дефицитные, ну т.е. интересные и престижные книги, можно было приобрести либо «по блату», либо за сданную макулатуру, количество которой и было овеществлено этими самыми марками»

В итоге спутница нашего героя рассказывает тому историю, про начало Карабахской войны, и то как ее задержали на границе. Рассказ в рассказе. Дальше идет продолжение описания Бульвара. Очень много деталей и зарисовок.

В целом рассказ неплохой, но очень несобранный. Его не мешало бы отредактировать. Однако общее ощущение приятное и картинка видится объемной.

И «Тимофеевич» (прочел пару глав)

Рассказ про человека, который решает все проблемы. Этакий «мистер Вульф» из сельской русской глубинки. Хозяйственный умный мужик, думающий о деле. По своему мудрый и внимательный к деталям. Человек, способный найти решение любого вопроса, что может возникнуть в данном месте.

«- Да понимаем мы все. Но должен же быть какой-то выход. Что, во всей области ни у кого молока нет, что ли?

- Выход... - задумчиво повторила она. - Нуу, не знаю, если только... 

- Что, «если только» - тут же ухватились мы за спасительную соломинку.

- Если только к Тимофеичу обратиться, - все так же задумчиво продолжила она, - но не уверена, что из этого что-нибудь получится, совсем даже. Он человек сложный, к нему так запросто не подъедешь...

Именно тогда я впервые услышал про Тимофеича…»

В общем дальше идет группа историй, про то, как Тимофеевич решает дела, а решает он довольно достойно… Выглядит персонаж объемно и убедительно... К слову он еще прозвучал и в рассказе «Вечерняя дойка»

Что нужно для продолжения романа? Ну во-первых доработать тот материал, что уже есть. Нужна редактура (причем редактура, а не вычитка). Так пока все выглядит как черновик. Во-вторых нужна ключевая история внутри сюжета, корневая история, самая цепляющая. Иначе это будет выглядеть просто как набор бессвязных эпизодов пусть про самого интересного человека на земле, но не собранный воедино. 

Общее по всем рассказам.

Достоинства:

  1. Легкий язык
  2. Жизненность и невыдуманность.
  3. Внимание автора к мелким деталям (тут обратил внимание, что человек не забывает даже о самых маленьких элементах обстановки и событийного ряда).

Недостатки, над которыми стоит еще поработать:

  1. Поработать стоит над сюжетом, точнее над тем, как его подавать читателю. Это должно читаться интересно, захватывать, держать. Постепенное развитие по нарастающей и фабула в финале. Рассказы производят пока впечатление «несобранных», словно размытых. Ну, или мне так показалось. К самим сюжетам и языку претензий нет.
  2. Немножко невыразительны сами диалоги и удерживание читателя с их помощью. В диалогах хотелось бы больше индивидуальных речевых особенностей и самое главное – динамики развития. Они должны не просто давать читателю какую-то информацию, но затягивать его. Пока все реплики выглядят примерно как сказанные одним человеком. А так не должно быть (даже если все это по реальным событиям из жизни автора).
  3. И поработать правильно над оформлением используя возможности публикатора АТ. Тексты пока немножко не оформлены. 

 

В остальном хороший и симпатичный писатель. Интересный человек.

Могу пожелать ему только больше новых рассказов. 

Рекомендую!

90 000 Деревня из песка и камня в стране потухших вулканов

Самая красивая деревня Нижней Силезии 2015

Информация о расположении отеля

Небольшой разрозненный поселок в западной части Качавских предгорий лежит в широкой котловине между Злоторыйским Ласом на юге и холмом Копка (343 м). В девятнадцатом веке основной отраслью местного хозяйства была добыча песчаника из карьеров на Копче, которая продолжается и по сей день. Рекламный слоган деревни отсылает к этим традициям: «Деревня из песка и камня».

Рядом с бывшей железнодорожной остановкой построен Каменный сквер - рядом устроена выставка под открытым небом из блоков различных разновидностей мелового песчаника, найденных в этом районе, а также устроена миниатюра тропы каменных крестов, стоящих в Злоторийской пуще. К Копке ведет образовательная геологическая тропа с пятью информационными щитами. Его точка – это, среди прочего, закрытый карьер под фронтоном, с хорошо обнажающейся бывшей горной стеной, высотой до 15 м.

Еще одна точка наблюдения — верхний край бывшего раскопа на западном склоне, ныне залитый водой и образующий т. н.Изумрудный глаз. В бывшем карьере на восточном склоне Копки внимания заслуживает каменный виадук 1898 г. В селе есть небольшая геологическая экспозиция в т.н. Ясенкова Чата. На окраине Злоторый пущи, к югу от села, находятся Цыганские скалы - естественный скальный порог высотой несколько метров, сложенный из меловых песчаников. К западу от деревни есть толстые слои песка и гравия, отложенные водами, стекающими со Скандинавского ледяного щита, выработанного в больших раскопках.

Описание: Петр Мигонь

Предложение поселка

В селе есть предложение для туристов, основанное на геологических природных ресурсах: песке и камне. Пожалуйста, посетите:

  • единственная в Польше тропа каменных крестов длиной 14 км (кресты находятся на своем первоначальном месте в лесу),
  • Мини-дорожки из каменных крестов в центре поселка.
  • Геологическая тропа с метким названием «Прогулка по дну Мелового моря».Это 3,5-километровый маршрут по бывшим карьерам песчаника, рассказывающий скрытую в скалах историю, насчитывающую миллионы лет.
  • Тематический туристический объект. Это место для барбекю с беседками из бревен и мангалом и кострищем и элементами малой архитектуры из песчаника, доступное для туристов,
  • Хижина Ясенкова - деревянный бревенчатый дом, в котором создана геологическая выставка, в которой можно полюбоваться горными породами и минералами из Страны потухших вулканов.
  • 3 нектароносные зоны, где можно узнать о жизни пчел и медоносных насекомых.
  • Каменные скверы и тематические сады.

Деревня также предлагает ручные мастерские с использованием местных ресурсов - песка и камня (песочные гелевые свечи, мини-альпинарии или каменные лепешки) и полевые игры.

Во время поездок, организованных нашими инструкторами по горному туризму, вы также можете посетить камнеобрабатывающий завод, гравийный карьер, каменные ворота и один из старейших действующих карьеров в Польше, которому более 500 лет.Предложение также включает в себя игры и мероприятия, проводимые сертифицированными аниматорами!

Рядом с общим залом находится необслуживаемый пункт проката велосипедов - Система Коммунальных Велосипедов.

.

Начальная школа в Чапле

История школа

Из школьной хроники:

Год 1945

По освобождение 11 февраля 1945 года. Немцы покинули локацию.
Жителей в Чапле после освобождения было очень мало, т.к. большинство ферм принадлежало бежавшим немцам приближающийся фронт. Постнемецкие фермы завели диких кабанов аграрная реформа жилого массива в Кельцах и за Бугом.

"Аранжировка школа "

Школа организовали в Эрнестуве в господском доме. Назначен Инспекцией Школа знаний началась 25 апреля 1945 года. классы школьный учитель Кунегунда Джочимова. Не было ни скамеек, ни доски, учебники, журналы. Скамейки были сделаны из досок местными фермерами.
были приняты в I - IV классы 77 детей.Деревни Эрнестово, Чапле, Дикий.

"Передача школа для Чапеля 1948/49"

Нет результате усилий жителей Чапеля, Инспекция решает закрыл школу в Эрнестове и организовал ее
в Чапле. Юзеф Скшешевский стал главой школы. Созданный ямы классы. Обучение проходит в одном классе.Школьная схема были Цапли, Чапелки, Эрнестово и Дзики.
Большой проблемой было отсутствие жилья для учителей.

"Распространение читательская аудитория "

15 В январе 1949 года в школе открылась библиотека.
Из районной библиотеки получено 50 книг и
«библиотечных шкафов». в виде чемодана.

"Увеличить школьный округ 1949/50"

31 август 1949 г.школа в Биэме была закрыта. Большая часть периметр школы в Биэме был закреплен за школой в Чапле, остальные
к Дживе. Шестые классы были созданы впервые. К сожалению, из-за отсутствия На занятиях присутствовали ученики шестого класса Biaego
(2 км от Чапеля). В школе 156 учеников.

«Создание кооператива производство 1950"

Вт в феврале 1950 года Чопы начали организовывать кооператив производство.Они расчистили свою землю для совместной обработки и присоединили к ней как команда для работы в поле.

"Залог разведка "

Основатель и смотрители скаутской группы Т. Косюшко была Ирена Коседовна. 1 июня 1950 г. состоялась первая торжественная скаутская клятва. По обещанию в гости приехала скаутская команда из школы №1 в знаниях.

"1950/51"

Школа в Чапле она стала 7-классной начальной школой, в которой преподавали 4 учителя. Вадислав Бабчишин стал директором школы.

«Электрификация деревни IX 1950"

Каа Знания наэлектризованы, но, к сожалению, не известны школе по каким причинам не было подключено электричество. В школе установили свет. электрический в 1951 году.

"1951/52 год"

Школа дополнен 18 новыми скамейками, 1 столом для учителя, прессом переплетного дела и два новых шкафа для учебных пособий и офисных файлов. Школа расположена в двух корпусах в четырех классах.

"Ремонт школы 1956/57"

Менеджер Ян Рушкевич стал школой.Сделан ремонт: сетчатое ограждение. (за собранный лом детьми получены средства), сделана новая крыша, построены кирпичные туалеты.

Акция "ТВ"

Было решено соберет средства на покупку телевизора. Дети собирали картошку. была проведена зому толпа. В результате этой акции
30 октября 1962 г. Приобретен телевизор "Лотос".

«Новое строительство школа "

Год 1964 г. - создан и возглавил Общественный комитет по строительству школы. остался п.Люциан Кучиски – фермер из Чапеля.
1965/66 год – строительство школы шло быстрыми темпами. Комитет по строительству Школа прилагает усилия для строительства спортзала. Воеводские весы они присоединились к суду, и гимназия субсидировалась. День 6 января 1966 г. будет техническая приемная школы. Вывод строительство школы в 1966 году это связано с празднованием вашего тысячелетия польский.

«Социальные дела»

Школа и деревенское общество предприняло ряд действий, таких как ограждение школы, посадка деревьев, посадка клумб, ремонт дорог и укладка тротуаров.Общество много дней работает в романе
убрать мусор (при строительстве спортзала), убрать местность. Общая стоимость социального акта превысила 300 000 злотых.

День 1 сентября 1966 г. состоялось торжественное открытие памятника «Школа тысячелетия».

"Сегодня"

Школа Первичный в Чапле известен еще несколькими лет назад летняя колония.Грядущая реформа округа в 1999 г. он превратил его в аванпост шестого класса.
До этого периметр школы состоял из следующих деревень: Чапле, Чапелки, Эрнестово, Дикое. В 1999 году территория была расширена за счет деревень Сулново, Сулнвко и Скаршево. В школе обучаются дети в возрасте 6-13 лет, т.е. от детского сада до 6 класса
1 июня 2006 года покровителем нашей школы стал Корнел Макушиски.

.

Серая цапля »Птицы Барицкого ущелья

Серая цапля — самый популярный и распространенный представитель своего вида во всей Европе. Эта птица немного похожа на журавля. Слегка загадочный и статный силуэт цапли создает впечатление, что эта птица родом из предыстории Земли. У цапли длинные, стройные, желто-бурые ноги, на которых сидит правильное, круглое, серо-перистое туловище, s-образная, светло-бежевая, довольно длинная шея и небольшая, белая голова.Голова цапли характеризуется темным, почти черным оперением на высоте макушки и декоративными, внушительными перьями на затылке, образующими в брачный период характерный клюв. Маленькая голова заканчивается большим, большим клювом, который длинный, заостренный. Клюв дневной серовато-желтый, а в брачный период довольно оранжевый, поэтому цапля однозначно привлекает внимание.

Крылья, тело и хвост цапли серые. Интересно, что перья серой цапли с нижней стороны беловатые.Концы крыльев закруглены и окрашены в черный цвет. Также имеется черное пятно в центре крыльев. Однако это далеко не все характерные окраски цапель. У этой птицы светло-бежевая, иногда беловатая шея, которая по всей длине имеет своеобразные темные пятна, вместе образующие вертикальные линии. Молодые особи полностью сероватые, с гораздо более темной макушкой и более темными ногами и клювом. Шея, характерная для цапли, странно изогнута, что обусловлено ее анатомическим строением.Интересно, что цапля не может выпрямить шею, поэтому еще и во время полета отводит голову, пряча ее в крыльях. Глядя на небо, мы обязательно узнаем характерный силуэт цапли, которая бесшумно пересекает небеса и издает такой характерный звук, что разбудит даже мертвого человека.

Печально известный

Цапли

Цапля — это птица, которая заметит нас быстрее, чем мы ее. Из-за не очень приятных переживаний с людьми эта птица крайне пуглива и пуглива.Обычно он держится на безопасной, дальней дистанции, что аргументируется неприятными воспоминаниями. Из-за любви к рыбе, которая является основным ингредиентом птичьего меню, цапли на протяжении столетий не очень любили люди. Хоть они и не удивляются, люди давно гоняются за цаплями, особенно за теми, что паслись на нерестовых прудах. Взрослая цапля в течение дня может съесть от трехсот до пятисот граммов рыбы. Это маленькие рыбки, сантиметров десять длиной, но в их порывах цапля вылавливает из воды и полукилограммового карпа, которого ужасно уничтожает, не в силах проглотить целиком.

Цапля отличается большим опытом и хитростью при поиске пищи. Эта птица с достоинством, спокойно и величаво ходит в воде так, чтобы не спугнуть потенциальную трапезу. Во время перехода вброд цапля похожа на опытного рыболова, умеющего терпеливо выжидать ничего не подозревающую добычу. Эта птица стоит на одной ноге и выжидает, а когда замечает севшую на мель рыбу, быстро и умело хватает и проглатывает добычу целиком. Добыча взрослых цапель является негативным явлением для племенной деятельности человека. Однако в связи с увеличением числа туристов цапли все чаще покидают искусственные водоемы и нерестовые пруды в пользу естественных экосистем, более мирных и удаленных от человеческого жилья.

Впрочем, глядя более благосклонно на цапель, неудивительно, что они так любят вкусную рыбу. Цапли — не единственные птицы, которые едят рыбу. Любят рыбное меню и бакланы, и поганки. Однако меню цапли не такое однообразное. Помимо рыбы, цапли поедают также мелких земноводных и млекопитающих, а также водных беспозвоночных.Эта птица будет довольствоваться моллюсками, а иногда может и поймать в полете насекомое, на что у нее тоже возникнет соблазн.

Размножение и гнездование

Цапли становятся взрослыми по достижении двухлетнего возраста. Затем цапли спариваются и ищут место для постройки гнезда. Стоит отметить, что строительством и насиживанием яиц занимается как самка, так и самец. Цапли — колониальные гнездящиеся птицы, образующие так называемых цапель. Пара цапель редко гнездится поодиночке, спрятавшись в камышах или тростниках.Обыкновенные цапли строят свои гнезда в гвоздиках, высоко на деревьях.

Хотя гнезда строятся поэтапно, они часто бывают неустойчивыми и падают с большой высоты, уничтожая часто отложенные яйца. Цапли образуют основу гнезда с толстыми твердыми ветвями, дополненными более мелкими ветвями, травой и другими побегами растений, а также корнями растений. Верхний слой гнезда сделан из мягкого пуха, листьев и фрагментов растений. Цапли, строящие гнездо и высиживающие яйца, а также добывающие пищу, действуют попеременно.Одна особь всегда охраняет гнездо, яйца и птенцов как от хищников, так и от враждебно настроенных людей.

Самка размножается только один раз в год, откладывая от трех до пяти яиц, которые насиживают менее месяца. Родители заботятся о своем потомстве, заглядывая в гнездо, кормя молодых птенцов и согревая их. Через пятьдесят дней молодые цапли контролируют первые выходы из гнезда, но еще долго будут к нему возвращаться.

Зная об общей неприязни человека к цаплям и их высокой смертности на первом году жизни, стоит помнить, что серых цапли находятся под частичной охраной .

.90,000 Урок истории в Малых Чапле

Урок истории в Czaple Mały 9000 3
Детали
Опубликовано: 16.10.2018 09:51

По случаю 100-летия восстановления независимости Польши 14 октября 2018 г. состоялась специальная церемония под названием «Урок истории в Малых замках». Мероприятие, направленное на распространение знаний о пути к обретению свободы, началось с благодарственной службы, которую отслужил настоятель прихода Czaple Wielkie, о.Яцек Вуйчицкий. Затем председатель Совета гмины Станислав Макола приветствовал приглашенных гостей и всех собравшихся.

Во время официальной части чествовали ветерана, уроженца Чапле Мале, механика 303-й эскадрильи Юзефа Палимонку. От имени главы гмины Леслав Блаха секретарь гмины Марыля Стасек-Ментель вместе с председателем совета Станиславом Маколой вручили лейтенанту Юзефу Палимоне акт о присвоении звания Почетного гражданина гмины Гольча и памятная статуэтка, а директор БиОАК Божена Хесс и мэр Чапеля Малыча поздравительное письмо Ивону Дурберу.Постановление Совета гмины Голча о присвоении почетного гражданства зачитала советник из Малой Чапели Беата Выпчал. На церемонии присутствовали и другие почетные гости: ветеран Францишек Северин из Чишувки и старейший житель гмины Голча, господин Стефан Язвец из Бука, которому в этом году исполнилось 100 лет. 100-летний житель получил памятную медаль, отчеканенную по случаю 100-летия восстановления независимости Польши, которую от имени воеводы Петра Чвика вручила секретарь гмины Марыла Стасек-Ментель.

Изюминкой «Большого урока истории» стала необычная презентация группы реконструкции, подготовленная Ассоциацией исторической реконструкции «Елка», и полевая игра «Анимированная история». Церемонию украсили концерты патриотических песен в исполнении Молодежного духового оркестра гмины Голча и Духового оркестра «Чапеланка». В художественной части с патриотическим репертуаром выступили хор «Утренняя звезда» и клуб Senior+ в Мостеке. С другой стороны, демонстрацию парадной строевой подготовки и самообороны представили ученики форменных классов Комплекса школ и общеобразовательных учреждений в Скале.Самых маленьких ждали дополнительные аттракционы: патриотические мастер-классы, загадки, ребусы, аквагрим, надувные горки. Церемония завершилась концертом группы HELOU «Неподлегла сегодня».

Мероприятие было организовано в рамках программы «Неподлежа».

.

"Цапля, рыба и рак" - Анализ и интерпретация - Ряды

"Цапля, рыбка и рак" - одна из сказок Красицкого, в которой рассказанный сюжет угнетает грустной правдой.

Цапля, рыба и рак – анализ

Сказка Цапля, рыбка и рак удивляет своим нетипичным для сказки, особенно в случае с мастером краткостью, объемом. Целых 36 строк составляют эту повествовательную сказку, в которой неравной длины строки говорят всезнающий рассказчик и некоторые из героев сказки - главный герой, цапля и собирательный герой, т. е. рыба.

Прямой речи о раке нет, но рассказчик сообщает читателю о своих переживаниях и чувствах. В результате Красицкий создал тип повествовательной сказки с элементами диалога, ритм которой обеспечивается только постоянным расположением рифмовок ААВВ.

Цапля, рыба и рак – интерпретация

История хитрой цапли, которая, сообщив рыбам, что подслушала разговор рыбаков, планирующих осушить населенный ими пруд, не должна была закончиться для первой трагически.Однако ложная благодетельница рыб, спасающая их от пропажи, как бы несущая их в клюве в другой водоем, а на самом деле молча поедающая их, виновата в том, что слишком жадна и горда.

Ранее показав не только умную идею, но и мастерское ее воплощение (по предложению рыб им в помощь, цапля вздрогнула; / Ее использовали в конце, / Она стала служить . Однако дерзкая с такой легкой добычей цапля хочет еще : Наконец-то вы захотели отведать раков .

Один из пойманных ею раков, поняв, что предполагаемая благодетельница точно не пойдет на второй пруд, где должны найти пристанище обитатели первого, приговоренные рыбаками к смерти, и начинает отчаянно бороться за свою жизнь. Успех у него блестящий: Увидел предательство, тут же попытался отомстить. / Так удачно сунул за шею, что задушил цаплю.

Трагический финал цапли комментируется рассказчиком словами: Она умерла мертвой: / Вот как бывает с предателями .Но на самом деле цаплю проигрывает не вероломство, а излишняя слепота к успеху, отсутствие тормозов и переоценка своих сил. Сказка, таким образом, есть предостережение от такого ослепления, но не только — Красицкий, как он часто делает, предостерегает наивных и доверчивых.

Рыбы, несмотря на то, что цапля их естественный враг, позволили себе без долгих споров выжать свою сказку и впихнуть себя хищнику прямо в глотку. Страх перед воображаемым лишал их способности мыслить и рассуждать.Единственный положительный персонаж сказки – осторожный и реалистичный Рак.

.90 000 Выставка картин Мариана Чапла - Новости 9000 1 №

Приобретенный в 2011 г. на средства Свентокшиского маршальского управления полотно Чапла – «Св.Францишек», «Отец», «Суд», «Эпитафия Анджею Врублевскому», «Милош I», «Милош II» и «Греческий торс» (набросок углем на холсте) — «отрывок из его лучших работ» — оценил куратор выставки Ивона Райковска 9000 3

Восемь из 11 представленных картин принадлежат Национальному музею в Кельце, а три принадлежат Свентокшискому обществу поощрения изящных искусств.- В настоящее время в Кельце находится самая большая и ценная коллекция произведений Мариана Чапла в государственных коллекциях, - подчеркнул куратор.

Мариан Чапла разработал свой собственный стиль современной станковой живописи, в котором он обратился к ветхозаветным и новозаветным персонажам-символам, историям и посланиям.- Его интерпретации мотивов и нитей, известных веками (несколько Крестных Путей, Оплакивания, Распятия, Пьеты, Мадонны, Святой Магдалины) волнуют как верующих, так и неверующих, - сказала Райковская о достижениях художника.

Мариан Чапла родился в 1946 году.в Гацке под Шидлувом в Кельцком крае. Выпускник Средней школы пластических технологий в Кельце. Учился в Академии изящных искусств в Варшаве в мастерских Стефана Геровского (живопись) и Галины Хростовской и Юзефа Пакульского (графика). Профессор живописи в своей альма-матер. Вместе с Анджеем Бонковским, Майей Гуминской и Петром Каспржаком он был соучредителем художественной группы Symplex S4. Его работы, представленные на нескольких десятках выставок в Польше и за рубежом, находятся в музеях и частных коллекциях, в том числев в США, Франции, Швейцарии и Швеции.

В 2004 году художник получил почетную награду Свентокшиского воеводства – статуэтку «Гордость края».

Более 150 картин Мариана Чапла можно было увидеть в Национальном музее в Кельце в 2002 году на ретроспективной выставке его работ, приуроченной к 30-летию творчества художника.В то время был издан самый полный каталог произведений художника. Пятничный вернисаж состоится в выставочных залах музея по адресу ул. Орла 3 9000 3 .90,000 Новости из Соколова -

Присутствовавшим на встрече было любопытно ознакомиться с привезенными гостями свежими историческими картами Подляского воеводства второй половины XVI века, презентация которых сочеталась с лекциями историков.

Сначала д-р Томаш Ящолт рассказал о первоначальном сообществе, из которого произошли основатели Чапла – братья Андрал (Анджей), Хенрик, Петраш и Марцин. В 1405 году великий князь литовский Витовт пожаловал этим братьям чапле в Дрогицком повяте с правом поселения.Название села Чапле Андреевичи происходит от имени Андрал, имя используется на протяжении шести столетий и по сей день. Четыре брата произошли от бывших мазовецких рыцарей, которые за пресловутым хлебом стекались в восточные окраины в поисках привлекательных условий для поселения. Все указывает на то, что братья-рыцари пришли на Подлясье из центральной Мазовии из деревни Сарново в бывшей Вышогрудской земле. Документ великого князя Витольда от 1405 года об основателях Чапла был одним из немногих, уцелевших в средние века.Еще до Первой мировой войны пергамент был просмотрен историком проф. Александр Яблоновский в частных архивах владельцев Корчево, к сожалению, после 1939 г. он, вероятно, был уничтожен вместе с уничтожением архива Корчевского Островского после 1939 г.

Докладчик на примере Чапла и Корчева описал систему земельных пожалований князя Януша I Мазовецкого, а затем князя Витольда. Затем эти два правителя заложили основу сети поселений на Подлясье, которая существует практически и по сей день. Семьи соседей Чапских из Скшешевской волости: Галецких из бывших Галских Шлачек (эта деревня исчезла в середине 19 века.), Могельницкий из Могельницы, Залесский из Залесья, Лисецкий из Лишек, Василевский из Василево или Островский из Островца также происходили из мазовецкого рыцарства, судя по средневековым источникам. Интересен тот факт, что первый владелец соседнего Корчева, по имени Претор, происходил из племени пруссов или ядзвеских, остатки которых были вытеснены с родины тевтонскими рыцарями и искали спасения среди прочих. в Мазовии.


Д-р Ящолт указал на старые источники, в которых фигурируют представители следующих поколений Чапских из Чапла.В 1528 г. владельцы села Чапле были записаны в списке, составленном Великокняжеской канцелярией в Вильнюсе, как обязанные нести военную службу с тремя лошадьми, что по сравнению с другими села свидетельствовало о быстром развитии села. В связи с войной с Москвой около дюжины знатных жителей Чапла, точно поименованных на дошедших до наших дней страницах военной переписи, явились верхом и вооружились на массовый старт, созванный в 1567 г. близ Литовского Радошковице в далеком провинциальном Минске.Точно так же в 1569 году, после Люблинской унии в городе Дрогичин, около дюжины представителей семьи Чапских присягнули на верность польской короне. Другими интересными для Чапла источниками являются данные налоговой (сборной) переписи 1580 г. или так называемых налоговых регистров. дымоход времен Собеского (1674 г.). Оказывается, не все было разрушено во время войн, сохранились некоторые документы по нашим подляским городам, и большинство из них уже опубликовано или хранится в архивах.

Другой спикер, Богуслав Немирка, поделился результатами своего исследования этапов создания и последующего развития дворянских деревень в Дрогицком крае. Оказывается, эти деревни очень быстро развивались, чему способствовало долгое отсутствие войн. После начального этапа, когда население села состояло только из основателей с детьми и прислуги, в течение 2-3 поколений село Чапле быстро разрослось до дюжины ферм.Названия некоторых полей, такие как «Плусы» или «Пшеца», используемые сегодня в Чапле, указывают на их преемственность практически со средневековья.


Еще одна интересная тема — прежний трехпольный метод возделывания. Дворянство Дроика после того, как леса и кустарники были расчищены и приспособлены к возделыванию паров и пустырей, очень быстро начали использовать трехполье, которое в то время было современным и эффективным способом земледелия. Отсюда следует, что дворянство, пришедшее сюда при Витольде из Мазовии или центральных районов Польши из Ленчицы, Серадза, Куявы и даже Малой Польши (напр.семья Чоржницких из Чорзницы), трехпольная семья уже не была чужой, по крайней мере, в придворных книгах Дрогицких XVI века есть упоминания о ее использовании. В этих книгах много описаний весенних грядок, зимних грядок, первого, второго, третьего (парового) поля, понятий, характерных для трехпольных полей в сделках.

Последний гость из Института истории Польской академии наук Михал Гочна рассказал о методах работы коллектива авторов «Атласа средневекового Подляского воеводства второй половины XVI века».Работа над Атласом продолжалась более 60 лет, что свидетельствует о сложности проблемы и масштабности работ, которые пришлось выполнить. Столь долгая работа пошла на пользу Атласу, потому что опыт, полученный при подготовке предыдущих томов, можно было использовать в томе Подлясья. Докладчик также рассказал о методах работы авторов первых подробных карт Подлясья: карты Пертеса конца 18 века (здесь картограф основывался на составлении карты на описаниях каждого прихода, сделанных местными приходскими священниками, который был, например.причина путаницы на карте Чапла Андрелевича с Чаплами Ярки и Чаплами Руски) и австрийской карте Хельденсфельдаца 1804 года, составление которой основывалось на полевых триангуляционных измерениях. Что касается очередного издания карт, то обнаружилась забавная вещь в расположении близлежащих деревень Вырозембы, Конаты и Подавка. Начиная с Карты квартирмейстера Королевства Польского от 1843 г., Вырозембы Подавце обозначались как Вырозембы Кунаты (и наоборот). Ошибка в названии деревни возникла в результате ошибки русских авторов Интендантской карты и воспроизводилась на последующих картах различных изданий практически до 1945 года.Оказывается, даже в работе, требующей исключительной аккуратности, могут возникать человеческие ошибки, которые сохраняются надолго.

Жители Чапла многое узнали о прошлом нашей местности в 15-16 веках и о методах работы историков, и притом наиболее интересующихся историей своего рода - как проще всего найти архивные документы. И все это благодаря инициативе Ассоциации сельских домохозяек Чапла Андрелевич.

В связи с призывом историков к сельчанам найти старые фотографии и передать их в государственные архивы, представляем еще одно фото с похорон Аполонии Чапской, фото сделано посреди деревенской дороги в Чапле в апреле 1944 год.На фото изображены люди из семьи покойного и других линий Чапских и родственной семьи Галецких. Среди них в верхней группе также Витусь Галецкий (тогда ему было 4 года) на руках у дяди Станислава, рядом с ним его отец Юзеф и бабушка Марианна, урожденная Василевская. С тех пор прошло 77 лет, известно, что никого из старшего поколения уже нет в живых. Но оказалось, что Витольд Галецкий, 1940 года рождения, жив и даже здоров (живет в Савицах с женой). Публикуем его актуальное фото с очередным обращением.

Не всех людей на старой похоронной фотографии можно было опознать. Может быть, кто-то узнает себя с детства или своих родственников, которых уже нет в живых, на фотографии. Так мало сельских сувениров осталось от умерших в былые времена. Отправьте табличку о них в редакцию.

А давайте вообще уважать старые фотографии и делиться ими с другими, желательно через архивы!

Жители села на похоронах Аполонии Чапской.Цапли Андреевичи IV 1944
В верхнем ряду, в руках отца - Витольд Галецкий


Витольд Галецкий сейчас, спустя 77 лет

Б.

.

Смотрите также