Струны для гуслей


Гусли. Руководство пользователя


Разновидности гуслей

Гусли имеют несколько устоявшихся типов. Тип №1: академические гусли. Это инструмент предназначен для профессиональных музыкантов и имеет несколько разновидностей. Для овладения ими необходим длительный срок, нотный самоучитель или музыкальная школа. Тип №2: русские традиционные крыловидные гусли. Этот тип инструмента до сих пор бытует в крестьянской среде. Крыловидные гусли - инструмент для любительского музицирования. Основные приёмы игры можно освоить за 20-30 минут. Тип №3: шлемовидные гусли. Этот тип гуслей сохранился в живом бытовании в Поволжье у вотяков, черемисов, чувашей и татар.    

______________

Настройка гуслей

Русские традиционные гусли, равно как и балалайка, не имеют чётко регламентированного способа настройки. В разных крестьянских традициях веками складывались свои предпочтения. Мы приводим наиболее распространённые варианты способов настройки псковских и новгородских крыловидных гуслей. Высота настройки при этом не имеет значения, музыкант может подстраивать гусли в любую удобную тональность.


Варианты настройки псковских гуслей (9 струн): 

  • G C D E F G A Bb C 

  • Bb C D E F G A Bb C


Варианты настройки новгородских гуслей (7 струн): 

  • С D E F G A Bb 

  • G C D E F G A  

Для точной настройки воспользуйтесь цифровым тюнером - это удобно. При настройке рекомендуем использовать специальный настроечный ключ, поставляемый в комплекте с фирменными гуслями БалалайкерЪ. 

_________________

Особенности ухода за гуслями

Гусли - неприхотливый в использовании инструмент. И всё же, с течением времени, у него могут проявляться характерные признаки активной музыкальной жизни - затиры в местах соприкосновения рук с верхней кромкой открылка и декой. Если Ваши гусли стали терять свой презентабельный вид, рекомендуем воспользоваться специальными средствами в виде полиролей и клининговых средств по уходу за музыкальными инструментами. При сильных загрязнениях можно использовать народные средства – русскую водку или бытовой бензин «калоша». Различные средства по уходу позволяют гуслям не только сохранять привлекательность, но и не терять правильное звучание. При длительном перерыве в использовании рекомендуем опустить натяжение струн. Для бережного хранения рекомендуем использовать чехол или кофр.

__________________

Струны для гуслей

В современной практике крыловидные гусли оснащаются металлическими струнами с наборами диаметров в пределах .010-.018 дюйма. В России до недавнего времени отсутствовал промышленный выпуск струн для традиционных русских гуслей. БалалайкерЪ исправил этот недочёт и выпустил специальную серию гусельных струн BalalaikerSoundTraditional©. Удобное крепление и качественный музыкальный сплав струны позволяют звучать Вашему инструменту насыщенно, а пальцам не травмироваться при интенсивной исполнительской практике. 

__________________

История гуслей

краткая историческая справка


Гусли — один из самых древних и любимых русских музыкальных инструментов. Он известен с ранних времён формирования и расселения русского народа. В частности, древнерусские гусли находят в новгородских археологических раскопках начиная со слоёв XI века. Гусельные традиции получили широкое распространение на разных русских территориях и в разных слоях общества — от крестьянства до высшей знати. В период рубежа XVII-XVIII веков гусли практически вышли из дворянского обихода и остались в крестьянской среде. Часть этой древней музыкальной культуры сохранилась в живом бытовании до наших дней. Подлинным открытием в деле изучения гуслей стали археологические и реконструкторские изыскания Владимира Поветкина в Великом Новгороде и экспедиции научного коллектива под руководством Анатолия Мехнецова по Новгородской и Псковской областям в середине 1980-х годов. Именно тогда открылась уникальная живая традиция игры на гуслях в крестьянской среде, сохранившаяся вплоть до нашего времени. Благодаря этой работе гусельная культура получила активное продолжение. 

Гусли прошли длительный путь развития и получили разные формы. Так на рубеже XIX-XX веков старинные крыловидные гусли были переработаны для академической игры группой мастеров под руководством музыканта Василия Андреева и музыкального мастера Семёна Налимова. Такие гусли с сильно изменённой конструкцией и усложнёнными приёмами игры используются в наши дни в профессиональных музыкальных коллективах академической традиции. Помимо крыловидных гуслей в русской традиции существовали и большие псалтиревидные (шлемовидные) гусли, привычные по виду широкой публике благодаря картинам и художественным фильмам. Однако, такой вид гуслей исчез из русского обихода приблизительно на рубеже XVIII-XIX веков и в наши дни встречается у финно-угорских народов (черемисы, вотяки), у чувашей и татар. Отдельный вид клавирообразных гуслей закрепился в практике церковного обихода и профессиональных оркестров. В их конструкции присутствует клавиатурная часть, позволяющая исполнять самый широкий репертуар.

Основной инструмент русской гусельной традиции – крыловидные гусли с набором струн в количестве от 6 до 9 штук. Этот инструмент мало изменился за последнюю тысячу лет. Играют на русских крыловидных гуслях поставив инструмент вертикально и используют приёмы схожие с игрой на балалайке – бряцание и щипок струны. На сегодняшний день крыловидные гусли переживают исключительный рост популярности. Активная исполнительская деятельность Алексея Мехнецова, Дмитрия Парамонова, Василия Иванова, Сергея Старостина и других самобытных музыкантов способствует продолжению традиций исторической крестьянской игры на гуслях.

Тексты: Мануфактура БалалайкерЪ. Любое копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения владельца.

Гусли — GPVN.RU

Гусли — древнейший струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России. Славяне играли на гуслях в XI веке, чему свидетельствуют находки на раскопе в Новгороде на Волхове (крупный водный торговый путь из Варяг в Греки). Существуют разные виды гуслей: гусли звончатые (крыловидные), гусли щипковые, гусли клавишные.

Под «гуслями» в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 года и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle («скрипка») y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. На археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см.

Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть… свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»).

Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором.

В самом начале нашего столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, аль и бас. Количество струн стало постоянным — 12-13. Уже в наше время советским гусляром Д. Локшиным были сконструированы звончатые гусли с хроматическим звукорядом.

Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения.

Гусли

Среди всего многообразия русских музыкальных инструментов одним из древнейших, одним из наиболее «смыслонагруженных», культурно значимых, представленных на самых разных этапах российской культурной истории, являются гусли. Феномен гусельного искусства заключается в постоянном сопряжении прошлого и настоящего; в нем находит яркое выражение историческая преемственность, способность «встраиваться» в разные музыкальные пространства и историко-культурные матрицы; отвечать на социальные запросы посредством актуализации своего темброво-акустического и символического потенциала.

К началу XXI века гусли звончатые органично представлены на всех ступенях профессиональной музыкальной образовательной системы – детская музыкальная школа, средние специальные учебные заведения и ВУЗы; а также в разветвленной сети досуговых учреждений от воскресных школ до кружков в Домах культуры.

В РАМ им. Гнесиных класс гуслей был открыт в 2000 году, тогда еще на кафедре народных инструментов (зав. каф. Ф. Р. Липс). Первой студенткой и выпускницей академии 2002 года по гуслям в классе Любови Яковлевны Жук стала Мария Беляева – в настоящее время преподаватель кафедры «Оркестровые народные инструменты» ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова и ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств». Позднее, в 2012 году была создана кафедра «Национальные инструменты народов России». Первым заведующим кафедрой стала Л. Я. Жук и возглавляла ее с 2012 по 2016 год. С 2016 года кафедрой руководит А. С. Базиков. Задачи, которые ставились перед преподавателями кафедры, остаются актуальными и на сегодняшний день – сохранение национальных традиций музыкально-инструментального искусства России, подготовка высоко-профессиональных исполнителей на гуслях и разновидностях русских гармоней.

Инициатива кафедры «Национальные инструменты народов России» РАМ им. Гнесиных принять участие в конкурсе «Созвездие мастеров», изготовителям гуслей, призвана дать новый импульс дальнейшему развитию национальных инструментов, в данном случае гуслей, дальнейшему росту исполнительства на них, качеству инструментов, их возможному усовершенствованию. В 2020-м году номинация звончатых гуслей впервые будет представлена на конкурсе и это новая страница в развитии нашего инструмента. Многие вопросы необходимо выносить на обсуждение мастеров, исполнителей и педагогов. Это, прежде всего, вопросы унификации стандартов производства гуслей, выбора материалов, сечение струн и т.д. Сегодня многие инструменты разных производителей отличаются не только звуковыми, но, зачастую и конструктивными, характеристиками. Положение о том, что профессиональное исполнительство и процесс обучения в музыкальном ВУЗе должны проходить на музыкальных инструментах высшего качества давно стало аксиомой.

Что же представляют собой современные звончатые гусли? Во-первых, это инструмент, на котором обучаются играть в разных учебных заведениях. В основном, академической системе музыкального образования используются инструменты, имеющие 15-17 (реже 18) струн. Во-вторых, звончатые гусли характеризуются диатонической основой звукоряда с возможностью изменения высоты звучания струны в процессе игры (при наличии специальной механики). Диапазон стандартных 17-струнных гуслей – более двух октав. Требования профессиональных исполнителей к музыкальному инструменту складываются из необходимости исполнять на нём разнообразную музыку, чтобы тембр и в целом звучание инструмента органично сочеталось с другими музыкальными инструментами в ансамблях и оркестрах (здесь можно упомянуть несколько базовых характеристик, таких как строй, чистота интонации – отсутствие детонирования, сила звука, тембр и его тесситурная ровность и т.д.), удобство исполнения и эргономичность. Учет этих аспектов диктуют условия мастерам – изготовителям гуслей. На сегодняшний день производство звончатых гуслей для профессиональных исполнителей существует нескольких городах России: это Москва, Санкт-Петербург, Псков, Рязань, Барнаул, Курск, Тверь. Однако практика использования показывает нам, что в основном исполнители придерживаются какой-либо одной конструкции инструмента, которая, согласно вышеперечисленным признакам, наиболее соответствует их профессиональным запросам.

Дальнейшее стимулирование конструкторской мысли в плане развития звончатых гуслей – это необходимое звено цепи развития инструмента, начало которому было положено на рубеже XIX – XX веков, когда на инструменте появилась подставка, передающая колебания струны на деку, заставляя её полноценно звучать, параллельно увеличилось натяжение струн. Наличие подставки – это одно из основных отличий современных академических гуслей от фольклорных. Вторым существенным этапом стало начало применения перестроечной механики. В начале ХХ века это была система валиков, позже, в послевоенные годы возникла идея использования эксцентриков. Эта технология изменения высоты звучания струны после ряда усовершенствований используется на гуслях по сей день. Третий вектор развития – расширение диапазона за счет увеличения количества струн. Сегодня в профессиональной практике используется гусли с количеством от 15 до 23 (24) струн.

Исходя из этих тенденций и векторов развития гуслей, намечаются и возможные пути их реализации, которые еще ждут своего решения. Один из таких вопросов – новая перестроечная механика. Настоящим серьезным шагом в развитии инструмента стала бы использование механики с возможностью переключения в пределах тона, как например, на классической арфе. Это могло бы значительно расширить тональный план исполняемых произведений, дало бы новые возможности при исполнении переложений, облегчило использование гуслей в составе оркестров и ансамблей.

Ещё один вопрос – профессиональный расчет сечения струн для гуслей. Зачастую неправильно подобранные диаметры струн мешают ровному звучанию инструмента по всему диапазону, что является одним из требований профессиональных музыкантов. Очень часто неправильно подобранные струны рвутся в самый неподходящий момент.

Среди исполнителей, педагогов и мастеров продолжается дискуссия о количестве струн на гуслях и тесситуре инструмента. Общепринятым является инструмент с диапазоном от си малой октавы до ми третьей, при этом между струнами «си» и «ре» пропущена струна «до». Ее отсутствие нарушает логику поступенного звукоряда, но обусловлено традициями исполнения фольклорной музыки на гуслях, когда нижняя струна выполняла функцию бурдона. Конечно, сегодня, большинство произведений написаны именно с учётом этой особенности, но если мы исполняем современную оригинальную музыку или переложение классики, то это отсутствие звука в гамме может мешать. На данный момент студентами академии уже активно используется гусли с 18 струнами, где этого пробела не существует.

Хочется надеяться, что обозначенные выше вопросы найдут свое решение в активной совместной деятельности педагогов, исполнителей, композиторов, мастеров-изготовителей – всех, кто заинтересован в развитии и сохранении такого уникального явления русской культуры как звончатые гусли. И представление гуслей в номинации на конкурсе «Созвездие мастеров» – лишь начало этой большой творческой работы.

Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук, профессор А. С. Базиков
Заслуженный артист РФ, профессор В. И. Маляров
Кандидат культурологии, старший преподаватель А. С. Усков

Гусли производство ООО “ПКМИ фонда П.И.Чайковского”. ЦЕНЫ АКТУАЛЬНЫ ДО 01.07.2022 г. Внимание!!! Цены указаны без учета стоимости чехлов и доставки!

Гусли клавишные “Садко”; “Былина” от
283 500
4 октавы, диапазон от "ля" большой октавы до "ля" третьей октавы. Количество струн -49. Дека-ель резонансная; корпус -ель, шпон красного дерева "Сапели"; вирбельбанк - бук, клен; вибель- Германия; рама- металл; струны производство ООО "МПК МИ Фонда им. П.И. Чайковского". Клавишная механика. Цвет-красное дерево.
Длина корпуса 1060-1080 мм, ширина 450 мм, высота 140 мм. Вес 30 кг.
Подробнее
Гусли клавишные концертные от
367 500
5 октав, диапазон от "ля" контроктавы до "ля" третьей октавы. Количество струн -61. Длина корпуса 1580-1600 мм, ширина 620 мм, высота 150 мм. Вес 65 кг. Дека-ель резонансная; корпус -ель, шпон красного дерева "Сапели"; вирбельбанк - бук, клен; вибель - Германия; рама- металл; струны производство ООО "МПК МИ Фонда им. П.И. Чайковского". Клавишная механика. Цвет-красное дерево.

Подробнее

Гусли щипковые концертные от 367 500 5 октав, диапазон от "ля" контроктавы до "ля" третьей октавы. Количество струн -61. Длина корпуса 1580-1600 мм, ширина 620 мм, высота 150 мм. Вес 65 кг. Дека-ель резонансная, корпус -ель, шпон красного дерева "Сапели", вирбельбанк - бук, клен; вибель-Германия, рама- металл, струны производство ООО "МПК МИ Фонда им. П.И. Чайковского". Цвет-красное дерево.

Подробнее

Гусли клавишные “Гергенс” (копия) от 650 000 5 октав, диапазон от "ля" контроктавы до "ля" третьей октавы. Количество струн -61. Длина корпуса 1900-1910 мм, ширина 600 мм, высота 145 мм. Вес 85 кг. Дека-ель резонансная, корпус -бук, вирбельбанк - бук, клен; вибеля производства Германия, рама- металл, струны производство ООО "МПК МИ Фонда им. П.И. Чайковского", Клавишная механика. Цвет- черный.

Подробнее

Гусли щипковые “Гергенс” (копия) от 650 000 5 октав, диапазон от "ля" контроктавы до "ля" третьей октавы. Количество струн -61. Длина корпуса 1900-1910 мм, ширина 600 мм, высота 145 мм. Вес 85 кг. Дека-ель резонансная, корпус -бук, вирбельбанк - бук, клен; вибеля производства Германия, рама- металл, струны производство ООО "МПК МИ Фонда им. П.И. Чайковского". Цвет- черный.

Подробнее

Гусли звончатые крыловидные Пикколо (15 струн) от
54 900
Диатонические, строй ля-мажор от "си" первой октавы до "до-диез" четвертой октавы. Материалы для изготовления гуслей: дека- высококачественная резонансная ель; нижняя дека - клен-явор; корпус - бук, клен; штап, розетка (звуковое отверстие) - твердолиственные породы дерева; порожки - бук, клен; вирбель(колки) - производство Германия; струны -производство ООО "МПК МИ Фонда им. П. И. Чайковского"; отделка - лак, шеллак
Мензура - (верх) -130мм, (низ) -360мм
Подробнее
Гусли звончатые крыловидные прима (15 струн) от 54 900 Диатонические, строй ля-мажор от "си" малой октавы до "до-диез" третьей октавы. Материалы для изготовления гуслей: дека- высококачественная резонансная ель; нижняя дека - клен-явор; корпус - бук, клен; штап, розетка (звуковое отверстие) - твердолиственные породы дерева; порожки - бук, клен; вирбель(колки) - производство Германия; струны -производство ООО "МПК МИ Фонда им. П. И. Чайковского"; отделка - лак, шеллак.
Мензура - (верх) -220мм, (низ) -620мм
Подробнее
Гусли звончатые крыловидные прима (17 струн) от 57 600 Диатонические, строй ля-мажор от "си" малой октавы до "ми" третьей октавы. Материалы для изготовления гуслей: дека- высококачественная резонансная ель; нижняя дека - клен-явор; корпус - бук, клен; штап, розетка (звуковое отверстие) - твердолиственные породы дерева; порожки - бук, клен; вирбель(колки) - производство Германия; струны -производство ООО "МПК МИ Фонда им. П. И. Чайковского"; отделка - лак, шеллак
Мензура - (верх) -190мм, (низ) -620мм
Подробнее
Гусли звончатые крыловидные Альт (15 струн) от 69 500 Диатонические, строй ля-мажор от "си" большой октавы до "до-диез" второй октавы. Материалы для изготовления гуслей: дека- высококачественная резонансная ель; нижняя дека - клен-явор; корпус - бук, клен; розетка (звуковое отверстие) -твердолиственные породы дерева; вирбель(колки) - производство Германия; струны -производство ООО "МПК МИ Фонда им. П. И. Чайковского"; отделка - лак, шеллак.
Мензура - (верх) -220мм, (низ) -620мм
Подробнее
Гусли звончатые трапецевидные (по локшинским мотивам) 19-и струнные от 92 600 Диатонические, строй ре-мажор от "соль" малой октавы до "ре" третьей октавы. Материалы для изготовления гуслей: дека- высококачественная резонансная ель; нижняя дека - клен-явор; корпус - бук, клен; розетка (звуковое отверстие) -твердолиственные породы дерева; вирбель(колки) - производство Германия; струны -производство ООО "МПК МИ Фонда им. П. И. Чайковского"; отделка - лак, шеллак.
Мензура- (верх) -195мм, (низ) -540мм
Подробнее

Как рождается волшебный звук


В Томске впервые прошел концерт, на котором вместе с органом звучали звончатые гусли

Красивый, сказочный, чудесный, волшебный – такие определения давали слушатели концерта «Гусли + орган» звуку звончатых гуслей, которые пели, разговаривали, удивляли под руками Анастасии Фоминой. 11 февраля томичи впервые услышали, как гусли исполняют произведения Иоганна Себастьяна Баха и молодого петербургского композитора, урожденной томички Елизаветы Панченко. Свою землячку публика увидела за органом тоже впервые… Словом, открытий на этом концерте было много.

- Это феномен открытой струны, - объясняет причину волшебного звучания гуслей Анастасия Фомина. - Щипаю струну, а шлейф от звука долго-долго держится в воздухе, и медленно тает. Никакого искусственного прижатия. Нет посредника в виде клавиш и смычка. Просто дерево и открытая струна. Даже когда медиатором щипаю, все равно – открытая струна. Левой рукой я глушу не нужные струны. Другими словами, левая рука играет все то, что не написано в нотах, а правая играет все нужное. Иногда левая рука играет, как арфовая.

С гуслями Анастасия познакомилась еще в музыкальной школе Новомосковска, Ее перевым наставником была Раиса Николаевна Чендева, в колледже им. Гнесиных продолжила осваивать гусли, где училась в классе заслуженного артиста России М.Ю. Евтушенко. Уже тогда начала разучивать современный репертуар. Например, концерты Бориса Кравченко. Она росла на том репертуаре, который сегодня является базой подготовки солистов – гусляров. Совершенствовала мастерство и знания в Санкт-Петербургской консерватории, в классе доцента И.Н. Ершовой. Проверкой стал Первый Московский международный конкурс исполнителей на гуслях, где Анастасия взяла Гран-При. В Томск она приехала еще и как победитель программы министерства культуры РФ «Молодые дарования России» и обладатель премии Правительства Санкт- Петербурга «Педагогические надежды». Она си сейчас продолжает обучение в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургского государственного института культуры ( заведующий кафедрой народных инструментов профессор Н.А. Кравцов, творческий руководитель доцент И.Н. Ершова)..

В Томск Анастасия Фомина привезла два вида гуслей. Вернее, вид один – диатонический, 17 струн – 17 звуков, но гусли разного строя.
- Если мне нужны другие звуки, выше или ниже, я перестраиваю ключом. Для этого приходится уходить со сцены. Механика позволяет в процессе игры двигать рычаг и менять строй. Но когда много раз необходимо перестраивать, то лучше иметь второй инструмент, - говорит гусляр Фомина (слова женского рода, обозначающее эту специальность, нет).

Программа была настолько насыщенная, что Анастасия уходила со сцены несколько раз, чтобы перестроить инструмент и выносила два инструмента сразу.

В первом отделении гусли оказались полностью встроенными в барочный репертуар. Дуэт Елизаветы Панченко (орган) и Анастасии Фоминой (гусли) исполнил Сонату для скрипки и цифрового баса ля мажор, переложенную для гуслей и органа, самого плодовитого композитора барокко Г.Ф. Телемана и одно из самых популярных произведений И.С. Баха – Арию Ре мажор. Завершал первое отделение законодатель музыкальной моды, знаменитый венецианец А. Вивальди – его Концерт для гитары с оркестром Ре мажор прозвучал в исполнении гуслей и органа.

Но еще до того, как публика услышала сочинения композиторов, с чьим творчеством знакома достаточно хорошо, ее слуху было доверено послушать и сравнить музыку предшественника Великого Кантора. Прелюдией ре минор В. Любека Елизаветы Панченко открыла концерт «Гусли + орган». И музыка северо-немецкого композитора – редкий гость в Томске, а Елизавета и вовсе впервые выступала с концертом в родном для нее Томске как органист. Ведь ее родные, и ее учителя по детской музыкальной школе №2 помнят Лизу за фортепиано, именно с этого инструмента началось ее вхождение в мир музыки.

Несколько минут тишины, когда Елизавета подготавливала орган к игре, проверяла регистры, как камертон настроили и слушателей на таинство рождения музыки. Действительно, торжественно-размеренные ритмы Прелюдии В. Любека создали в зале ощущение вхождения в храм, где душа разговаривает с Господом.

- Мы барокко исполняем с соблюдением синтаксиса, который был в той музыке. Насколько это возможно, - поясняет Елизавета. – Барочная музыка сегодня - это отдельная сфера изучения. В России довольно много молодых и зрелых музыкантов, которые специально интересуются этой темой. Поэтому наша задача – это произношение, которому у меня была возможность учиться в барочном ансамбле со старинными инструментами. И продолжаю этим заниматься сейчас. Наш дуэт – мобильный организм, и мы ищем разные возможности для диалога эпох. Барокко прочитываем так, чтобы и у «народников» традиция обновилась…

Дуэт Анастасии Фоминой и Елизаветы Панченко сложился в 2011 году. Соединение инструментов, творческого потенциала исполнителей и желания выступать вместе дало превосходный результат. При том, что оба музыканта ведут активную концертную деятельность с сольными программами, их совместные выступления имеют огромный успех как в России, так и за рубежом. Слушателей привлекает необычное, новое звучание традиционных для народной и классической музыки инструментов. Томская публика не стала исключением.
- Интересное сочетание инструментов привели меня сегодня в зал, - говорит Наталья Култышева, художественный руководитель ансамбля народных инструментов «Сибирские узоры», - Гусли невозможно сравнивать с каким-либо народным инструментом. Гусли есть гусли. В отличие от балалайки или домры у них другой способ звукоизвлечения. Даже в народном оркестре гусли ставятся в центре, отдельно. Но те гусли, которые используются в оркестрах - в основном аккордовые, на них играются гармонии, а здесь звучит мелодия, каждый звук можно отдельно услышать. И это волшебный звук – зацепишь несколько струн, и все звучи. Вот Анастасия сыграла – и музыка в воздухе висит, пока не растает последний звук…

По словам Анастасии Фоминой, социологические исследования выявили, что абсолютно любому человеку нравится звук гуслей: и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам.

- Возможно, потому что память о тех гуслях, что бытовали на Руси, жива в нашем подсознании, - предполагает музыкант. - Фольклорные гусли были очень популярны, этот инструмент можно было встретить в каждой избе, самодельные, с жильными струнами. Звук воспринимается на генетическом уровне…

Но то, как звучали гусли и орган во втором отделении, прежде всего в программном сочинении Б. Кравченко «Гусли в космосе», которые были посвящены первому полету человека в космос, лучше сравнивать с… ВИА эпохи 70-х. Казалось, звучали не гусли, а ритм-гитара и бас-гитара с ударными вместе. Анастасия уже не перебирала струны, извлекая мягкие созвучия щипками, а решительно ударяла по струнам, как обычно это делают гитаристы. Однако властвовали не ритмы космической эпохи, а мелодия, рожденная, на стыке народного мелоса, отсылающего к временам былинных богатырей (партия гуслей) и «галактического», холодного звука, который генерировал орган. Поэтому, когда Анастасия стала выстукивать по деревянному корпусу гуслей морзянку, слушатели восприняли ее как органичную часть «космического» сочинения.

- На мой взгляд, в «Гуслях в космосе» нет программности, - считает музыкант. - Каждый исполнитель по-своему интерпретирует композиторский замысел. У меня такое ощущение, что гусли запускают в космос, на орбиту, и они там начинают посылать сигнал. Фа-фа-си – вначале позывные, хорошо всем знакомые: «Говорит Москва….». И вот гусли попали на орбиту, и они там сами играют. Их находят гуманоиды, которые не знают, что делать с этим странным предметом, с этим странным звуком. И вот они пытаются войти в контакт с гуслями. После контакта гусли с помощью морзянки посылают сигнал на Землю. И возвращаются, о чем свидетельствует ля мажор, звенящий в конце.

Именно сочинения Бориса Кравченко (три концерта для гуслей с оркестром, объединенных одним названием «Гусли в космосе») положили начало не только специальному профессиональному репертуару для гуслей, но и новой специальности. После появления «Гуслей в космосе» был открыт класс гуслей в консерватории. «Дрёма» для гуслей соло Константина Шаханова, еще одно сочинение, вошедшее в золотой фонд гусельной академической классики, прозвучало как знакомство томского слушателя с гуслярным репертуаром. Концерт для гуслей и органа в трех частях Вадима Бибергана вновь вернул к былинным временам, в мифологическое пространство, о чем красноречиво свидетельствуют названия частей – «Струны вещие», «Хоровод с лешим», «Веснянка».

Орган во втором отделении звучал вместе с гуслями и соло, и тоже новыми тональностями и созвучиями. Елизавета Панченко исполнила собственные сочинения. Одно она посвятила своему педагогу - профессору, народной артистки России Нины Оксинтян, другое – нежное и певучее «Adagio-вальс» - было представлено автором, как инновация в академической музыке.

На бис дуэт Фоминой и Панченко исполнил Посвящение Константина Шаханова. Это часть концерта для гуслей и оркестра, но часто она звучит и как отдельная пьеса, которую автор посвятил своему педагогу – мэтру гуслярного исполнительства Валерию Тихову. Именно с Тихова Кравченко и начал писать профессиональный репертуар для гусляров. Этот последний штрих в концерте завершил необычный двойной портрет старинных инструментов – гуслей и органа, которые и сегодня звучат очень современно.

Тест: Татьяна ВЕСНИНА.

Мир Гуслей Гусли Шлемовидные, 21 струна 2021 цвет любой

21 струнные Шлемовидные гусли -заказной инструмент премиум-класса.

Отличительные особенности:

-изготавливаются только на заказ, полностью вручную в течении 2-3 месяцев;

-обладают особой прочностью и устойчивостью к переменам температуры и влажности за счёт корпуса выдолбленного из цельного куска клёна;

-имеют неповторимое объёмное звучание и широкий диапазон;

-отличаются не только прекрасным звуком, но и превосходным дизайном;

-прослужат своему хозяину долгие годы и будут передаваться из поколения в поколение благодаря высочайшему качеству материалов и кропотливой работе мастера.

Для кого предназначена данная модель:

-для любителей эксклюзивных, первоклассных изделий;

-для тех кто хотел бы исполнять на гуслях музыкальные произведения различной сложности;

-для людей с опытом игры на других музыкальных инструментах.

Материал:

-долбленый корпус из клена, дека- столетняя резонанасная ель, немецкие колки и струны из нержавеющей стали.

-высококачественное лаковое покрытие, благодаря которому гусли сохраняют приятный запах натуральной древесины, а также устойчивы к внешним воздействиям.

Гарантия 3 года
 
Размер корпуса: 96Х36Х5 (без учета колков) вес 3 кг.

Ключ для настройки идёт в комплекте.
Возможна индивидуальная роспись на заказ.
Звуковые отверстия на гуслях могут отличаться формой и количеством, на звук это не влияет.
Цвет гуслей, который вы выбрали, может варьироваться в зависимости от различных факторов.
 
 
Строй без бурдона: D3 E3 F#3 G3 A3 B3 C4 D4 E4 F#4 G4 A4 B4 C5 D5 E5 F#5 G5 A5 B5 C6
Ре мажор (↓7) или Соль мажор от D3
Строй с бурдоном: С бурдоном:
B3/C#3 : E3 F#3 G#3 A3 B3 C#4 D4 E4 F#4 G#4 A4 B4 C#5 D5 E5 F#5 G#5 A5 B5 C#6
Ми мажор (↓7)

Гусли «Ладья» 11 струн (хвойные породы) с чехлом

Гусли «Ладья» 11 струн, это ладьевидные гусли или гусли малые шлемовидные долблёные из хвойных пород древесины.

На гусли можно установить тонкие струны для тональности С (ДО мажор) или струны большего диаметра для тональности G (СОЛЬ мажор), т.е. для получения «альтового» или даже «басового» звучания, увеличенная мензура инструмента (рабочая длина струны) позволяет это сделать. Гусли имеют сильный, полётный звук и красивую ладьевидную форму.

Возможно нанесение на гусли рисунка или орамента. Ключ в Комплекте.

  • Чехол в Комплекте
  • ключ в Комплекте
  • Гусли имеют долблёную конструкцию корпуса
  • Материал - Хвойные породы древесины
  • Верхняя дека - резонансная ель
  • Нижняя дека - часть корпуса
  • Струнодержатель из стали.
  • Струны для гуслей применяются стальные рояльные (Германия)
  • Для настройки инструмента используются стальные колки для фортепьяно диаметром 6-7 мм. (Производство Германия)

Настройка инструмента

№ струны Диаметр струны Нота Примечание
1 0,80 E ми
2 0,75 F# фа диез
3 0,70 G соль
4 0,62 A ля
5 0,55 H си
6 0,50 C до
7 0,45 D ре
8 0,40 E ми
9 0,35 F# фа диез
10 0,35 G соль
11 0,30 A ля

Струны для арфы | Резонансные арфы

Настройки файлов cookie

Здесь вы можете определить свои предпочтения в отношении использования нами файлов cookie.

Требуется для работы страницы

Эти файлы cookie необходимы для работы нашего веб-сайта, поэтому вы не можете их отключить.

Функциональный

Эти файлы позволяют использовать другие функции сайта (кроме необходимых для его работы).Включив их, вы получите доступ ко всем функциям веб-сайта.

Аналитический

Эти файлы позволяют нам анализировать наш интернет-магазин, что может способствовать его лучшему функционированию и адаптации к потребностям Пользователей.

Поставщики аналитического программного обеспечения

Эти файлы используются поставщиком программного обеспечения, под которым работает наш магазин.Они не объединяются с другими данными, введенными вами в магазине. Целью сбора этих файлов является выполнение анализа, который будет способствовать разработке программного обеспечения. Вы можете прочитать больше об этом в политике использования файлов cookie Shoper.

Маркетинг

Благодаря этим файлам мы можем проводить маркетинговые мероприятия.

.

арф | Музыкальный магазин - Ragtime.pl

Арфы

Арфа

, пожалуй, один из самых романтичных струнных инструментов. Вообще арфа выполняет функцию атрибута влюбленных, источника красивых, нежных сопровождений, навеянных музыкантами. На самом деле трудно устоять перед мелодичным звучанием этого инструмента и не быть очарованным его изящными формами и изысканным исполнением. Хотя это не очень популярный инструмент, у него есть группа преданных поклонников и поклонников, которые ценят его уникальное звучание.Недаром арфа является одновременно и элементом симфонического оркестра, и в то же время играет важную роль в народной, региональной и народной музыке. Это удивительный инструмент, который нашел свое место как в высокой, так и в крестьянской культуре.

Арфа - инструмент с богатой историей

Арфу знали и ценили еще в древности. Инструмент произошел от музыкального лука, и на нем играли 5000 лет назад в древней Месопотамии. Вероятно, большинству из нас также известна история библейского царя Давида, который играл на арфе, аккомпанируя себе под песни, восхваляющие Бога.На протяжении веков арфа была неотъемлемой частью культуры все новых цивилизаций. Однако ее золотое время пришлось лишь на правление Марии Австрийской, французской королевы в 1774-1791 годах. Правительница, талантливая арфистка, продвигала инструмент среди высшего света, а благодаря продвигаемой ею моде им стали больше интересоваться и композиторы. Они заметили музыкальный потенциал арфы и стали создавать больше композиций, посвященных ей.

Арфа и ее разновидности

Арфа

имеет несколько разновидностей, которые значительно различаются как по форме, так и по тембру.Мы различаем среди прочих концертные арфы , которые относятся к типу педальных арф , восточных бирманских арф, крючковых арф или кельтских арф. Когда-то популярной арфой была эолова арфа, состоящая из прямоугольной деки, которая размещалась на открытом воздухе и на которой играли в основном в парках и садах. Оригинальной разновидностью арфы является так называемый ангельский орган. Это инструмент, состоящий из стеклянных стаканов, звук которых получается при протирании их края влажным пальцем.Его часто используют уличные художники и на живописных выставках. Сегодня есть также электрические арфы, которые можно подключить к звуковому оборудованию. Они отлично подходят для больших концертов. Современные арфы имеют 45-46 струн, диатонически настроенных в це мажор.

Кельтская арфа - уникальный исторический инструмент

В Ragtime вы найдете оригинальные точно изготовленных кельтских арф . Как следует из названия, эти разновидности арф являются историческими инструментами, происходящими из Шотландии и Ирландии.Интересно, что на гербе Ирландии мы можем найти арфу, и этот инструмент играет важную роль в ирландской культуре и традициях. Кельтская арфа была известна народам Зеленого острова еще в 10 веке. До наших времен дошли даже барельефы того периода музыкантов с арфами. Этот инструмент широко использовался до 19 века.

Одной из самых известных кельтских арф является знаменитая арфа Мария, которая сейчас находится во владении Национального музея Эдинбурга.Это одна из самых маленьких исторических арф, сохранившихся до наших дней. Он был изготовлен в 15 веке в Шотландии и имел 29 струн. Согласно легенде, эта арфа была преподнесена королевой Шотландии Марией в подарок миссис Беатрис Гардин в благодарность за ее гостеприимство во время охоты. Этот инструмент стал семейным достоянием и на протяжении многих лет передавался из поколения в поколение в семье Робертсонов из Луде, пока в конце 19 века не был передан в музей, где и хранится по сей день.

Старая кельтская арфа отличалась от других типов арф своими металлическими струнами . Это потребовало разработки другого метода игры на этом инструменте. Струны не дергаются, а ударяешь по ним ногтем, а кончиками пальцев можно приглушить. Это дает интригующую реверберацию и впечатление идеальной гармонии звуков. Неудивительно, что кельтская арфа снова стала популярной. Уже в конце 1930-х годов французский скрипичный мастер Жильдас Жафренну, увлеченный кельтской культурой, начал создавать копии исторических инструментов. Его планы и наброски в 1971 году были использованы японским производителем Аояма для массового производства арф, и таким образом кельтские арфы вышли на более широкий рынок.

Кельтская арфа в предложении нашего музыкального магазина

Сегодня все больше и больше людей, увлеченных кельтской культурой и музыкой, охотно тянутся к инструментам, происходящим из этой традиции. Благодаря современным технологиям оригинальные кельтские арфы были модернизированы и обогащены полутоновыми механизмами (в виде крючков, позволяющих настраивать звук). В нашем магазине вы найдете различные модели кельтских арф, изготовленные из палисандра высочайшего качества , с прекрасной резьбой, напоминающей орнаменты кельтской культуры.Наши арфы радуют не только точностью изготовления, но и надежностью, что гарантирует долгие годы использования инструмента. Наши арфы радуют как слух чистым, нежным звуком, так и глаз благодаря красивым резным орнаментам из дерева. Инструменты идеально подходят для людей, которые просто хотят начать свое приключение с игры на кельтской арфе, и для опытных музыкантов, которые хотят пополнить свою коллекцию инструментов новой моделью высочайшего качества.

Кельтская арфа и специальные аксессуары

Как и любой инструмент, арфа нуждается в уходе и уходе.В разделе «Аксессуары» вы найдете запасные струны для арфы производства всемирно известного бренда Halifax , чехлы и ключи для настройки арфы . Если же вам нужен пюпитр, смотрите наше предложение в категории "Стойки". Мы надеемся, что наш широкий ассортимент специализированных инструментов и аксессуаров вызовет у вас интерес. Сердечно приглашаем вас сделать покупки в нашем интернет-магазине, а также посетить наши стационарные филиалы в Силезии: в Катовицах, Гливицах, Ополе и Вроцлаве.

.

Арфа | Школьная музыкальная библиотека

тип инструмента: нить

Арфа — один из древнейших музыкальных инструментов, она была известна еще в Древнем Египте, Шумере и Вавилонии.

Представляет собой щипковый струнный инструмент в форме высокого перевернутого треугольника, одна сторона которого представляет собой резонатор, расширяющийся к низу.Из этого ящика выходят 47 струн, которые натягиваются на колки в верхней раме. Они настроены на гамму Ces Major. В основании арфы имеется 7 педалей для настройки одноименных струн во всех октавах. Таким образом, педали позволяют вам делать 3 разных ноты и менять тональность на каждой струне. Струны арфы изготавливаются из различных типов нейлона или нейлона с медным покрытием. Верхняя рама (шея) арфы имеет форму вытянутой буквы S и обычно богато украшена.В оркестре обычно 1-2 арфы. На арфе играют сидя, ноги и руки по обе стороны от инструмента. Он легко ложится на ваше правое плечо и перебирает струны кончиками пальцев и большим пальцем.

Древние картины изображают игру на арфе около 2500 лет до нашей эры. В то время он имел различную форму, не только треугольную. Когда в средние века в Европе появилась арфа, у нее еще не было педалей, а ее струны были настроены диатонически. Маленькие арфы использовались в ансамблях менестрелей и трубадуров, потому что их было легко носить с собой.В 18 веке была введена система понижения и повышения высоты звука на одной струне, управляемая ножными педалями, а также в симфоническом оркестре была введена арфа.

1/

Уже в барокко и классицизме многие композиторы использовали арфу в концертной и оперной музыке, а в XIX веке это было широко распространено. Самые красивые оркестровые партии сочинили Петр Чайковский и Гектор Берлиоз. В наши дни арфа также используется в джазе и популярной музыке, ее можно услышать, например, в некоторых записях музыки Битлз.

Музыкант оркестра Sinfonia Varsovia рассказывает об арфе:

  • Считается, что арфа была изобретена случайно во время охоты с луком. Тогда было замечено, что при выстреле стрелы натянутая струна издает звук.
  • Выдающимся популяризатором арфы в 18 веке была королева Франции Мария-Антуанетта. Благодаря ей техника игры на этом инструменте значительно развилась, а обучение игре на арфе стало вершиной моды.
теги:
  • арфа,
  • струнные инструменты,
  • концертная музыка,
  • опера,
  • джаз,
  • Чайковский,
  • Берлиоз,
  • антиквариат,
  • средние века,
  • барокко,
  • Классицизм,
  • романтизм
.

Янина Гарсьце, На струнах арфы, соч. 85

Это издание представляет собой отрывок из сборника соч. 85 «На струнах арфы», в котором, кроме представленных сольных произведений для кельтской и педальной арфы, представлены также камерные произведения для арфы со скрипкой или флейтой. Тематически разнообразные иллюстративные миниатюры снабжены интересными названиями, такими как: ''Покемон'', ''Капли росы'', ''Грустная марионетка''.Только ''Покемон'' - это тема, разработанная в 9 вариациях. Остальные миниатюры цельные с повторяющимся характерным мотивом или представляют собой форму АВА. Однако тональные цвета всегда имеют первостепенное значение. Вся коллекция подробно описана с исполнительной стороны.

  • ИСМН 979-0-2740-0146-9
  • Язык издания: eng, pol
  • Количество страниц: 32
  • Обложка: мягкая обложка
  • Выпуск №: 1
  • Год выпуска: 2005
  • символов: сольный инструмент
  • Формат: N4 стоя (235x305 мм)

Штук в публикации:

Гарсьце Янина

Два воробья

Гарсьце Янина

Капли росы

Гарсьце Янина

Маленький Гаврош

Гарсьце Янина

У пруда

Гарсьце Янина

Покемон

Гарсьце Янина

покемонов с вариациями

Гарсьце Янина

Грустный щенок

Гарсьце Янина

Прогулка по канату

Гарсьце Янина

Булькающий ручей

Гарсьце Янина

В свете луны

Гарсьце Янина

Память
.

Арфа | Барбара Карлик, Харпер

Clairseach

, или ранняя кельтская арфа, — инструмент, который использовался в Ирландии и Шотландии с 10 по 19 века Золотая арфа — эмблема Ирландии.

Ранняя или древняя кельтская арфа очень уникальна по сравнению с другими типами арф: в основном она имеет металлические струны (латунь и/или драгоценные металлы), большинство исторических инструментов также имеют полый корпус. Ни одна из исторических ранних кельтских арф не имела столь популярных сегодня полутоновых механизмов (крючков, рычагов, педалей), что не означает, что не было ранних кельтских арф (фрагментов арфы Клойна, имевшей дополнительную струну струн).

Техника игры на арфе с металлическими струнами полностью отличается от той, что используют арфисты: по струнам ударяют ногтем (в отличие от защипывания пальцами) и смягчают кончиками пальцев, что дает необычную реверберацию и гармонию. Металлические струны обладают гораздо меньшей устойчивостью к разрыву, поэтому при классической технике они могут порваться.

В старые времена ирландские арфисты держали свой инструмент на левом плече (современные оркестровые и неокельтские арфы, а также исторические континентальные арфы хранятся на правом), так что левая рука играет мелодию и орнаменты, а правая рука играет на аккомпанирующие басовые струны, иногда перенимающие акцентированные ноты мелодии.

Моя арфа также воспроизводит исторический строй - в ней две струны одного звучания (на комхлюйге), которые составляют произвольную границу между струнами басового аккомпанемента и сопрано мелодии.

Мои арфы

Моя первая арфа - Ширка - это был инструмент от Musicmakers Kits из США (Лимерик, 26 стальных струн), собранный Мирославом Бараном из Познани

Моя нынешняя арфа - Майри - копия арфы королевы Марии.

Еще у меня есть маленькая передвижная арфа - Selmara - 19-струнный инструмент, сделанный Войцехом Веконковским из "Инструментов Метафорика".

Моя мечта, которую я сейчас воплощаю в реальность, - иметь копию арфы Килдэр.

Подробнее

.90 000 HARFA (музыкальные инструменты) © Стив Черриер Арфа, вероятно, самый древний щипковый инструмент, который мог существовать еще за 3000 лет до нашей эры.Уже в Древней Греции и Риме это был инструмент невероятной славы. Происхождение европейской арфы до конца не известно, предполагается, что она может произойти от кельтской или египетской арфы.

Арфа играла очень важную роль в музыке в Средние века вплоть до 15 века, так как использовалась в качестве аккомпанемента.В Ирландии он стал национальным символом. С 16 века он был заменен лирой в аккомпанементе и нашел свое применение в королевских дворах в качестве сольного инструмента.

Конструкция арфы всегда была разной, в основном это зависело от места ее изготовления. Например, ирландская арфа изготавливалась из одного бруска древесины ели, дуба или ивы, имела сильно изогнутую форму и имела 28 металлических струн. Его держали на бедрах и прижимали к левому плечу. Кельтская арфа, с другой стороны, имеет 32 или 34 диатонически настроенных нейлоновых струны, которые, однако, могут быть настроены на полутон.

Средневековая арфа была диатонической, а современная арфа должна была быть хроматической, что шло рука об руку с развивающейся музыкой Запада. В 16 веке была создана арфа с двумя рядами, в 17 веке добавлен третий ряд, где струны в первом и третьем рядах настраивались на целые тона, а во втором ряду на полтона. В середине XVII века был создан механизм, позволяющий натягивать струны и тем самым поднимать ноты на полтона. Тем не менее, только в конце XVII века была создана арфа с 7 педалями, соответствующими 7 ступеням музыкальной гаммы, для которой сам Моцарт написал концерт для арфы, флейты и оркестра (1778).Арфа в ее современном варианте была спроектирована С. Эраром в 1811 году. У него 47 струн и 7 педалей с механизмом, называемым двойное действие. Играют, защипывая струны с обеих сторон.

Монтеверди представил ее оркестру, и она приобрела большую известность со времен барокко благодаря таким композиторам, как Берлиоз, а позже Форе, Дебюсси и Равель. В оркестрах можно услышать 1-2 арфы, которые часто используются для имитации различных звуков: воды, ветра, ветряных мельниц, хотя есть и много произведений, в которых арфа не фигурирует.

БАРОК

Концерт Юзефа Генделя для арфы с оркестром си-бемоль мажор - А. Андрушенко, А. Берин. и Internationale Simphoniker Deutschland,

КЛАССИЗМ

Концерт Вольфганга Амадея Моцарта для арфы, флейты и оркестра - Фрайбургский барочный оркестр, Готфрид фон дер Гольц


РОМАНТИЗМ

Йоханесс Брамс Интермеццо Op.118 № 2- Шу-Синь


Иоганнес Брамс "Колыбельная" - Нафф Саид


ХХ ВОЗРАСТ

Соната Пауля Хиндемита для арфы - Джуди Ломан


Карлос Сальзедо Песня в ночи - Флораледа Сакки


ЛЮБОПЫТСТВО

А вот использование этого инструмента в фольклоре Колумбии, т.е.арпа льанера.

.90 000 TPI TPI

Арфа

Арфа — символ Ирландии, ее национальная эмблема, изображение арфы есть на валюте Зеленого острова. Арфа, ставшая образцом национального символа, существует. В настоящее время он проводится в Тринити-колледже в Дублине.

Оригинальная Goda Ireland — одна из немногих сохранившихся средневековых ирландских арф, вероятно, 14 века.Этот инструмент был характерен для Зеленого острова на протяжении более шести столетий.До сих пор сохранилось всего 14 арф, и некоторые из них только в почтении! Они относятся к периоду с 14 по 18 век

Основным элементом, отличающим ирландскую арфу от других арф, является ее прочная конструкция. Он был сделан из цельного куска ивы, представляющей собой коробку арфы со стенками толщиной 13 мм. Вы дополняете арфы куском другого дерева. Струны были сделаны из латуни и защипывались специальными длинными гвоздями. Арфу держали на левом плече, левая рука двигалась за струны в верхней части инструмента, а правая рука в нижней (басовой) области.Подобная система игры также используется в валлийской арфе, но ее нигде нет!

Ирландские арфы можно разделить на три группы в зависимости от периода их создания.
- арфы, изготовленные в 14-16 вв. (а может быть, и раньше, например, в 13 в.) были высотой около 70 см, струн около 30, ложа одинаковой глубины. Эта арфа называется ma
- арфы 16-го и 17-го веков были крупнее, имели чуть больше струн, более крупный резонансный корпус.
- В 18 векепоявляется высокая арфа, колонна которой в основном прямая

Откуда взялась арфа?

Мы знаем, что арфы уже использовались в древнейших известных цивилизациях, таких как Месопотамия! В знаменитом городе Ур обнаружены остатки лиры и арфы середины третьего тысячелетия до нашей эры! Вот и приходилось шумерам иметь дело с этим замечательным инструментом!!!! Ее знали и ассирийцы, как мы знаем, например, по каменным рельефам из Ниневии (7 век до н.э.) Именно с Ближнего Востока арфа попала в Европу.

В дохристианские времена арфа была известна грекам, а затем ее переняли галлы. Какое место занимала музыка в жизни людей того времени? Что ж, мы знаем из гомеровских эпосов, что музыка лиры трактовалась как почти ритуальный элемент, и рядом с ней пелись эпосы, обожающие героев. Со временем в Древней Греции лира стала непременным элементом всех песен о славных делах, совершаемых на великих, чудесных пирах.

Но как арфа повлияла на кельтов? В первую очередь кельты считаются воинами.Впрочем, греческие писатели уже упоминали, что среди кельтов есть поэты, а святые у лиры, великие деяния предводители. Этих поэтов называли бардами. Изначально арфы, которыми пользовались в Европе, имели прямоугольную или почти треугольную оправу (именно так арфу изображали в псатьях 9 века), смычок в арфе - азиатский акцент.
Много раз арфа появляется на высоких иранских крестах, что может свидетельствовать о том, что этот инструмент уже был известен в Ирландии, примерно в 8 веке, когда эти кресты начали появляться.

Слово арфа происходит от индоевропейского слова KER, что означает изогнутый, закрученный, слово KEREB является непосредственным источником слова harp в английском языке.Английский. Это слово впервые используется в стихотворении Венанция Фортуната, епископа Пуатье в VI веке, в котором, восхваляя франков, он пишет о кельтских и германских варварах:

Романская лира, plaudat tibi barbarus harpa, Graecus Achilliaca, crotta Britanna canat.

Вольный перевод:

Римляне гордятся лирой, варвары арфами, греческая лира Ахиллесом, бритты crott.

Насколько нам известно, слово арфа использовалось немцами для описания инструмента под названием лира.

К сожалению, мало что известно о появлении арфы в Ирландии в языческие и раннехристианские времена. В рукописях упоминается появление бардов (например, язычник Кронан в «Житии святой Колумчиеллы» святого Адамнана в 8 веке), а также упоминаются типы музыки, играемой на арфе. Это были причитания, радостная музыка и койсанки. Одна из прекрасных историй, теперь проверенная критиками, — это легенда и знаменитая арфа в Тринити-колледже в Дублине, относящаяся к 11 веку и принадлежавшая королю Брайану Бору.К сожалению, это более поздний инструмент. Представляется бесспорным, что в XII веке ирландцы широко использовали арфу, которая именовалась здесь CITHARA (о ней среди прочих пишет Giraldus Cambrensisi в «Topograpica Hiberniae»).

Какова была роль арфы в обществе ?

Арфа была инструментом, сопровождавшим рассказы о славных деяниях бардов при богатых дворах. Таким образом, его происхождение связано с определенной элитарной судьбой. Однако с течением веков этот инструмент становился все более плебейским, попадая под соломенные крыши и становясь элементом народной музыки.

Производство арф было уделом только мастеров. Это были выдающиеся специалисты и художники. Инструмент могли позволить себе только состоятельные люди, поэтому поэтам, бардам приходилось искать могущественных покровителей, чтобы приобрести необходимый им инструмент.

Жестокое завоевание Ирландии англичанами было направлено не только на захват земель и подавление населения, но и на уничтожение местной культуры, в том числе одного из символов Зеленого острова - арфы. Перезарядка выдающихся арфистов 16-17 веков.были общими. Важен тот факт, что в 16 веке для англичан все арфы, поэты и барды были подрывным элементом, настраивавшим народ против захватчиков, поэтому их жестко преследовали. Тем не менее, сама арфа стала символом Зеленого острова и широко использовалась даже на английских монетах уже в 16 веке, именно благодаря ирландским бардам, изгнанным из Ирландии, арфа появляется в Европе (даже В. Галилей писал об этом в XVI в.), распространению арфы на континенте способствовали и тысячи ирландцев, ставших наемниками при различных европейских дворах.

В 17 веке положение арфистов в Ирландии радикально изменилось. Многим бывшим покровителям пришлось покинуть страну или лишиться имущества. Жестокость Кромвеля способствовала значительному падению арфы.

Только 18 век даст начало своеобразному арфовому ренессансу. Затем появляется новое поколение бардов, часто прилипчивых, как легендарный Турлоу О'Кэролан. Они живут тяжелой жизнью странствующих музыкантов, путешествуя из одного двора в другой, играя ирландскую музыку, иногда даже сочиняя ее.Однако они уже играют по-другому, отказались от традиционной игры с длинными ногтями в пользу кончиков пальцев. В конце 18 века на знаменитом Собрании арфистов в Белфате только один из музыкантов использовал традиционный метод!

Интересно, что популярность арфы как традиционного ирландского инструмента начала возрождаться в 18 веке, но при этом людей, играющих на этом инструменте, становилось все меньше и меньше! Когда последний из великих арфистов умер в начале девятнадцатого века, часто в отчаянии, были сформированы два общества арфистов в Дублине и Белфате.Целью этих организаций было восстановление арфы и традиционной ирландской музыки. К сожалению, это были запоздалые меры, и старая ирландская традиция не имела шансов на выживание. Поэтому с девятнадцатого века можно говорить только о появлении нового качества - новой ирландской арфы. В прямом и переносном смысле. Изменилась конструкция арфы, она стала намного легче, струны мягче. Главным производителем арф для вышеупомянутых объединений был публицист Джон Иган.

Хотя настоящая музыка и арфы ушли в XIX веке.однако ему удалось сохранить много нот, что позволило восстановить старые звуки. По сей день арфа используется как красивый инструмент, характерный для Зеленого острова. Он также появляется во многих фолк-группах.

.

Смотрите также