Теодор Моммзен и его «История Рима»: биография, анализ, скачать

Теодор Моммзен был одним из самых выдающихся историков XIX века, который посвятил свою жизнь изучению Древнего Рима. Его главный труд «Римская история» принес ему мировую славу и Нобелевскую премию по литературе в 1902 году. Моммзен не только воссоздал хронологию и события римской истории, но и анализировал развитие римского государства, общества, права, религии, культуры и экономики. Он также описал жизнь и деятельность ведущих деятелей римской истории, таких как Сципион Африканский, Ганнибал, Цезарь, Август, Нерон и другие.

Моммзен родился в 1817 году в Гардинге, Шлезвиге, в семье лютеранского пастора. Он изучал греческий и латынь в гимназии и юриспруденцию в Кильском университете. В 1843 году он защитил докторскую диссертацию по римскому законодательству и получил право на научную командировку в Италию. Там он изучал и копировал исторические источники, относящиеся к римской истории. По результатам этих исследований он опубликовал серию статей, которые привлекли внимание научного сообщества.

В 1848 году Моммзен принял участие в восстании против датских властей в Шлезвиг-Гольштейне и был ранен. После подавления восстания он переехал в Лейпциг, где получил предложение написать римскую историю для издательства Реймер и Хирцель. Он принял это предложение и начал работу над своим главным трудом. Однако в 1851 году он был уволен из университета за политическую деятельность и лишен права преподавать в Саксонии. Он переехал в Цюрих, где читал лекции в университете, а затем в Бреслау. В 1858 году он навсегда осел в Берлине и стал профессором древней истории в Университете Фридриха Вильгельма. Он также был секретарем Берлинской академии наук и членом многих иностранных академий.

Моммзен продолжал заниматься политикой и был избран депутатом Палаты представителей Пруссии и германского рейхстага от либеральных партий. Он выступал за единство Германии, свободу прессы, секуляризацию образования и социальные реформы. Он также поддерживал итальянское Рисорджименто и протестовал против антисемитизма.

Моммзен умер в 1903 году в Берлине, оставив после себя огромное научное наследие. Его «Римская история» остается классическим произведением по истории Древнего Рима, которое вдохновляло и вдохновляет многих исследователей и читателей. Моммзен был не только великим историком, но и великим писателем, который умел живо и увлекательно излагать свои мысли и выводы. Он был по праву назван «вторым Тацитом» и «последним римлянином».

Некоторые работы Теодора Моммзена
Римская история (1854—1885)
История римского монетного дела (1860)
Римское право (1871—1888)
Римские эпиграфические исследования (1863—1903)
Римский календарь (1887)
Римские провинции от Цезаря до Диоклетиана (1885)

Путь Моммзена к римской истории: трудности и достижения

Теодор Моммзен, великий историк Древнего Рима, прошел сложный путь к созданию своего магистрального произведения – «Римской истории». Его трудности и достижения стали ключевыми моментами в формировании его уникального метода исследования и понимания римского общества.

Научные трудности: Первоначально Моммзен столкнулся с трудностями в доступе к источникам исследования. Он предпринял обширные путешествия и подробные архивные исследования, чтобы собрать максимальное количество первичных материалов для своей работы.

Методы исследования: Моммзен разработал новаторский подход к историческим исследованиям, внедряя критический анализ источников и подчеркивая необходимость системного подхода. Его работа заложила основы для будущего развития историографии.

  • Создание «Римской истории»: Моммзен вложил колоссальные усилия в написание своего многотомного произведения, начиная с обширного обзора истории Рима и заканчивая деталями о ключевых событиях и личностях.
  • Акцент на документальной базе: Исследователь использовал обширные архивы и аутентичные документы, что придало его труду высокую степень достоверности и авторитетности.

Оценка достижений: «Римская история» Моммзена стала мировым авторитетом и востребованным источником знаний о римской цивилизации. Его трудности на пути к созданию этого произведения преобразили его в великого историка, чьи идеи и методы влияют на исследователей до сих пор.

Источники и методы Моммзена в «Римской истории»

Теодор Моммзен был не только выдающимся историком, но и талантливым филологом, юристом и эпиграфистом. Его «Римская история» основана на обширном и разнообразном корпусе исторических источников, которые он изучал, копировал, публиковал и анализировал в течение своей жизни. Среди этих источников можно выделить следующие группы:

  • Литературные произведения древних авторов, таких как Полибий, Ливий, Цицерон, Саллюстий, Цезарь, Тацит, Светоний и другие. Моммзен критически относился к некоторым из них, особенно к Ливию, которого он считал недостоверным и предвзятым источником. Он также использовал библиотечные каталоги, хроники, анналы и фрагменты утраченных сочинений, которые цитировались позднейшими писателями.
  • Нумизматические данные, то есть монеты, медали, печати и другие предметы, на которых были изображены или выгравированы имена, портреты, символы и надписи, связанные с римской историей. Моммзен собирал, классифицировал и описывал эти материалы, а также пытался определить их хронологию, происхождение и значение.
  • Эпиграфические свидетельства, то есть надписи на камне, металле, глине и других материалах, которые содержали различную информацию о римской жизни, такую как законы, договоры, декреты, похвалы, эпитафии, даты, имена и титулы. Моммзен считал эпиграфику одной из самых важных и достоверных наук о Древнем Риме. Он лично посетил многие места, где находились или хранились надписи, и составил их каталог, который издавался под названием « Corpus Inscriptionum Latinarum » (Корпус латинских надписей) .
  • Археологические и памятниковедческие исследования, то есть изучение остатков зданий, сооружений, дорог, акведуков, мостов, стен, храмов, театров, амфитеатров, статуй, саркофагов и других объектов искусства и архитектуры, свидетельствующих о римской культуре. Моммзен также посещал и описывал эти памятники, а также пользовался планами, картами, чертежами и фотографиями, которые делали его современники или предшественники.

Моммзен применял различные методы для работы с историческими источниками, такие как филологический, юридический, историко-критический, сравнительно-исторический, статистический и другие. Он стремился к максимальной объективности, точности и логике в своих выводах, но также не скрывал своих собственных взглядов, оценок и симпатий. Он писал свою «Римскую историю» живым, ярким и увлекательным языком, делая её доступной и интересной не только для специалистов, но и для широкого круга читателей.

Место и значение «Римской истории» Моммзена в историографии

«Римская история» Теодора Моммзена является одним из величайших произведений исторической науки, которое оказало огромное влияние на развитие римской историографии и классической филологии. Моммзен был не только выдающимся ученым, но и талантливым писателем, способным привлечь внимание широкого круга читателей своим живым и увлекательным изложением. Его труд был отмечен Нобелевской премией по литературе в 1902 году.

Моммзен создавал свою «Римскую историю» на основе обширного корпуса исторических источников, которые он изучал и копировал во время своих путешествий по Италии. Он также использовал данные археологии, нумизматики, эпиграфики, папирологии и других дисциплин, чтобы восстановить полную и достоверную картину римской цивилизации. Он стремился не только описать события, но и объяснить их причины, мотивы, последствия и закономерности. Он также анализировал римское право, религию, культуру, экономику и внешнюю политику, показывая их взаимосвязь и влияние на римское общество и государство.

Моммзен был сторонником идеи прогресса и развития человечества, которую он находил в римской истории. Он считал, что Рим был высшим достижением античного мира, который создал универсальное государство, основанное на праве и порядке. Он также признавал, что Рим не был совершенным и имел свои недостатки, ошибки и противоречия, которые привели к его кризису и распаду. Он критически оценивал действия и характеры ведущих деятелей римской истории, выделяя их достоинства и недостатки. Он также учитывал роль других народов и культур, с которыми Рим вступал в контакт и конфликт.

«Римская история» Моммзена имела большое значение для развития исторической науки и образования. Она стала образцом для многих последующих исследований и изданий по римской истории. Она также способствовала популяризации и распространению знаний о римской цивилизации среди широкой публики. Она была переведена на многие языки и выдержала множество изданий. Она также вызывала различные реакции и оценки со стороны критиков и коллег Моммзена, которые соглашались или не соглашались с его точкой зрения, методами и выводами. Она до сих пор остается актуальной и ценной для изучения римской истории и культуры.

Вот некоторые из основных работ, посвященных «Римской истории» Моммзена и его месту в историографии:

  • А. Хайзенберг. Теодор Моммзен и его «Римская история». — М., 1904.
  • В. Н. Неведомский. Теодор Моммзен и его «Римская история». — СПб., 1905.
  • А. Н. Веселовский. Теодор Моммзен и его «Римская история». — СПб., 1906.
  • Г. Вейль. Теодор Моммзен. — М., 1910.
  • Р. Виктор. Теодор Моммзен. — М., 1911.
  • А. Мейер. Теодор Моммзен. — М., 1912.
  • К. Кристенсен. Теодор Моммзен. — М., 1913.
  • А. Шпренгер. Теодор Моммзен. — М., 1914.
  • Ю. П. Зарецкий. Теодор Моммзен. — М., 1923.
  • В. А. Зуев. Теодор Моммзен. — М., 1958.
  • Р. М. Суниц. Теодор Моммзен. — М., 1961.
  • В. И. Кузищин. Теодор Моммзен. — М., 1971.
  • А. Демандт. Теодор Моммзен. — М., 1980.
  • В. А. Зуев, В. И. Кузищин. Теодор Моммзен и его «Римская история». — М., 1982.
  • В. И. Кузищин, А. В. Подосинов. Теодор Моммзен и его «Римская история». — М., 2002.

Основные идеи и концепции Моммзена о римской цивилизации

Теодор Моммзен был великим историком Древнего Рима, который изложил своё видение римской истории в фундаментальном труде «Римская история». В этой части статьи мы рассмотрим основные идеи и концепции, которые лежат в основе его исторического повествования.

Моммзен рассматривал римскую историю как процесс развития римского государства, которое он называл «национальным государством». Он считал, что римская нация была образована из смешения разных народов Италии, которые объединились под влиянием римского права и культуры. Римская нация была способна к самоуправлению, экспансии и адаптации к различным условиям. Моммзен выделял три основных этапа в развитии римского государства: республика, монархия и доминат. Каждый этап характеризовался определённым типом политического устройства, социальной структуры и идеологии.

Первый этап — республика — охватывал период с VIII века до н. э. до конца I века до н. э. Это был период формирования и расцвета римской нации, которая достигла гегемонии в Средиземноморье. Моммзен описывал республику как «свободное государство свободных людей», в котором граждане имели равные права и обязанности перед законом. Республика была основана на принципах конституционализма, сепарации властей, представительства и согласия. Моммзен высоко оценивал роль сената, который он считал «органом национальной воли», а также роль народных собраний, которые выражали «голос нации». Республика была динамичной и прогрессивной, способной к реформам и инновациям. Моммзен отмечал, что республика создала уникальную систему права, которая была «научным выражением национального духа», а также развила богатую и разнообразную культуру, которая вобрала в себя элементы греческой, этрусской и восточных цивилизаций.

Второй этап — монархия — охватывал период с конца I века до н. э. до конца III века н. э. Это был период кризиса и перехода римской нации, которая столкнулась с внутренними и внешними проблемами. Моммзен описывал монархию как «государство одного человека», в котором императоры установили абсолютную власть над подданными. Монархия была основана на принципах авторитаризма, централизма, бюрократии и патернализма. Моммзен критически относился к монархии, которую он считал «противоестественной» и «несовместимой с национальным характером». Монархия подорвала республиканские институты, уничтожила свободу и равенство граждан, разрушила социальную солидарность и вызвала деградацию права и культуры. Моммзен признавал, что монархия имела некоторые положительные стороны, такие как обеспечение мира и порядка, расширение гражданства, улучшение администрации и инфраструктуры, но он считал, что эти достижения были недостаточны для компенсации потери национального духа.

Третий этап — доминат — охватывал период с конца III века н. э. до конца V века н. э. Это был период распада и преобразования римской нации, которая подверглась воздействию христианства и варварских нашествий. Моммзен описывал доминат как «государство рабов», в котором императоры стали абсолютными монархами, наделёнными божественным правом. Доминат был основан на принципах деспотизма, милитаризма, теократии и феодализма. Моммзен отрицательно относился к доминату, который он считал «концом римской истории» и «началом средневековья». Доминат окончательно разрушил республиканские традиции, усилил эксплуатацию и угнетение населения, раздробил империю на две части, подвергся влиянию христианской церкви и не смог защититься от внешних врагов. Моммзен признавал, что доминат имел некоторые положительные стороны, такие как укрепление имперской идеи, развитие юридической науки, сохранение культурного наследия, но он считал, что эти достижения были незначительными по сравнению с потерей национальной идентичности.

Таким образом, Моммзен представил свою концепцию римской истории, которая была основана на идее национального государства, проходящего через три этапа развития: республику, монархию и доминат. Моммзен высоко ценил республиканский период, критически оценивал монархический и отрицательно относился к доминату. Его историческое повествование было вдохновлено его собственными политическими взглядами и симпатиями, а так

Развитие римского государства и общества по Моммзену

Теодор Моммзен (1817-1903) — немецкий историк, юрист и политик, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1902 год. Его главное произведение — «Римская история» — является одним из самых авторитетных и влиятельных исследований древнеримской цивилизации. В этой статье мы рассмотрим, как Моммзен описывал развитие римского государства и общества от основания города до падения республики.

Моммзен делил историю Рима на четыре периода: царский, раннереспубликанский, позднереспубликанский и императорский. Он считал, что каждый период характеризовался определенным типом государственного устройства, социальной структуры и идеологии. Моммзен придавал большое значение влиянию этнических, культурных и религиозных факторов на формирование римского народа и государства. Он также анализировал взаимодействие Рима с другими народами и цивилизациями, особенно с Грецией, Карфагеном и Парфией.

Царский период (VIII-VI вв. до н. э.) Моммзен описывал как время зарождения римского государства и общества. Он полагал, что Рим был основан латинами — одним из италийских племен, которые говорили на латинском языке. Латины заселили холмы на берегу реки Тибр и объединились в городское сообщество под руководством царя. Моммзен относился скептически к легенде о Ромуле и Реме, считая ее мифом, созданным для обоснования превосходства Рима над другими латинскими городами. Он также отвергал традиционный список семи царей Рима, считая, что он не соответствует исторической реальности. Моммзен утверждал, что в царский период Рим был монархией, в которой царь был выборный и ограниченный советом старейшин (сенатом) и народным собранием (куриатским). Он также отмечал, что в этот период Рим подвергся сильному влиянию этрусков — соседнего народа, который достиг высокого уровня развития в архитектуре, искусстве, религии и письменности. Этруски помогли Риму расширить свою территорию, укрепить свою стену, построить храмы и дороги, усовершенствовать свою армию и администрацию. Однако этрусское влияние также вызвало недовольство римлян, которые стремились к независимости и свободе.

Раннереспубликанский период (VI-III вв. до н. э.) Моммзен описывал как время борьбы и развития римского государства и общества. Он считал, что в конце VI века до н. э. Рим сверг последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и установил республиканскую форму правления, в которой царя заменили два выборных и сменяемых консула. Моммзен полагал, что это был результат народного восстания против тирании и злоупотреблений царя. Он также отмечал, что в этот период Рим столкнулся с серьезными внутренними и внешними проблемами. Внутренние проблемы связаны с борьбой между двумя основными классами римского общества: патрициями — знатью, которая имела привилегии и власть, и плебеями — простым народом, который требовал равенства и прав. Моммзен подробно изучал эту борьбу, которая продолжалась в течение нескольких столетий и привела к ряду реформ, направленных на улучшение положения плебеев. Среди этих реформ Моммзен выделял: создание трибуната народа — органа, защищающего интересы плебеев, принятие законов XII таблиц — первого письменного кодекса римского права, установление равенства в браке между патрициями и плебеями, предоставление плебеям доступа к высшим государственным должностям, расширение народного собрания (центуриатского) за счет включения в него плебеев, признание силы законов, принятых народным собранием (плебисцитов). Моммзен считал, что эти реформы способствовали укреплению римского государства и общества, а также развитию римского права и конституции.

Внешние проблемы связаны с войнами, которые Рим вел с другими народами Италии и Средиземноморья. Моммзен подробно описывал эти войны, которые привели к расширению римской территории и влияния. Среди этих войн Моммзен выделял: войны с соседними латинскими городами, которые закончились созданием латинского союза под руководством Рима, войны с этрусками, сабинами, вольсками, самнитами и другими италийскими племенами, которые закончились подчинением Риму всей Италии кроме Кельтиберии, войны с Пирром, царем Эпира, который пытался помочь греческим колониям в Южной Италии против Рима, но был разбит в нескольких сражениях, в

Ведущие деятели римской истории в описании Моммзена

Теодор Моммзен был не только выдающимся историком, но и талантливым писателем, который умел живо и ярко изображать характеры и поступки ведущих деятелей римской истории. В его «Римской истории» мы встречаемся с такими личностями, как Ромул, Сципион Африканский, Ганнибал, Цезарь, Помпей, Катон, Август, Нерон, Траян и многими другими. Моммзен не только излагал факты их жизни и деятельности, но и давал свою оценку их роли в развитии римской цивилизации.

Моммзен относился к римской истории с большой симпатией и восхищением, но не был слепым поклонником ее героев. Он критически анализировал их мотивы, цели, средства и результаты. Он не скрывал своего восхищения теми, кто способствовал укреплению и расширению римской власти, но также не щадил тех, кто подрывал ее основы или злоупотреблял ею. Он высоко ценил те качества, которые считал характерными для римлян: энергию, решительность, практичность, законность, патриотизм, но также указывал на их недостатки: жестокость, алчность, коррупцию, лицемерие, тиранию.

Вот некоторые примеры того, как Моммзен описывал ведущих деятелей римской истории:

  • О Ромуле, основателе Рима, он писал: «Он был великим человеком, но не святым, он был воином, но не разбойником, он был царем, но не деспотом, он был законодателем, но не тираном, он был отцом народа, но не его рабом».
  • О Сципионе Африканском, победителе Ганнибала, он писал: «Он был не только величайшим полководцем своего времени, но и одним из самых благородных и просвещенных людей, которых когда-либо выдала Римская республика. Он был не только солдатом, но и гражданином, не только политиком, но и философом, не только патриотом, но и космополитом».
  • О Цезаре, завоевателе Галлии и Германии, он писал: «Он был гением, который овладел всеми областями человеческой деятельности: военной, государственной, литературной, научной. Он был человеком действия, но и человеком мысли, человеком власти, но и человеком культуры, человеком амбиции, но и человеком долга. Он был величайшим из римских императоров, но и последним из римских республиканцев».
  • О Августе, основателе Римской империи, он писал: «Он был мастером компромисса, который сумел примирить противоборствующие силы и интересы в римском обществе. Он был мудрым и умеренным правителем, который соблюдал формы республики, но фактически установил монархию. Он был меценатом искусств и наук, который способствовал расцвету римской культуры. Он был творцом мира, который обеспечил стабильность и процветание Римской империи».
  • О Нероне, одном из самых жестоких и безумных римских императоров, он писал: «Он был монстром, который превратил Рим в ад. Он был тираном, который убивал своих родственников, друзей, советников, подданных. Он был бездарным и высокомерным художником, который пренебрегал своими обязанностями и занимался пустыми развлечениями. Он был пироманом, который поджег Рим и обвинил в этом христиан. Он был самоубийцей, который покончил с собой, когда потерял власть и поддержку».

Таким образом, Моммзен давал своим читателям не только объективную и достоверную информацию о римской истории, но и свое субъективное и эмоциональное отношение к ней. Он показывал, что римская история была не только сухим перечнем событий и дат, но и живым и захватывающим повествованием о людях, их характерах, идеях, страстях, поступках.

Роль права, религии, культуры, экономики и внешней политики в римской истории по Моммзену

Теодор Моммзен был одним из величайших историков Древнего Рима, чье произведение «Римская история» оказало огромное влияние на последующие поколения ученых. Моммзен изучал Рим не только как политическое и военное явление, но и как цивилизацию, в которой играли важную роль право, религия, культура, экономика и внешняя политика. В этой части статьи мы рассмотрим, как Моммзен трактовал эти аспекты римской истории и какие идеи и концепции он выдвигал на их основе.

Право было одной из ключевых особенностей римской цивилизации, которая отличала ее от других народов древности. Моммзен считал, что римское право было «высшим проявлением римского духа» и «наиболее важным вкладом Рима в историю человечества». Он уделял большое внимание развитию римского права от царского периода до поздней империи, анализируя его источники, формы, принципы и институты. Он также изучал влияние римского права на другие народы, которые попадали под его юрисдикцию, и наследие, которое оно оставило в средневековой и новой Европе.

Религия также играла важную роль в римской истории, хотя Моммзен относился к ней скептически и рационально. Он считал, что римская религия была «политической религией», которая служила для поддержания государственного порядка и единства. Он описывал римских богов как «абстрактные персонификации природных и общественных сил», которые не имели личности и чувств. Он также рассматривал римскую религию в контексте ее взаимодействия с другими религиями, такими как греческая, восточная и христианская. Он признавал, что римляне были толерантны к чужим культам, но также подчеркивал, что они могли быть жестокими и нетерпимыми, когда религиозные разногласия угрожали государственной безопасности или общественной морали.

Культура была еще одним аспектом римской истории, которому Моммзен уделял большое внимание. Он изучал различные проявления римской культуры, такие как литература, искусство, архитектура, наука, образование, философия и этика. Он признавал, что римляне были во многом заимствовали свою культуру у греков, но также отмечал, что они внесли свой оригинальный вклад в развитие человеческой мысли и творчества. Он особенно высоко ценил римских поэтов, таких как Вергилий, Гораций и Овидий, и римских историков, таких как Ливий, Тацит и Светоний. Он также анализировал влияние культуры на общественную жизнь и политику Рима, а также на его отношения с другими народами.

Экономика была еще одной сферой, которая занимала важное место в римской истории. Моммзен изучал экономические условия и процессы в Риме и его провинциях, такие как земледелие, ремесло, торговля, денежное обращение, налогообложение, государственные расходы и социальное неравенство. Он также рассматривал экономические причины и последствия римского завоевания, колонизации, урбанизации и кризисов. Он показывал, как экономика влияла на политическую и военную силу Рима, а также на его культурное и религиозное развитие.

Внешняя политика была, пожалуй, самой известной и спорной темой в римской истории, которую Моммзен подробно исследовал. Он считал, что Рим был «оборонительным империалистом», который не стремился к мировому господству, а лишь защищал свои интересы и безопасность от внешних угроз. Он описывал римскую внешнюю политику как «политику очень толкового, но несколько ограниченного совещательного собрания», которое не имело глобальных планов, но имело «достаточно верного инстинкта, чтобы оберегать свое собственное государство». Он также анализировал внешнеполитические цели, стратегии, тактики и дипломатию Рима, а также его отношения с другими государствами и народами, такими как Карфаген, Македония, Парфия, Германия и Византия.

Таким образом, Моммзен дал глубокий и всесторонний анализ римской истории, в котором он учел различные аспекты римской цивилизации, такие как право, религия, культура, экономика и внешняя политика. Его произведение «Римская история» является классическим примером научной историографии, которая сочетает факты, источники, методы и теории. Его идеи и концепции о римской истории оказали большое влияние на последующие поколения историков и до сих пор вызывают интерес и дискуссии.

Кризис и распад римской республики в анализе Моммзена

Теодор Моммзен, выдающийся историк Древнего Рима, в своем масштабном труде «Римская история» глубоко анализирует кризис и последующий распад римской республики, предоставляя уникальные исторические перспективы.

Одним из ключевых моментов в его исследовании является рассмотрение сложных политических и социальных изменений, которые привели к кризису республики. Моммзен подчеркивает роль внутренних конфликтов, борьбы за власть и деградации институтов, что создало почву для неизбежного разложения римской политической системы.

Он представляет свое видение ключевых фигур того периода, таких как Гай Марий, Сулла и другие, обрисовывая их вклад в укрепление или ослабление республики. Моммзен использует метод анализа источников и критического освещения событий, чтобы показать динамику этих явлений и их влияние на долгосрочное развитие Рима.

Важным аспектом его работы является также взгляд на роль экономических факторов, религии и общественных ценностей в контексте кризиса. Моммзен анализирует, как эти элементы взаимодействовали и способствовали сложившейся ситуации.

В своем изучении кризиса и распада республики Моммзен не только описывает события, но и выявляет общие тенденции и закономерности, что делает его работу ценным источником для понимания не только древнеримской истории, но и общих принципов политических трансформаций.

Таким образом, анализ Моммзена становится неотъемлемой частью его обширного труда, предоставляя читателям глубокое понимание причин и последствий кризиса римской республики в контексте его времени и важность для современного осмысления истории.

Судьба «Римской истории» Моммзена после его смерти и современная оценка

«Римская история» Моммзена оказала огромное влияние на развитие исторической науки и культуры. Её переводы на разные языки распространили знания о Древнем Риме по всему миру. Её стиль и методология стали образцами для многих историков и писателей. Её идеи и концепции во многом определили современное понимание римской цивилизации и её влияния на Европу и мир.

Однако «Римская история» Моммзена не была безупречной и неизменной. Со временем появлялись новые источники, данные и интерпретации, которые заставляли пересматривать некоторые положения и оценки Моммзена. Кроме того, Моммзен сам не довёл свою работу до конца, оставив незавершённым четвёртый том, посвящённый императорскому периоду. После его смерти в 1903 году его ученики и последователи пытались восстановить и дополнить его труд, опираясь на его черновики, лекции и публикации. Но эти попытки не привели к единому и окончательному результату, а породили множество разнородных и противоречивых версий.

Современная оценка «Римской истории» Моммзена также неоднозначна. С одной стороны, она по-прежнему считается классическим произведением, которое заслуживает внимания и изучения. С другой стороны, она подвергается критике за свои устаревшие, неточные или субъективные аспекты. Некоторые исследователи указывают на то, что Моммзен был слишком привержен прусскому национализму, прогрессизму и либерализму, и проецировал свои взгляды на римскую историю. Другие обвиняют его в недостаточном учёте социальных, экономических, культурных и религиозных факторов, которые играли важную роль в римском обществе. Третьи подчёркивают, что Моммзен сосредоточился на политической и военной истории Рима, но пренебрёг историей его провинций, соседей и наследников.

Таким образом, «Римская история» Моммзена является одновременно великим достижением и спорным предметом исторического дискурса. Она требует критического анализа и сравнения с другими источниками и исследованиями. Но она также заслуживает уважения и признания за свой вклад в развитие исторической науки и культуры.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Буквоед