Украшения в викторианском стиле
Викторианский стиль: королевская эпоха в украшениях
Парюра с цветами апельсина. Элементы парюры (брошь, венок, серьги) были подарены принцем Альбертом королеве Виктории с 1839 по 1846 год. Золото, фарфор, эмаль, вельвет. Фото: Royal Collection Trust
Викторианский стиль сейчас как никогда вдохновляет современных ювелиров. Рассказываем, откуда у повального увлечения руками, черепами и змеями в украшениях ноги растут.
Марина Волкова
Правление королевы Виктории в Англии растянулось на десятилетия. Харизматичная монархиня сформировала особую моду на украшения. Характерные, узнаваемые вещи тех лет сегодня часто попадают на рынок, что делает викторианский стиль актуальным и двести лет спустя.
Королева Виктория правила 63 года, из которых почти тридцать пришлось на затяжной траур. «Примеряться» к этой роли она начала ещё в 1950-х, первый раз облачившись в чёрное на кончину кузена. В 1960-х последовало сразу несколько смертей: сначала скончалась мать, затем страстно любимый супруг принц Альберт, что привело к многолетнему трауру.
Викторию называли «виндзорской вдовой», она крайне редко появлялась на публике. Что не мешало ей коллекционировать украшения и задавать моду на них. Сначала стиль королевы перенимали при дворе, затем он становился популярным в народе, а вскоре распространился и за пределы страны.
Траур
Во многом викторианский стиль определила именно траурная тематика. Отсюда выбор популярных цветов с доминантной чёрного. Скорбь по ушедшей любви отразилась на востребованных мотивах. И даже на модных камнях: появился целый ряд новых, о которых раньше не знали или не использовали. К тому же появились целые направления, заданные этой стилистикой: например, украшения, сплетённые из волос любимых. Большое влияние на ювелирное искусство эпохи оказывали и археологические открытия, а также увлечение натурализмом, основанное на теории Чарльза Дарвина, и распространение машинного, массового производства. Так, именно викторианскую Англию можно считать родиной бижутерии.
Сентиментальные и мемориальные украшения
Викторианский стиль – это прежде всего сентиментальные украшения с любовной символикой. Ключевыми украшениями эпохи стали так называемые мемориальные. Например, медальоны, украшенные живописными миниатюрами с портретами супругов, возлюбленных и детей, с обратной стороны которых было сделано отделение для локона волос любимого человека. Были и браслеты такого плана (тут уже могла быть целая семейная галерея), и фермуары (центральный элемент украшения с двойной функцией: это и застёжка, и декор). У королевы был такой медальон с локоном любимого мужа и браслет с прядями волос девятерых детей. Украшения, сделанные, в том числе, из волос, стали характерной приметой эпохи. Интересно, что создавали их не только профессиональные ювелиры, но и светские дамы, для которых это стало модным хобби. Наряду с локоном в медальоне могли быть целые миниатюры с неким сюжетом (например, букет или нечто вроде пейзажа), сделанные из волос разного цвета (тут чаще использовали конский волос), или даже полноценные украшения из волос, например, в виде браслетов плотного плетения.
Символизм
Сентиментальные настроения определяли и модные мотивы. Во всём зашифровывались символы. Особенной популярностью пользовались украшения с деталями в виде якорей, сердец, купидонов, сплетённых рук и змей. Часто делали кольца со змеями, кусающими свой хвост: закольцованная форма считалась символом вечной любви (таким было обручальное кольцо самой Виктории). Якорь символизировал надежду. Изображение сердца или амуров – всеобъемлющую любовь. Сплетённые руки – верность. Интересно, что выбор мотивов часто сказывался и на моде на те или иные материалы. Например, стали делать много украшений с бирюзой, – потому, что цвет бирюзы и её пластические возможности позволяли хорошо передавать кожу змеи.
Неизвестный мастер. Колье в виде уробороса, пожирающего собственный хвост. Англия. 1835-1840. Золото, серебро, бирюза, рубины, жемчуг, бриллианты. Фото: ©Victoria & Albert Museum, LondonМатериалы
Моду на материалы задавала и сама королева. Так, в период самого глубокого траура она увлеклась украшениями из гагата, прессованного угля. В 1860-х как раз открыли его залежи в Йоркшире. Виктория, а за ней и весь свет, стали носить подвески, серьги, кулоны, вырезанные из гагата (а люди попроще – из его стеклянной имитации, так называемого французского гагата). До сих пор в Англии во время самого строгого траура предписывается носить как раз такие.
Другой пример – так называемые шотландские агаты. Прогуливаясь по побережью недалеко от своего замка Балморал в Шотландии, Виктория нашла кусок жёлто-коричневого агата и попросила оправить его в брошь. Что стало отправной точкой для целой плеяды «шотландских» украшений эпохи.
Кресты
Одним из немногих украшений, дозволявшихся в траур, стал крест. И драгоценности с различными изображениями крестов прочно вошли в моду на десятилетия. Так, дама могла носить ожерелье с центральным элементом в виде мальтийского креста из гагата или драгоценную подвеску на цепочке с модным крестом «а-ля Жанетт»: крест обвивает змей, а сам он крепится к сердцу.
Memento more
Траурная тематика могла воплощаться и в более мрачной форме. Так, в моду вошли украшения в стиле memento more, напоминающие о бренности бытия. Это кольца или подвески с изображениями черепов и костей, увядающей природы или даже гробового камня.
Браслет из темных волос. Золото, опалы, мозаика. 1855-1865. Англия. Фото: Victoria & Albert Museum, LondonИ, конечно, цветы
Более жизнерадостные варианты романтической символики были связаны с языком цветов и камней. Например, набор камней в кольце мог нести глубокий смысл. Самый популярный вариант – кольца с выстроенными в ряд разноцветными драгоценными камнями, по первым буквам которых складывалось слово Regard, «почёт».
Смотрите также
Выбирались определенные цветочные мотивы. Неожиданно на пике популярности оказались… незабудки, как символ чистой, невинной любви.
Насекомые
Увлечение природными мотивами носило и более приземлённый характер. Ювелиров ценили за их умение как можно более достоверно изображать цветочные букеты, насекомых или птиц. Иногда этот интерес обретал и довольно экстравагантный характер. Так, характерными для викторианского стиля стали украшения с… насекомыми. Ультрамодными были, скажем, ожерелья с покрытыми лаком жуками.
Phillips Brothers. Парюра из бразильских жуков. Тиара, ожерелье и серьги из высушенных зеленых долгоносиков c переливающимися надкрыльями, оправленными в золото в египетском стиле с мотивами лотоса. Изготовлены для Леди Гранвиль братьями Филлипс. Жуки были подарком от португальского посла.
Историзм
Наконец, викторианская эпоха, длившаяся больше полувека, знала увлечение не одним историческим стилем и, соответственно, техникой. Многое определялось едва ли не главным увлечением эпохи – археологией. Последовательно прошла мода на Ренессанс, античность, Средневековье. Отсюда волны интереса к различным эмалям, микромозаике на манер древнеримской, филиграни, как в украшениях из греческих некрополей, готическим мотивам. Также сменялась мода на всё экзотическое: от арабского побережья Африки, Магриба, до Японии и древней Ассирии с её ярким, самобытным искусством, мотивы которого стали повторять в украшениях. В середине века снова стали популярны камеи (их часто носили в брошах). Но теперь уже их вырезали на раковинах или ониксе. Особенно славились такими изделиями итальянцы.
Кольцо из золота и бриллиантов с «бирюзовым скарабеем». 1850-1900. Фото: ©Victoria & Albert Museum, LondonМассовость
Наконец, наряду с подлинными ювелирными шедеврами викторианская эпоха дала миру первый масс-маркет. С развитием промышленности и повсеместным внедрением станков стало возможным «клепать» (штамповать) не только сталь, но и золото. Благодаря чему появилось множество более бюджетных брошей, подвесок, медальонов и браслетов с траурной, сентиментальной или исторической тематикой, которые могла себе позволить любая дама. Нарождающийся средний класс подогрел интерес к такой демократичной продукции. Появилась и первая бижутерия, когда вместо камней и вовсе использовали их имитации: из синтетики или огранённого стекла. Причём некоторые вещи на волне того, что они были новыми и необычными, становились ультрамодными: вроде украшений из вулканита, лавы (ещё один любимый материал украшений королевы).
Избыточность
Викторианская эпоха при всей своей сентиментальности никогда не отличалась скромностью. Украшений носили много и самых разных. Дама могла быть буквально увешана крупными, заметными ожерельями, цепочками, брошами, браслетами. За что уже в начале XX века (Виктория скончалась в 1901-м) моду тех лет стали яро критиковать и от противного подались в аскетизм (но лишь временно).
Подпишитесь на нашу рассылку
Еженедельный дайждест о ювелирном искусстве.
Я согласен с правилами сайта и хочу получать рассылку!
OlesyaНаверх
Пожалуйста, разрешите использование cookies для эффективной работы с сайтом. Разрешить.
принимаю условия соглашенияЮвелирные украшения викторианской эпохи - стили романтизм, неоготика и другие
Чуть ранее мы опубликовали первую статью из цикла статей о художественных стилях и ювелирных украшениях — об исторических стилях (барокко, рококо, классицизм и ампир). Исторически, наступающему веку романтизма предшествовала эпоха классицизма (с венчающим ее ампиром) — строгий и уравновешенный буржуазный стиль. Впрочем, которому суждено было смениться на свою практически полную противоположность.
В упомянутой выше статье также приводится западная классификация ювелирных стилей. В соответствии с ней,
стили и движения эпохи романтизма укладываются в долгие годы правления королевы Виктории — знаменитую и великую «викторианскую эпоху».
Эпоха романтизма — чувства, надежды, развитие
Считают, что романтизм (англ. Romanticism) пришёл из Англии (в середине 18 века именно там вышло несколько «готических романов» о Средневековье). Преддверием романтизма называют течение сентиментализм (франц. sentiment — чувство). Сентиментализм возник во второй половине 18 века как ответ чванству «цивилизации», «царства разума». Сентиментализм отражает тезис Жан-Жака Руссо: «Разум может ошибаться, чувство — никогда!». В принципе, сентиментализм не выработал собственной эстетики, но он соединил классицизм и романтизм.
Романтизм в некотором смысле- широкая река, охватившая одновременно все виды искусства и гуманитарную науку в конце 18 – и до начала 20 века.
Причины появления романтизма. Пожалуй, это реакция на результаты Великой Французской революции и рацио-рамки века Просвещения, а также на буржуазию вообще. «Романтики» выступали против удушения искусства «канонами», и против рассудочного к нему подхода, свойственного классицизму. Приверженцев «романтического» стиля интересовал фольклор, демократия средневековья и ренессанса (точнее, их сказочный элемент, карнавал, склонность к гротеску). Романтизм можно рассматривать также как общее мироощущение, преимущественно молодежное — стремление к идеалу и свободе творчества: не правда ли, современно?
Украшения романтизма носят порой сентиментальный характер.
Украшения в викторианском стиле эпохи романтизма
Поскольку художественные стили и исторические эпохи не имели резких границ, перетекая из одной в другую, иногда не очень просто разграничить ювелирные изделия принадлежностью к одному стилю.
Романтизм — это…
- «траурные украшения» (англ. mourning jewelry) — памятные браслеты с миниатюрой в центре (сплетенные из волос любимых), или траурные кольца с вставками из гагата и оникса. Это медальоны, броши и браслеты «с секретом» — прядями возлюбленных или детей. Локоны скрывала крышка с эмблемами дружбы, любви или траура.
Мода на траурные (либо памятные) украшения вспыхнула с новой силой после смерти любимого мужа королевы Виктории, принца Альберта, и одновременно — начала Гражданской войны в Америке. Памятные украшения стали в том числе делать из разных видов чёрных материалов, таких как гагат, чёрное стекло, оникс, черная эмаль или окрашенный рог. Таким образом, пришла мода на чёрный цвет сам по себе, сохранившаяся до наших дней.
Больше иллюстраций «траурных украшений» можно найти в нашей статье об исторических стилях – в разделе классицизма, который предшествовал эпохе романтизма.
- характерные для этого времени украшения из железа. После войны германские патриотки, отдавшие все свои драгоценности на борьбу с Наполеоном, украшались сталью.
- полудрагоценные и поделочные камни (агаты, малахит, сердолик, ониксы, кораллы), которые, как и раньше, идут на «дневные» украшения. С 1860-х годов возникла мода на гранаты и бирюзу. Мелкой бирюзой «осыпали» ветки и листья драгоценностей, а крупные, чистые камни в зубчатых оправах помещали в более парадные изделия.
- на бальные парюры шли самые прекрасные и яркие драгоценные камни — изумруды, рубины, сапфиры и, конечно, алмазы. Из Бразилии подоспели топазы экстра-класса, аметисты и аквамарины, которые не блёкли даже в окружении бриллиантов. Высоко ценились «русские камни» — уральские изумруды и александриты.
Вскоре бальные драгоценности украсили австралийские опалы, сапфиры Юго-Восточной Азии и пресловутые бриллианты из Южной Африки. Поражали солитеры — крупные бриллианты безупречного качества.
Но тяга к жемчугу осталась неизменной. Крупные жемчужины собирали в ожерелья и серьги, более мелкими обрамляли цветные драгоценные камни, камеи и миниатюры.
Интереснее всего изучать украшения исторических стилей, разглядывая портреты представителей соответствующей эпохи. Ниже — целая галерея образов эпохи романтизма — самых разных его периодов и течений:
Эпоха романтизма: исторические неостили в 19 веке
Парад неостилей XIX века открыла неоготика. Не заставил себя долго ждать стиль неорококо (второе рококо), это Наполеон III и Евгения 1852-1870 гг, это «стиль Луи-Филиппа» во Франции и «ранний викторианский стиль» в Англии период 1830-1840 годов. Дальше — больше: второй ампир, неоренессанс, необарокко, третье рококо, неоклассицизм… В пространной России искусство середины и второй половины XIX века назвали обобщённо —историзмом.
Неоготика пришла в Европу из Англии, где в это время романтикой Средневековья грезили писатели, художники, архитекторы… В моду вошли имитации изделий эпохи Средновековья, украшения из чугуна.
Неорококо выразилось в увлечении буржуазии усыпанными красивыми камнями брошами-букетами на высоких стеблях и другими украшениями эпохи рококо. Новобогатеи обращались к неорококо (и барокко), желая особо парадных, вечерних украшений, пышных брошей-склаважей, брошей-бантов.
Стиль неоренессанс (основателем его считают Франсуа-Дезире Фроман-Мёриса, друга Виктора Гюго) — это украшения с объёмными деталями в виде сфинксов на концах браслетов, миниатюрные фигурки-статуи на булавках для галстуков и другие изделия с рельефными деталями, ферроньерки (налобное женское украшение времён Леонардо да Винчи). Ювелиры широко использовали эмали.
Неогреческий стиль (конец 1860-х годов) вводит мотивы и орнамент греческих и этрусских украшений. Камеи, мозаики, гравированный меандр, акант, пальметты — вновь появились в кольцах, ожерельях, браслетах, брошах. Золотые колье и серьги дополняли подвески в виде античных амфор (актуально и поныне). Узоры из мелкой зерни (поклон искусству этрусков) украсили браслеты и медальоны.
Античные корни имеет и мотив змеи, модный в середине века. Золотые змеи в камнях, жемчугах и эмалях, а иногда и сплетённые из волоса (!), обвивали дамам руки, шею, талию.
Флористика и анималистика второй половины 19 века
Пресмыкающиеся «подтянули» за собою птиц, зверей и насекомых. Вообще, тема «драгоценной флористики и анималистики» солировала тогда во весь голос. Сама королева Виктория (смешав зоо-стиль с сентиментализмом) была хозяйкой ожерелья из зубов оленя, убитого супругом на охоте. Каждый зуб помечен датой, а на застежке начертано «застрелен Альбертом»). Создавая зоо-украшения (с изображениями лебедей, орлов, ящериц, всевозможных насекомых), ювелиры следовали натуре, умело подбирая колорит камней.
Наконец, светская публика выдохнула — серпентарий сменился райским садом.
Достижения ювелиров второй половины 19 века
Это время создания новых сплавов металлов и новых способов огранки камней; изобретено гальваническое золочение и серебрение; применяют платину и полихромное золото; возрождаются и оттачиваются технологии ювелирной эмали. Приходит механизация изготовления изделий, что ускоряет и удешевляет производство.
Луи Франсуа Картье и Фредерик Бушерон выдержали испытание временем; их имена и сегодня на слуху).
Итальянский ювелир Пио Фортунато Кастеллани раскрыл секреты тончайшей зерни и филиграни. В России в это время трудились Леопольд Зефтиген, ювелиры семьи Болин и классик историзма в ювелирном творчестве, Карл Фаберже.
Но 19 век на исходе, в последнем его двадцатилетии уже ощутимо начало модерна — нового властителя улиц и афишных тумб, интерьеров и выставочных залов.
Подробнее об особенностях викторианской эпохи и стиля романтизм можно прочитать, например, в следующих источниках:
http://lenaborodulina.livejournal.com/8703.html
http://www.beladora.com/2013/01/the-victorian-era/(на английском)
Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ
ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Ювелирные украшения в стиле барокко и рококо. Украшения в стиле классицизма и ампира | Ювелирные украшения ар нуво (или стиля модерн) | Ювелирные украшения ар деко (арт деко) | Украшения в авангардных стилях — кубизм, конструктивизм, абстракционизм, футуризм и хайтек | Украшения в стиле стимпанк | Классика в современных ювелирных изделиях | Отчет с лекции Васильева об истории ювелирных украшений | Геометрические украшения | Ювелирный стиль примитивизм
Поделитесь статьей с друзьями
Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ
Victorian Jewelry - Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Относится к викторианским украшениям
- старинные викторианские украшения
- антикварные украшения
- викторианское кольцо
- викторианское ожерелье
- винтажные украшения
- эдвардианские украшения
- готические украшения
- украшения в стиле арт-деко
Antique Victorian Jewelry - Etsy.

Последние комментарии: